Пути повышения физического состояния учащихся начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: поиск путей повышения физического состояния и здоровья учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
Задачи:
1.Изучить анатомо-физиологические особенности детей 7-10 лет.
2.Дать характеристикудвигательной активности учащихся начальной школы в режиме дня.
3. Определить значение физической подготовленности для жизнедеятельности младших школьников.
4. Определить пути повышения органического состояния учащихся начальной школы

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3-4
Глава I. Здоровье и физическая подготовленность учащихся начальной школы (7-10 лет) …………………………………………………………….5-13
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей 7-10 лет
1.2 Формы организации учащихся в режиме учебного дня.
1.3 Значение физической подготовленности для жизни деятельности
организма учащихся младших классов
Глава II. Пути повышения физического состояния учащихся начальной школы…………………………………………………………………………14-20
2.1 Пути повышения физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры
2.2 Пути повышения двигательной активности во внеклассных формах организации занятий
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 109.00 Кб (Скачать)


 

 


План

 

Введение ………………………………………………………………………3-4                                                                                                          

Глава I. Здоровье и физическая подготовленность учащихся начальной школы (7-10 лет)  …………………………………………………………….5-13                                                                      

           1.1 Анатомо-физиологические особенности детей 7-10 лет

           1.2 Формы организации учащихся в режиме учебного дня.

           1.3 Значение физической подготовленности для жизни деятельности

                  организма учащихся младших классов

Глава II. Пути повышения физического состояния учащихся начальной школы…………………………………………………………………………14-20

           2.1 Пути повышения физической подготовленности учащихся на          уроках физической культуры

           2.2 Пути повышения двигательной активности во внеклассных формах                             организации занятий

Заключение………………………………………………………………………21

Список литературы………………………………………………………….22-23

 


 

                                      Введение

В настоящее время достаточно четко определены основные формы организации физического воспитания школьников и этого не достаточно. Вопросы физического воспитания за последние годы все больше и больше привлекают внимание педагогической и медицинской общественности, а так же родителей. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей. Особенно это важно в 7-10 лет.

Дальнейшие научные исследования и поиски учителей должны быть направлены на разработку дифференцированного физического воспитания. Специалистов физическойкультуры не может удовлетворить методика, рассчитанная на так называемого среднего ученика. Важно определять типичное для отдельных однородных групп школьников (по полу, возрасту, степени физического развития и др.) и индивидуализировать содержание и методические приемы учебно-воспитательной работы (С.А. Дешле, 1982).

Разработка дифференцированного физического воспитания это сложный и трудоемкий процесс, требующий в первую очередь накопления большого фактического материала и значительного обогащения наших знаний об особенностях роста и развития организма детей, подростков и юношей.

Глубокое, всестороннее изучение учащихся – первое и основное условие. Но если это изучение будет проводиться вне эксперимента, без исследования эффективности того или иного педагогического воздействия, то оно даст лишь поверхностный информирующий материал. Поэтому весьма важно накапливать научные данные о тех изменениях в росте и развитии детей, которые происходят в результате определенных внешних влияний (социально-экономических, климатогеографических, педагогических), с тем, чтобы выделить более существенные и полезные(С.А. Дешле, 1982).

Для того чтобы развивать каждого школьника, необходимо регулярно осуществлять контроль за уроками физической подготовки, физическим развитием, состоянием здоровья и разрабатывать конкретные методические рекомендации по совершенствованию физической культуры. Особенно важен и эффективен индивидуальный и дифференцированный подход в младшем школьном возрасте.

Значительное влияние на здоровье и физическое состояние детей оказывают социально – экономические факторы. В связи с этим возникает потребность к изучению физического состояния учащихся, выявление отстающих параметров и выработку методик. Рекомендаций для повышения уровня здоровья, физического развития и подготовленности.

Цель: поиск путей повышения физического состояния и здоровья учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Задачи:

1.Изучить анатомо-физиологические особенности детей 7-10 лет.

2.Дать характеристикудвигательной активности учащихся начальной школы в режиме дня.

3. Определить значение физической подготовленности для жизнедеятельности младших школьников.

4. Определить пути повышения органического состояния учащихся начальной школы

 


Глава I. Здоровье и физическая подготовленность учащихся начальной школы (7-10 лет)

 

1.1 Анатомо-физиологические особенности детей 7-10 лет

 

В детском возрасте должен быть особо выделен период прихода ребенка в школу. В этот период происходит адаптация к новым условиям существования, неодинаково переносимым детьми.

В первые недели и месяцы обучения у первоклассников обнаруживаются неблагоприятные сдвиги нервной и сердечно-сосудистой систем, снижение темпов нарастания массы тела, изменения неспецифической реактивности организма. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в сроках адаптации от 3 до 16 недель.

Не все дети 7-летнего, а особенно 6-летнего возраста физически и психологически готовы к школьному режиму и обучению. У детей, начинающих обучение раньше 7 лет, трудности адаптации возрастают. Среди 7-летних детей число не обладающих функциональной готовностью к школе колеблется от 0 до 14,7%, а среди 6-летних - от 10 до 50%. К показателям, на основании которых можно судить о степени функциональной готовности детей к обучению, относятся уровни развития психики, здоровья и моторики. Развитие моторики определяет соматическую зрелость, адаптацию к школьным нагрузкам. Современные шестилетки отличаются недостаточной физической подготовленностью, низким уровнем работоспособности, низкой устойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, преобладанием непроизвольного внимания над произвольным, а также повышенной чувствительностью к ограничению двигательной активности и низкой сопротивляемостью к инфекционным заболеваниям (В.П. Губа, 1982).

Методика физического воспитания детей должна отвечать возрастным морфофункциональным и психическим особенностям их организма. Известно, что для детей младшего школьного возраста, и особенно для шестилеток, наиболее обременительным элементом школьного режима является длительное сидение за партой, что способствует хронической перегрузке позвоночника. Поэтому позвоночник должен быть предметом особых забот при подборе упражнений во время физкультминуток. Это наклоны, прогибания, вращения. Следует использовать и упражнения в положении сидя за партой – так называемые позотонические упражнения. Это энергичные сокращения и напряжения попеременно мышц разгибателей и сгибателей конечностей и туловища с одновременным сильным растягиванием мышц-антагонистов. Начинать и заканчивать цикл этих упражнений целесообразно потягиванием мышц, так как сидение за партой связано с наклоном туловища вперед. В конце занятия выполняются упражнения на внимание.

У 6-летних детей наблюдается бурный рост тела в длину. Ребенок теряет избыточную округлость, у него интенсивно растут скелет и мускулатура, усиливается процесс окостенения, начинается формирование и окостенение грудной клетки и позвоночника. Быстрый скачкообразный рост приводит к несоответствию структуры и функции органов и систем, что делает организм 6-летнего ребенка чрезвычайно податливым к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе к ограничению двигательной активности, статическим нагрузкам, психическому напряжению. Поэтому школьный режим шестилеток должен включать разнообразные формы и средства физического воспитания, обеспечивающие высокий уровень двигательной активности (С.А. Дешле, 1982).

Установлено, что в возрасте 6-7 лет значительно увеличиваются по сравнению с детьми 4-5 лет резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, позволяющие выполнять продолжительное время аэробную работу умеренной интенсивности. Сердечно-сосудистая система 6-летнего ребенка способна удовлетворить потребность организма при выполнении нагрузок на выносливость мощностью 60-70% от максимальной. Многими авторами показана возможность развития выносливости у 6-7-летних детей с помощью широкого включения в уроки физической культуры и физкультурно-оздоровительные занятия циклически повторяющихся комплексов физических упражнений, равномерного бега, ходьбы на лыжах, езды на велосипеде и других упражнений циклического характера. Высокая эффективность педагогического воздействия объясняется тем, что в 6-7 лет наблюдается естественный бурный прирост выносливости и как следствие – повышенной чувствительности к воздействию физических нагрузок, направленных на ее развитие. Стимулировать развитие выносливости необходимо, так как она тесно связана с работоспособностью ребенка и определяет его готовность к обучению в школе, способствует успешному преодолению учебных нагрузок, лучшему усвоению знаний по общеобразовательным предметам, значительно повышает его физическую работоспособность и положительно сказывается на развитии скоростно-силовых качеств.

Такие нагрузки, как, например, бег умеренной интенсивности (40-60% от максимальной скорости), способствует повышению функциональных возможностей организма, снижению заболеваемости. Объем равномерного бега для детей 6 лет должен составлять 1000-1500 м, которые они успешно преодолевают за 8,5–9 мин без особого напряжения.

В этом возрасте можно развивать практически все качества и обучать всем движениям, чему способствует интенсивное развитие двигательной функции. Отставание прироста физических качеств от прироста антропометрических показателей свидетельствует о неправильной методике физического воспитания и отрицательно сказывается как на физическом развитии, так и на умственной работоспособности.

Комплексное развитие физических качеств с направленным развитием выносливости создает базу для освоения более сложных по координации двигательных действий.

На начальных этапах обучения необходимо заложить фундамент физического совершенствования человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности.

Возраст 7-9 лет, характеризуется замедлением темпов роста, плавностью развития, постепенностью изменений структур и функций организма. Высшая нервная деятельность, двигательная функция достигают достаточно высокой степени развития и способствуют в этом возрасте овладению технически сложными формами движения, требующими точности, высокой согласованности движений, быстроты, гибкости и ловкости (В.И. Никитин, 1982).

Повышается способность детей к выполнению малоинтенсивной работы в течение сравнительно продолжительного времени. Особенно высока чувствительность к действию малоинтенсивных упражнений, развивающих выносливость у детей в возрасте до 11 лет. С 12 до 15 лет эффективность этих упражнений снижается, выносливость стабилизируется или даже незначительно падает.

Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах). С 9 до 11-12 лет у мальчиков прослеживается высокая чувствительность к динамическим силовым упражнениям. У девочек силовая выносливость с 9 до 11 лет достигает показателей 15-16-летних девушек.

Статические усилия у младших школьников сопровождаются быстрым утомлением. Однако для поддержания правильной осанки во время сидения за партой, правильной позы во время выполнения физических упражнений необходимо применять статические усилия при обязательном контроле за дыханием. Для профилактики дефектов осанки больше внимания необходимо также уделять развитию мышц туловища. В связи с тем, что относительные величины силы мышц (на 1 кг массы тела) близки к показателям взрослых людей, в этом возрасте широко используются упражнения для воспитания силы, связанные с преодолением массы тела (типа лазанья в наклонном и вертикальном положениях). При этом необходимо помнить, что мышцы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Большие по объему и интенсивности нагрузки приводят к высоким энергозатратам, что может повлечь за собой общую задержку роста. Необходимо избегать асимметрических упражнений, чрезмерного развития гибкости, резких толчков во время приземлений при прыжках, неравномерной нагрузки на левую и правую ноги, больших нагрузок на нижние конечности. Эти упражнения могут вызвать смещение костей таза, неправильное их сращение, привести к плоскостопию, нарушениям осанки у детей.

Ограничена у детей младшего школьного возраста и способность работать «в долг». Они прекращают интенсивную работу, когда кислородный долг составляет лишь 1 л. Выносливость к работе субмаксимальной интенсивности возрастает лишь к 12 годам. В состоянии покоя, и тем более при мышечных нагрузках, у детей наблюдается большая напряженность функций сердечно- сосудистой и дыхательной систем, состоянии покоя, и тем более при мышечных нагрузках, у детей наблюдается большая напряженность функций сердечно- сосудистой и дыхательной систем, высокая кислородная стоимость работы.

В работе с детьми младшего школьного возраста важное место занимает развитие мышления, состоящего в переходе от наглядно-образного к словесно-логическому, рассуждающему мышлению, окончательное формирование которого происходит уже в подростковом возрасте. Своевременному формированию и успешной перестройке всех психических процессов в значительной мере содействует целенаправленная двигательная деятельность (С.А. Дешле, 1982).

Кроме формирования жизненно необходимых навыков ходьбы, бега, прыжков, метаний, на уроках физической культуры необходимо научить детей сохранять правильную осанку, анализировать мышечные ощущения, контролировать свои действия, решать тактические задачи.

В этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания. Им свойственна высокая эмоциональность, сильно развита потребность в движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. Сопротивление утомлению осуществляется у младших школьников за счет движений, которые являются защитной физиологической реакцией на перенапряжение. В этом случае никакие запреты и замечания учителя не помогут. Помогут только упражнения (В.И. Никитин , 1982).

 

1.2 Формы организации учащихся в режиме учебного дня

 

Физическое воспитание в школах полного дня осуществляется в традиционных формах его организации, решая те же задачи, что и в обычной школе. Однако условия и режим работы школы позволяют более эффективно реализовать возможности всех форм физического воспитания на основе преемственности содержания классноурочных занятий со всеми внеучебными формами, взаимных связей содержания и методики проведения разнообразных форм внеклассной работы, определенных элементов обязательности для всех учеников участия во внеклассных мероприятиях, более широкой и разносторонней подготовки физкультурного актива и выявления интересов школьников для профориентационной работы на педагогическую профессию (С.А. Дешле, 1982).

Информация о работе Пути повышения физического состояния учащихся начальной школы