Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:16, реферат
Использование физических нагрузок для снижения состояния тревожности и депрессии.
Около 30 % случаев госпитализации в США связано с различными психическими расстройствами. По данным Администрации по проблемам социальной защиты, эти расстройства занимают 3-е место среди причин нетрудоспособности. Среди различных психических переменных главное внимание направлено на состояние тревоги и депрессии. Хотя миллионы американцев
страдают от этих нарушений, не для всех из них характерны психопатологические состояния; многим присущ субъективный дистресс. Для всех этих людей регулярные физические занятия имеют терапевтическое значение и помогают снижать чувство тревоги и депрессии.
Личность.
В исследовании, цель которого состояла в том, чтобы определить влияние программы физических тренировок на мужчин среднего возраста, была получена некоторая информация о том, как физические нагрузки могут изменять личность (Ismail, Young, 1973). В результате программы занятий испытуемые повысили уровень своей физической подготовленности, а также отметили значительные психологические изменения. У них повысились уровень уверенности в себе, самоконтроль, улучшилось воображение. Последующие исследования в этой области подтвердили полученные результаты. Однако выводы делать пока еще рано.
Физические нагрузки и самовосприятие.
Общепризнано, что в результате физических тренировок может измениться
восприятие собственного тела и повыситься уровень самовосприятия. В ряде исследований наблюдали положительную
взаимосвязь между изменением уровня подготовленности и повышением уровня самооценки (Sonstroem, Morgan, 1989). Повышение уровня самооценки после программ физических занятий наблюдали у различных групп населения: у женщин, студентов, подростков с избыточной массой тела, учащихся 7-го класса, учащихся начальной школы и т.д. Отмечено преимущество программ занятий, направленных на повышение уровня физической подготовленности, над школьными программами физического воспитания с точки зрения повышения уровня самооценки.
Следует обратить внимание специалистов в области физического воспитания на взаимосвязь между уровнем физической подготовленности и уровнем самооценки. Значительный уровень самооценки необходим для нормального психического развития и адаптации детей, а физические нагрузки являются важным ингредиентом, помогающим детям и взрослым лучше себя оценивать. Физические нагрузки могут влиять на уровень самооценки посредством следующих факторов:
• увеличение уровня физической подготовленности;
• достижение цели;
• ощущение соматического благополучия;
• чувство компетентности, мастерства или контроля;
• усвоение здоровых привычек;
• социальный опыт;
• внимание, обусловленное экспериментом;
• подкрепление со стороны других людей, авторитетных для данного человека (Sonstroem, 1984).
Физические нагрузки могут быть средством профилактики заболеваний, обусловленных стрессовыми ситуациями, особенно у людей с высокой психологической выносливостью
Физические нагрузки
и психологическая
• чувство личного контроля внешних явлений;
• чувство вовлечения, ответственности и цели в повседневной жизни;
• способность адаптироваться к неожиданным изменениям, воспринимая их как вызов или возможность дальнейшего роста (Gentry, Kosaba, 1979).
Исследователи пытались выяснить, как физические нагрузки в сочетании с психологической выносливостью могут снизить некоторые отрицательные воздействия стресса. Результаты одного из исследований позволили сделать вывод, что служащие с высокими показателями психологической выносливости и физической активности были физически более здоровыми, чем те, кто имел высокий показатель лишь по одному аспекту. Иными словами, сочетание высокой психологической выносливости и физических нагрузок является более эффективным средством сохранения хорошего состояния здоровья, чем наличие высокого показателя лишь по одному аспекту.
Когнитивное функционирование
Долгое время считали, что развитие двигательных способностей имеет большое значение для развития умственных способностей детей (Piaget, 1936). Предполагалось также, что потенциальные возможности обучения колеблятся в зависимости от уровня физической подготовленности. С начала 70-х годов ученые стали искать доказательства этим двум предположениям. В результате многочисленных исследований были получены противоречивые результаты (Tomporowski, Ellis, 1986). В частности, одни ученые отмечают, что физические нагрузки повышают когнитивные возможности во время и после физических нагрузок, по мнению других ученых, они либо влияют отрицательно, либо вообще не влияют на умственные способности. У испытуемых, выполняющих кратковременную, но интенсивную физическую нагрузку (например, поднятие тяжести),
отмечается повышение умственных процессов. Это говорит о том, что физическая нагрузка может вначале способствовать осуществлению процессов внимания, непосредственно воздействуя на центральную нервную систему. Вместе с тем при увеличении продолжительности нагрузки вследствие мышечного утомления положительное влияние может прекращаться. Таким образом, уровень физической подготовленности предопределяет положительный или отрицательный характер воздействия физических нагрузок на умственную деятельность. Высокоинтенсивные физические нагрузки небольшой продолжительности повышают умственную деятельность, в отличие от нагрузок большой продолжительности, которые оказывают отрицательное воздействие, если только спортсмен не отличается очень высоким уровнем физической подготовленности
Это очень важный момент. Спортсменам приходится принимать критические решения в течение ограниченного отрезка времени, анализируя при этом очень большой объем информации. Более физически подготовленный спортсмен может лучше реагировать на различные ситуации по мере накопления утомления.
Представьте себе игрока в американский футбол в конце матча. Его команда проигрывает два очка, но имеет шанс закончить матч победой. Игрок, уставший в изнурительном поединке, который проходил в жаркую погоду, двигается назад, чтобы отдать пас. Он видит, что все игроки закрыты, а на него двигается соперник. Вместо того чтобы отойти и найти открытого партнера, он решает бросить мяч в «толпу» игроков. В результате мяч оказывается у соперников и надежды на успех развеиваются. Неверное решение частично может быть обусловлено утомлением, которое «затуманило» мышление игрока.
ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ КАК ДОПОЛНЕНИЕ К ЛЕЧЕБНЫМ ПРОЦЕДУРАМ
Психика в значительной степени влияет на тело. Это подтверждает широкое распространение таких психосоматических
расстройств, как головная боль при мигрени, гипертензия, импотенция. Ученые установили, что при адекватном «использовании» тела оно может оказать положительное влияние на психику (Folkins, Sime, 1981).
Миллионы американцев страдают от различных видов депрессии, состояния тревоги; физические нагрузки, как показывают результаты исследований, могут снижать степень этих расстройств. Результаты исследований, кроме того, свидетельствуют, что нагрузки аэробной направленности взаимосвязаны и с другими положительными изменениями, включая повышенную самооценку, настроение и более высокие уровни производительности. Не удивительно, что с конца 70-х годов физические нагрузки стали использовать в качестве дополнения к лечебным процедурам.
РЕЗЮМЕ
Все больше возрастает роль физических нагрузок в повышении психического здоровья, поскольку значительное количество людей сталкиваются с такими проблемами, как депрессия и состояние тревоги. Физические нагрузки аэробной направленности взаимосвязаны со снижением уровня тревожности и депрессии. Их связь с психическим здоровьем носит скорее корреляционный, чем казуальный характер. Самочувствие людей улучшается, как правило, сразу же после физической нагрузки и остается повышенным в течение нескольких часов. Бегуны испытывают так называемое чувство эйфории. Это чувство возникает после пробегания достаточно большой дистанции (как правило, не менее 5 миль) в удобном темпе. У некоторых бегунов и занимающихся может развиваться чувство привыкания к физическим нагрузкам. Положительное привыкание оказывает положительное психологическое и физиологическое воздействие на человека. В то же время отрицательное привыкание к физическим нагрузкам отрицательно сказывается на взаимоотношениях с членами семьи, друзьями, а также отрицательно влияет на процесс трудовой деятельности.
Физические нагрузки положительно влияют на ряд факторов, в частности, они способствуют повышению самооценки, уверенности в себе, а также улучшают мыслительные процессы. Для объяснения положительного воздействия физических нагрузок на психическое здоровье используют чаще всего две гипотезы: гипотезу отвлечения внимания и гипотезу эндорфинов. Поскольку физические нагрузки взаимосвязаны с положительными психическими изменениями, их широко используют в качестве дополнения к традиционным методам терапевтического воздействия.
Причины, побуждающие людей заниматься физической культурой.
Поскольку половина
взрослого населения ведет
1. Контроль массы тела. Многих людей волнует проблема, как поддерживать свою форму и оставаться сильным, ловким и подтянутым. Большинство людей, столкнувшись с проблемой избыточной массы тела, в первую очередь думают о каких-то эффективных диетах. Несомненно, диета способствует снижению массы тела, однако физические нагрузки также очень эффективны. Многие люди боятся, что физические нагрузки повышают аппетит. Следует знать, что при небольшой продолжительности физической нагрузки этого не происходит. Некоторые считают, что физические нагрузки не обеспечивают сжигания количества энергии, достаточного для существенного снижения массы тела, однако это не так. Например, если вы будете пробегать по 3 мили 5 раз в неделю, то в течение года сможете снизить массу тела на 20—25 фунтов, не уменьшая энергетической ценности потребленной пищи.
Снижение массы имеет значительные положительные последствия для здоровья человека. Избыточная масса тела и малоподвижный образ жизни — основные факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Следовательно, регулярные физические нагрузки не только обеспечивают контроль массы тела, но и «устраняют» физическую малоподвижность как фактор риска.
Физические нагрузки в сочетании с рациональным режимом питания обеспечивают снижение массы тела. Однако такое снижение должно происходить постепенно и медленно
2. Сниженный риск развития гипертензии. Регулярное выполнение физических нагрузок приводит к снижению как систолического, так и диастолического артериального давления. Как и избыточная масса тела, гипертензия является одним из основных факторов развития сердечно-сосудистых заболеваний. По мнению ученых, оптимальные для долголетия показатели артериального давления составляют 110 мм рт.ст. (систолическое) и 70 мм рт. ст. (диастолическое). Повышение систолического давления до 150 мм. рт. ст. увеличивает возникновения болезней сердца более чем в два раза. Результаты ряда исследований
указывают на то, что артериальное давление можно снизить посредством регулярного выполнения физических нагрузок.
3. Снижение стресса и депрессии. Регулярное выполнение физических нагрузок связано с улучшением самочувствия. В современном обществе наблюдается значительное увеличение числа людей, страдающих депрессией и повышенным состоянием тревоги. Физические нагрузки — один из способов обеспечения более рационального отношения к различным стрессовым ситуациям.
4. Удовольствие. Хотя многие люди начинают заниматься физической культурой с целью укрепить здоровье или снизить массу тела, если человек не получает удовольствия от занятий, он может перестать заниматься. Главная причина участия подростков в организованной спортивной деятельности — получение удовольствия. По мере взросления на первый план выходит необходимость эффективно тренироваться и достигать успеха.
Положительное физиологическое и психологическое воздействие физических нагрузок — один из способов убедить
людей, ведущих малоподвижный образ жизни, начать заниматься физической культурой
5. Развитие самооценки. Физические нагрузки тесно связаны с повышением чувства самооценки и уверенности в своих силах. Многие люди испытывают удовлетворение от выполнения того, что раньше они не могли выполнить. Например, пробежка трусцой расстояния в 1 милю приносит людям радость, так как они продвигаются к поставленным целям. Кроме того, люди, которые регулярно занимаются физической культурой, более уверены в том, что они хорошо выглядят.
6. Общение. Очень часто люди начинают заниматься из-за возможности пообщаться с другими людьми. Они встречаются с другими занимающимися, избавляются от одиночества и находят себе друзей. Как показывают результаты обследований, 90% участников различных программ физической подготовки предпочитают заниматься с партнером или группой, а не в одиночку. Люди, занимающиеся в группах, получают друг от друга социальную поддержку.
Почему люди не занимаются физической культурой.
Несмотря на
очевидное положительное
Информация о работе Положительное и отрицательное влияние спорта на человека