Оздоровительная физическая культура как фактор укрепления и сохранения здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Цель работы – составить представление о теоретико-методических основах оздоровительной физической культуры. Задачи работы:
1. Оздоровительная физическая культура как фактор укрепления и сохранения здоровья в структуре рабочего и свободного времени населения;
2. Направления оздоровительной физической культуры;
3. Формы и средства оздоровительной физической культуры.

Файлы: 1 файл

2013 курсовая наброски Тимошенко.docx

— 97.28 Кб (Скачать)

Одной из влажнейших задач ППФП является избирательное, направленное развитие физиологических функций, к которым предъявляются повышенные требования в конкретном виде трудовой (учебной) деятельности. От их уровня развития зависит степень освоения специальности, а потому они получили название «артериальных», т.е. входящих в критерий профессиональной пригодности к данной профессии. При этом на производстве учитывают условия труда и используют занятия физической культурой и спортом как фактор, способный противодействовать влиянию профессиональных вредностей, устранять последствия неблагоприятных рабочих поз, усиливать сопротивляемость организма к экстремальным климатическим условиям: жаре или холоду.

ПФП представляет собой специфический вид физического воспитания, непосредственно и органически связанный с настоящей или будущей профессиональной деятельностью. Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в   связи   с   особыми   внешними условиями труда.

 Занятия в группах профессионально-прикладной физической подготовки трудящихся (ППФП). Поскольку ППФП отличается специфическими особенностями, то выбор видов и форм занятий осуществляется с учетом настоящей или будущей профессиональной деятельности рабочих и студентов. У них целесообразно совершенствовать те психофизические качества и функциональные системы организма, которые помогут развить способность избранной профессии. Это условие является решающим при организации ППФП, а также при строительстве и оборудовании спортивных площадок, центров здоровья, проведении спартакиад, профессиональных конкурсов, соревнований.

В средних специальных и высших учебных заведениях средства ППФП включаются в подготовительную часть занятий по физическому воспитанию или проводятся в виде отдельных занятий, на которых совершенствуются необходимые для предстоящей деятельности психофизические качества.

В зависимости от конкретных условий в каждом отдельном случае могут вноситься определенные коррективы: к примеру, может быть перераспределено время между частями занятия. Однако общие принципы построения занятия непременно соблюдаются.

В различных видах трудовой деятельности отдельные профессионально важные физические и психические качества и их сочетания неодинаковы. Известны конкретные виды физических упражнений, использование которых развивает определенные, нужные для каждой из профессиональных групп качества. При построении занятий учитывают характер и условия труда занимающегося, рабочую позу и нагрузку на различные органы и системы, уровень общей и специальной физической подготовленности.

Помимо урочной формы занятий в группах ППФП широко используются применение комплексов физических упражнений.

Профилированные спортивные занятия. Профилированные спортивные занятия (ПСЗ) в наибольшей степени развивают профессионально важные физические и психические качества. Проведение их основывается на явлении переноса тренированности, что позволяет использовать эффект занятий для достижения определенных результатов в труде.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, в нерабочее (вне учебное) время. Продолжительность занятия 60-90 мин. Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. В процессе проведения занятий необходим, в частности, дифференцированный подход к занимающимся, так как они, как правило, различаются по возрасту, физическому развитию и физической подготовленности, стажу и профилю работы. Характер и степень неблагоприятных влияний труда на организм занимающегося также учитываются при подборе средств ППФП.

В связи с различной прикладной направленностью видов спорта с целью ППФП их разделяют на семь групп.

Первую группу составляют виды спорта, которые предъявляют повышенные требования к координации движений. Это акробатика, гимнастика, прыжки в воду.

Во вторую группу входят виды спорта, характеризующиеся циклическими движениями, главная черта которых — развитие выносливости. К ним относятся: бег, лыжный спорт, конькобежный спорт, велоспорт, гребля и др.

Для третьей группы характерна сила и быстрота движений, в свою очередь она делится на две подгруппы: перемещения максимальной массы (тяжелая атлетика) и создание максимального ускорения при постоянной массе (легкоатлетические метания).

Четвертая группа объединяет виды спорта, которые способствуют быстрому сбору и освоению информации в условиях борьбы с соперником. Это все виды единоборств.

Пятая группа особенно успешно тренирует центральную нервную систему в связи с необходимостью обеспечить опережающее и предупреждающее действие. К ним относятся: мотоспорт, конный, водно-моторный спорт.

Шестая группа «воспитывает» нервную систему при малых физических нагрузках. В эту группу входят шахматы, шашки и т.д.

Седьмая группа тренирует способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Это современное пятиборье, биатлон, триатлон. Чтобы выяснить механизм воздействия различных видов спорта на рост ППФП трудящихся различных профессий, учитывают их физиологические характеристики.

Занятия прикладными видами спорта. Особое значение для решения задач ППФП имеет использование прикладных видов спорта (автоспорт, мотоспорт, пожарно-прикладной спорт, радиоспорт и др.). Принципиальные особенности занятий этими видами спорта заключаются в сложных формах оперативной деятельности спортсмена в системе «человек-техника», предъявляющие значительные требования к центральной нервной системе, анализаторам, уровню развития психических и физических качеств.

 Поэтому прикладные  виды спорта по сравнению с  другими, традиционными, в большей  степени адаптируют человека  к ряду профессий, связанных с  управлением сложной техникой и особыми внешними условиями. Методисты по ОФК должны хотя бы в общих чертах знать основы прикладных видов спорта, методику организации и проведения занятий.

Спортивно прикладные соревнования. Высокая действенность спортивно-прикладных соревнований связана с их максимальными физическими и психологическими нагрузками, возможностью совершенствования прикладных умений и навыков и проверкой в экстремальных ситуациях, приближенных к типичным условиям профессиональной деятельности.

Соревнованиям также свойственны игровой характер упражнений, насыщенность эмоциональными моментами и прочие особенности, позволяющие психологически легче перенести в процессе состязаний нагрузки, вплоть до предельных. Занятия прикладными видами спорта и соревнования позволяют достичь высокой степени совершенства необходимых специалисту качеств, умений и навыков.

 

      1. Производственная гимнастика

 

Производственная гимнастика (ПГ) это вид оздоровительной физкультуры используется в различных формах непосредственно на производстве. Вводная гимнастика перед началом работы способствует активизации двигательных нервных центров и усилению кровообращения в рабочих мышечных группах. Она необходима особенно в тех видах производственной деятельности, которые связаны с длительным сохранением сидячей рабочей позы и точностью выполнения мелких механических операций.

Задачами ПГ являются:

а) более быстрая настройка систем и функций организма на предстоящую работу;

б) снижение утомляемости и повышение эффективности отдыха в процессе труда (учебы);

в) восстановление работоспособности и повышение производительности труда;

г) снижение производственного травматизма;

д) приобщение людей к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Характеристика средств, производственной гимнастики.

Средствами производственной гимнастики являются физические упражнения, оказывающие положительное воздействие на функции организма.

Производственная гимнастика включает в себя следующие формы:

Вводная гимнастика. Комплекс упражнений вводной гимнастики включает 6-8 упражнений, выполняемых в начале рабочего дня. Он способствует сокращению периода врабатываемости и настройке на предстоящий вид деятельности. Вводная гимнастика в зависимости от интенсивности « темпа выполнения упражнений оказывает различное влияние на процесс приспособления организма к работе. Наиболее выраженный эффект наблюдается при выполнении физических упражнений средней интенсивности в темпе, соответствующем рабочему ритму.  Таким образом, задача вводной гимнастики состоит в том, чтобы посредством физических упражнений, подобранных с учетом специфики и характера трудовой деятельности, ускорить протекание физических процессов и тем самым создать условия для быстрейшей настройки организма на трудовую деятельность и поддержание в течение длительного времени высокого уровня работоспособности.

Под влиянием вводной гимнастики происходит соответствующая установка ЦНС на осуществление конкретных динамических стереотипов, которые лежат в основе трудовой деятельности. Благодаря этому сокращается период врабатывания, что позволяет наиболее продуктивно использовать рабочее время, обеспечить высокую работоспособность и производительность труда. Вводную гимнастику выполняют перед началом работы.

Физкультпауза. Физкультурная   пауза   служит  для   того, чтобы предупредить развитие утомления, улучшить функциональное состояние организма и тем самым способствовать поддержанию на высоком уровне рабочего ритма, темпа, концентрации внимания. Достигается это включением  в   работу  мышц,   не   принимавших  активного  участия в процессе труда. Это возбуждает центры, бездействующие в работе, и одновременно вызывает более глубокое торможение других, участвовавших в трудовой деятельности. В отличие от вводной гимнастики физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений и выполняется во время рабочей смены (прил. 7-9).  Физкультурная пауза оказывает наиболее благоприятное влияние,  если  она проводится в момент, предшествующий   развитию   утомления,   при   появлении первых признаков снижения работоспособности. Преждевременное проведение   физкультурной  паузы   может   «сбить»   рабочую   настройку, что приведет к снижению работоспособности

Физкультминутка. Научно доказана целесообразность использования в режиме труда да ряда профессий (конструкторы, педагоги, операторы счетно-вычислительных машин, водители автотранспорта и др.) комплексов упражнений ПГ в виде физкультминуток.

Включаемые в режим рабочего дня, они снижают утомление и повышают работоспособность организма.   В  зависимости от производственных условий занятия проводятся коллективно или индивидуально. Физкультминутки не требуют большой затраты времени, что позволяет применять их несколько раз (4-5) в течение рабочей смены, независимо от того, включена ли в режим дня физкультурная пауза Это способствует устойчивому повышению работоспособности грудящихся, особенно в ночную смену. Очень полезны такие занятия для людей, чей труд требует напряжения внимания и носит монотонный характер.

Физкультурные минутки относятся к малым формам активного отдыха, проводятся в течение 1-2 мин и состоят из 2~3 упражнений. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия и использоваться в течение как рабочего дня, так и в учебное время, по мере необходимости.

Физкультурные минутки локального воздействия направлены на отдых тех анализаторов или мышечных групп, в которых в первую очередь ощущается усталость.

Микропауза активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся 20-30 с. Цель микропауз — ослабить утомление путем снижения возбудимости центральной нервной системы, нормализации мозгового и периферического кровообращения, снижения утомления отдельных анализаторных систем. В микропауза активного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, приемы самомассажа, ходьба по помещению и т.д. На протяжении рабочего (учебного) дня они могут применяться многократно, по мере необходимости, индивидуально, вместе с другими формами производственной гимнастики.

 

      1. Послетрудовая реабилитация

 

Общеизвестно, что каким бы не был труд человека, к концу рабочего дня, он, как правило, утомляется. Степень утомления в зависимости от характера и организации труда, условий, в которых он протекает, физического состояния и здоровья работающего может быть различной — слабо выраженной, умеренной или сильной.

Таким образом послетрудовая реабилитация (ПР) направлена на снятие утомления после рабочего дня.

Основными задачами послетрудовой реабилитации являются:

а) снижение утомления;

б) восстановление работоспособности;

в) профилактика профессиональных заболеваний;

г) повышение общефизического состояния трудящихся;

д) укрепление здоровья.

Общее утомлении по характеру можно подразделить на физическое, нервно-психическое и смешанное.

Физическое утомление вызвано большими нагрузками во время рабочего процесса, что бы человек испытывал более меньшее физическое утомление можно ему предложить сочетание активного и пассивного отдыха.

Нервно-психическое утомление развивается при умственном труде, как правило, протекающем в условиях малой ДА. Оно успешно снимается динамическими нагрузочными упражнениями, включающими в активную деятельность весь опорно-двигательный аппарат, функциональные системы (в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегуляционную и др.). В восстановительные занятия включают также упражнения силового характера.

И в смешанном нервно-физическом утомлении используют вышеуказанные методы снятия утомления.

Исходя из выше перечисленного мы можем сказать что послетрудовая реабилитация имеет несколько форм:

Восстановительная гимнастика. Эта гимнастика проводится сразу после рабочего дня снятия утомления у трудящихся. Она может выполнятся даже на рабочих местах если они отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Этот комплекс физических упражнений с элементами самомассажа длится примерно 7-10 минут по 7-9 упражнений. Упражнения в восстановительной гимнастики подбираются таким образом что бы снять утомления с наиболее загруженных во время работы систем организма.

Информация о работе Оздоровительная физическая культура как фактор укрепления и сохранения здоровья