Оздоровительная физическая культура как фактор укрепления и сохранения здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Цель работы – составить представление о теоретико-методических основах оздоровительной физической культуры. Задачи работы:
1. Оздоровительная физическая культура как фактор укрепления и сохранения здоровья в структуре рабочего и свободного времени населения;
2. Направления оздоровительной физической культуры;
3. Формы и средства оздоровительной физической культуры.

Файлы: 1 файл

2013 курсовая наброски Тимошенко.docx

— 97.28 Кб (Скачать)

Введение

 

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов - внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность.

Физическая культура так же важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека. Так же это важнейшее условие высокой работоспособности. Физическая слабость человека  и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе действуют на психику человека и вызывают эти чувство неполноценности, развивая такие качества, как пессимизм, робость неверие в свои силы, замкнутость, индивидуализм.

А так как физическая культура неотъемлемая часть оздоровительной физической культуры, то оздоровительная физическая культура становится одним из основных факторов здорового образа жизни, который на данный момент более лучше следит за здоровьем человека и достигает колоссальных результатов его поддержания.

Цель работы – составить представление о теоретико-методических основах  оздоровительной физической культуры.

Задачи работы:

1. Оздоровительная физическая культура  как фактор укрепления и сохранения здоровья в структуре рабочего и свободного времени населения;

2. Направления оздоровительной физической культуры;

3. Формы и средства оздоровительной физической культуры.

 

Практическая значимость

Данная курсовая работа может быть использована студентами факультета физической культуры при подготовке к занятию по теории физической культуры.

1    Оздоровительная физическая культура  как фактор укрепления и сохранения здоровья в структуре рабочего и свободного времени населения

 

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Так как здоровье важнейшее свойство живого организма применительно к человеку является мерой духовной культуры, показателем качества жизни и в то же время результатом нравственных уложений социальной политики.

Здоровье как социально-биологическая основа жизни всей нации есть в конечном счете результат политики государства, создающего у своих граждан духовную потребность относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, а к его сохранению — как к необходимой основе реализации своего предназначения к продлению здорового рода, как к задаче энергетического обеспечения созидательного труда, гарантии совершенного генофонда, основе развития творчества и духовности.

Здоровье нации приобрело качество системообразующего фактора в динамическом социальном процессе дестабилизации жизни мужчин и женщин, детей и стариков.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем 
организма человека, основу которого составляет биологическая 
программа индивидуального развития, опосредованная базовыми 
потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым 
механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

  1. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
  2. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
  3. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Исходя из этого мы можем сформулировать определение о образе жизни. Образ жизни — это биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни — это «лицо» индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.

А вот важнейшим   аспектом   образа  жизни   является   здоровый образ жизни (ЗОЖ) — такая организация труда, отдыха, творческого самовыражения, отправления культурных и физиологических потребностей человека, которые обеспечивают ему выполнение биосоциальных функций, физическое и психическое здоровье, активное долголетие и,  в  конечном  счете,  гармоническое  развитие личности во всех возрастных периодах.

Исходя из выше перечисленного о здоровье, мы можем сформулировать определение оздоровительной физической культуры.

Оздоровительная физическая культура (ОФК) – это специфическая сфера использования средств физической культуры и спорта, направленная на оптимизацию физического состояния человека, восстановление сил, затраченных в процессе труда (учебы), организацию активного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов   производства   и   окружающей   среды.

Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней (как в ЛФК) и доступны всем практически здоровым людям.

Оздоровительная физическая культура выполняет следующие функции, имеющие непосредственное отношение к проблеме формирования стабильного здоровья:

1. Образовательная функция — использование оздоровительной физической культуры в общей системе образования с целью формирования жизненно-важных двигательных умений и навыков, приобретение специальных знаний в области теории и методики физической культуры, необходимых для ведения здорового образа жизни.

2. Оздоровительная функция — использование средств оздоровительной физической культуры в системе мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, наличия заболеваний или расстройств здоровья и т.п.

3. Воспитательная функция — формирование качеств личности и черт характера, позволяющих сформировать оптимальный психологический климат в обществе, коллективе, семье, а также формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

4. Рекреативная функция — использование средств оздоровительной физической культуры в обеспечении полноценного отдыха, восстановления физических и психических сил с учетом характера и специфики производственного утомления.

А теперь мы рассмотрим использование оздоровительной физической культуры на работе и в свободное время.

Существует глубокая принципиальная связь деятельности человека в его рабочее (учебное) и свободное время. Вся совокупность деятельности человека может быть подразделена на две важнейшие экономические категории, два процесса — труд (учеба) и воспроизводство рабочей силы в свободное время.

Свободное время, по мнению К.Маркса,— это время «для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил... »

    1. Использование оздоровительной физической культуры на работе и в свободное время

И так использование оздоровительной физической культуры на работе способствует улучшению работоспособности, меньшему утомлению и подержанию оптимального уровня здоровья. Производства которые используют оздоровительную физическую культуру на рабочих местах, имеют более здоровых работников и большую производимость, так как маленькие перерывы дают организму восстановиться о нагрузки и утомления. Тем самым, рабочие как можно реже уходят на больничные, что говорит о том, что оздоровительная физическая культура важна в использовании её на работе.

Использование оздоровительной физической культуры в свободное время, говорит о том, что помощью ее мы поддерживаем свой организм в форме и так же делаем профилактику от заболеваний. Использование разных видов оздоровительной физической культуры способствует укреплению здоровья, улучшению работы сердечно-сосудистой системы, повышению интереса к физическим упражнениям и спорту, тем самым подводя человека к постоянному занятию физическими упражнениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направления оздоровительной физической культуры          

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического со­стояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7— 9 лет, в результате снижается и производственный потенциал общества. Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила. Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоро­вительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.

Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индиви­дуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования. Основные их достоинства — доступность, простота реализации и эффективность.

Современный подход к теории и практике ОФК базируется на рассмотрении данного явления как системы с присущей ей структурой и функциями. Структура и компоненты определяют содержание все системы.

Таким образом, говоря об теоретико-методических основах ОФК, следует учитывать, что она включает следующие основные направления:

    1. Производственная физическая культура

Производственная физическая культура (ПФК) — это управленческий и собственно педагогический процесс использования средств физической культуры для снятия утомления, повышения работоспособности, воспитания профессионально необходимых физических и психических качеств, профилактики профессиональных заболеваний, осуществляемый в сфере производства и учебного процесса, формы и содержание которою диктуются особенностями влияния на работающего    (обучающегося) условий,  характера   и   организации труда.

ПФК включает в себя следующие структурные компоненты (виды): профессионально-прикладную физическую подготовку, производственную гимнастику, послетрудовую реабилитацию, профилактику профессиональных заболеваний. Элементами каждого из этих компонентов выступают общие и специфические принципы, методы и средства физической культуры.

 

      1. Профессионально-прикладная физическая подготовка

 

Научно-техническая революция во всех отраслях народного хозяйства коренным образом меняет условия и характер производственных процессов и операций, что обусловливает особую необходимость развития прикладного направления физического воспитания при подготовке кадров для различных отраслей экономики .

Информация о работе Оздоровительная физическая культура как фактор укрепления и сохранения здоровья