Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 09:29, дипломная работа
Целью работы. Изучить и проанализировать особенности технической подготовленности спортсменов разного пола и разных групп весовых категорий, специализирующихся в тяжелой атлетике.
Задачи исследований:
Провести теоретический анализ научно-методической литературы, а так же передовой практики по проблемам совершенствования технической подготовленности тяжелоатлетов высокого класса.
Изучить показатели технической подготовленности тяжелоатлетов высокой квалификации в зависимости от группы весовых категорий и пола.
Определить показатели технического мастерства спортсменов разного пола и групп весовых категорий, специализирующихся в тяжелой атлетике.
Разработать модельные характеристики технической
подготовленности тяжелоатлетов высокой квалификации с учётом групп весовых категорий и пола.
Введение………………………………………………………………………... 4
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА сторон подготовленности спортсменов, специализирующихся в тяжелой атле-тике……………………………………………………………………………..7
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ……………………………………………………………………13
2.1. Показатели технического мастерства спортсменов в тяжелоатлетических упражнениях…………………………...................................13
2.2. Модельные характеристики технического мастерства спортсменов во время соревновательной деятельности………………………………………...19
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛЕДОВАНИЙ ……………….25
3.1.Методы исследования……………………………………………..25
3.1.1.Изучение и анализ научно-методической литературы……..25
3.1.2.Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью спортсменов……………………………………………………………………….28
3.1.3. Видеокомпьютерный анализ и обработка данных………….28
3.1.4. Методы математической статистики…………………………31
3.2.Организацыя исследований ……………………………………...32
РАЗДЕЛ 4. АНАЛИЗ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ПОЛА И РАЗНЫХ ГРУПП ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ ………………………………………………………………….34
4.1.Анализ показателей технической подготовленности в рывке...34
4.2. Анализ показателей технической подготовленности в толчке.39
4.2.1. Анализ показателей технической подготовленности в подъеме на грудь……………………………………………………………...39
4.2.2. Анализ показателей технической подготовленности в толчке с груди…………………………………………………………………44
РАЗДЕЛ 5.Обсуждение и сравнительная характеристика полученных результатов……………………………………………………………….50
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...57
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Факультет олимпийского и профессионального спорта
Кафедра
силовых видов спорта и фехтования
Мекшун Алексей
Николаевич
Студент IV курса,111 группы
Специализация:
тяжелая атлетика
Особенности технического мастерства спортсменов разного пола, которые специализируются в тяжелой атлетике
Дипломная работа:
По дисциплине
“Теория и методика преподавания
избранного вида спорта”
Научный руководитель:
профессор
Олешко В. Г.
Киев
2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1.
ХАРАКТЕРИСТИКА сторон
подготовленности спортсменов,
специализирующихся
в тяжелой атле-тике………………………………………………………
РАЗДЕЛ 2.
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
СПОРТСМЕНОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ…………………………………………………
2.1. Показатели технического мастерства
спортсменов в тяжелоатлетических упражнениях………………………….........
2.2. Модельные характеристики технического
мастерства спортсменов во время соревновательной
деятельности………………………………………...
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛЕДОВАНИЙ ……………….25
3.1.Методы исследования…………………………………………….
3.1.1.Изучение и анализ научно-методической литературы……..25
3.1.2.Педагогические наблюдения за соревновательной
деятельностью спортсменов…………………………………………………
3.1.3. Видеокомпьютерный анализ и обработка данных………….28
3.1.4. Методы математической статистики…………………………31
3.2.Организацыя исследований ……………………………………...32
РАЗДЕЛ 4. АНАЛИЗ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ПОЛА И РАЗНЫХ ГРУПП ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ ………………………………………………………………….34
4.1.Анализ показателей технической подготовленности в рывке...34
4.2. Анализ показателей технической подготовленности в толчке.39
4.2.1. Анализ показателей технической подготовленности
в подъеме на грудь……………………………………………………………..
4.2.2. Анализ показателей технической подготовленности
в толчке с груди…………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 5.Обсуждение и сравнительная
характеристика полученных результатов…………………………………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Введение
Актуальность работы. Несмотря на постоянно растущие результаты в тяжелой атлетике на чемпионатах мира, Европы и Играх Олимпиад, встречаются случаи низкой реализации подходов в соревновательных упражнениях, а так же нередки случаи получения спортсменами нулевых оценок особенно такая тенденция наблюдается у женщин. Для их устранения тренеры постоянно ищут различные пути совершенствования технического мастерства спортсменов. Поэтому в олимпийских видах спорта до сегодняшнего времени остается актуальной проблема технической подготовленности спортсменов. (Платонов, 1999; Озолин, 2003;)
Теоретический анализ научно-методической литературы (Медведев А.С.,1986; Олешко В.Г.,1999; Пуцов А.И.2001), Капко И.О.,2003; а так же опыт передовой практики свидетельствуют о широком использовании модельных характеристик технической подготовленности сильнейших спортсменов в процессе отбора и подготовки сильнейших тяжелоатлетов мира. Изучением проблемы технической подготовленности в тяжелой атлетике занимались А.А. Лукашев (1972), Б.А. Подливасв (1974) и В.И.Фролов (1976), Ткачснко К.В.(1981), Медведев А.С (1997). Несмотря на то, что спортсмены поднимают штангу в одинаковых соревновательных условиях, однако морфофункциональные характеристики тяжелоатлетов различны, что и влияет на структуру движения на соревнованиях, поэтому разработка модельных характеристик технической подготовленности тяжелоатлетов, высокой квалификации, разного пола и различных групп весовых категорий позволит определить оптимальные параметры движения.
Целью работы. Изучить и проанализировать особенности технической подготовленности спортсменов разного пола и разных групп весовых категорий, специализирующихся в тяжелой атлетике.
Задачи исследований:
Объект исследований: техническая подготовленность сильнейших тяжелоатлетов мира разного пола и разных групп весовых категорий.
Предмет исследований: особенности технического мастерства у сильнейших спортсменов разного пола и разных групп весовых категорий.
Методы исследования: Для решения целей и задач, нами использовались следующие методы:
Научная новизна работы:
1. По результатам проведённых исследований определены модельные характеристики показателей технического мастерства спортсменов различного пола и групп весовых категорий в процессе соревновательной деятельности.
2. Предложены практические рекомендации, по оптимизации технической подготовленности тяжелоатлетов ближайшего спортивного резерва.
Практическая значимость: Предложены пути совершенствования технической подготовленности спортсменов разного пола специализирующихся в тяжелой атлетике.
Структура
и объем работы.
Работа состоит из введения, четырех разделов,
выводов, практических рекомендаций и
списка литературы, включающего 90 источника
литературы. Работа изложена па 69 страницах
компьютерного текста и иллюстрирована
4-мя рисунками и 24-мя таблицами.
РОЗДЕЛ 1
Анализ технической подготовленности спортсменов специализирующихся в тяжелой
атлетике
Известно, что спортивные результаты в любом виде спорта — это слагаемые многих компонентов. В тяжелой атлетике главными из них являются сила, быстрота, сокращения мышц спортсмена, его техническое мастерство и воля к победе.
От технического мастерства зависит обеспечение рациональной и более полной (с установкой на максимум) реализации абсолютной силы спортсмена, в первую очередь в основных структурных компонентах классических упражнении. Особое значение техника приобретает, когда становится задача стабильного и надежного выступления спортсмена на соревнованиях, а это, как известно, является основной целью спортивной подготовки. Это обеспечивается срочной автоматизацией движений и устойчивостью двигательных навыков по отношению к внутренним и внешним сбивающим факторам. А такая задача выдвигается на первый план на всех ответственных, особенно командных, соревнованиях. Здесь неудачное выступление одного спортсмена может обернуться проигрышем всей команды. Несмотря на столь важное значение технического мастерства в тяжелой атлетике, пока этой стороне подготовки уделяется недостаточное внимание в тренировке многих, в том числе и ведущих, тяжелоатлетов мира.
Как следствие этого мы и наблюдаем большое количество нулевых оценок на главных соревнованиях сезона, особенно у женщин.
Возможно это происходит, потому, что многие тренеры в погоне за силой и тренировочными объемами просто забыли о важности технического мастерства, или потому, что еще многие кардинальные вопросы технической подготовки тяжелоатлетов не нашли своего решения. Достаточно сказать, что на сегодня нет еще точного разграничения между понятиями «совершенствование техники» и «совершенствование в технике». Хотя это совершенно разные вещи. Совершенствование техники означает процесс ее развития (изменения) в историческом плане. Так, в период зарождения тяжелой атлетики техника была очень примитивна. В дальнейшем ее совершенствование протекало в основном по двум направлениям: а) совершенствовалась координация в работе мышц в опорных фазах подъема штанги до подседа; б) видоизменялись способы подседа в направлении увеличения их глубины. На смену полу подседам пришла диагональ, ее сменили высокие «ножницы», которые постепенно видоизменялись — увеличивалась их глубина, на смену «ножницам» пришла «разножка». Сегодня уже определилась в общих чертах необходимая координация в работе мышц при подъеме штанги до подседа, вначале работают более крупные мышцы, затем средние, а в конце мелкие. Определились и пространственно-временные параметры классических упражнений, траектории движении штанги и общего центра тяжести тела спортсмена, ритм классических упражнений и его частей. Второй аспект эволюции техники, т. е. увеличение глубины подседа, на сегодня, можно смело утверждать, полностью исчерпан подседа более глубокой посадкой, чем разножка, уже не существует.
Каковы же дальнейшие пути совершенствования спортивной техники тяжелоатлета? Нам представляется, что здесь имеется два основных направления: а) дальнейшее улучшение двигательной координации на основе совершенствования управления движением и всевозрастающей связи между техникой и физическими качествами на базе учета индивидуальных особенностей спортсменов, б) увеличение быстроты движений во всех компонентах классических упражнений.
На каждом историческом этапе развития техники имеется свой рациональный ее образец (модель), которым должен овладеть спортсмен, доведя это овладение до высокой степени совершенства. Этот процесс носит название «совершенствование в технике». Это очень сложный многолетний педагогический процесс, где успех полностью зависит от профессиональной подготовки тренера. В этом процессе очень важно знать дальнейшее направление развития техники, для того чтобы совершенствоваться в ней с учетом ближайшей перспективы ее развития.
До настоящего времени под техникой понималась (а значит, и исследовалась) в основном ее внешняя биомеханическая структура. В действительности же под техникой следует понимать не только биомеханическую структуру движений, но и двигательные и психические компоненты управления этими движениями, обеспечивающие высокий и устойчивый конечный результат (Д. Д. Донской, 1968, 197; В. М. Дьячков, 1972).
Под двигательными компонентами управления движениями надо понимать все виды двигательной подготовки спортсмена, находящиеся в органической взаимосвязи между собой. Это уровень и рациональное соотношение в развитии всех физических качеств. Это уровень развития координационных способностей спортсмена, т. е. умение управлять своими движениями. В этом управлении исключительную роль играют умения рационально использовать имеющиеся физические качества, в первую очередь ведущие, а также различные инерционные и деформационные силы (Н. А. Бернштейн, 1966).
В тяжелой атлетике доминирующим фактором является рациональное управление развиваемыми усилиями, умение соизмерять эти усилия с поднимаемым весом штанги. «Управление усилиями, — писал профессор В. С. Фарфель еще в 1963 г., — это главное, что требуется от штангиста».
Под
психическим компонентом