Методика проведения учебных занятий со студентами, освобожденными от занятий физическими упражнениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:22, реферат

Краткое описание

Коренное реформирование системы образования России и преобразования, проводимые в системе высшей школы, сделали актуальной проблему физического воспитания студентов.
Анализ состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности молодежи показывает, что в настоящее время среди студентов растет заболеваемость, снижается уровень физического развития, физической подготовленности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
1.1. Формы и методы работы на учебных занятиях со студентами, освобожденными от физической культуры.……………….………. 4
1.2. Требования к работе с указанным контингентом студентов…8
1.3. Привлечение студентов, освобожденных от занятий физической культурой, к участию в физкультурно-спортивной деятельности как
средство развития общественной активности…………………..…..11
Заключение…………………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………..….14

Файлы: 1 файл

Реф.doc

— 71.50 Кб (Скачать)


МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Тверской филиал

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Студента_________курса______________________факультета

    Группы№________специальность__________________________

       __________________________________________________(ФИО)

    Учебная дисциплина_____________________________________

    Тема:__________________________________________________

 

 

                                                                      Оценка___________________

                                            Преподаватель

                                                                            ФИО______________________

 

 

Весьегонск

2013 

Содержание.

Введение………………………………………………………………3

  1.1. Формы и методы  работы на учебных занятиях со студентами, освобожденными от физической культуры.……………….………. 4

 1.2.  Требования к работе с указанным контингентом студентов…8

 1.3. Привлечение студентов, освобожденных от занятий физической культурой, к участию в физкультурно-спортивной деятельности как

средство развития общественной активности…………………..…..11

  Заключение…………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………..….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Коренное  реформирование системы образования  России и  преобразования, проводимые в системе  высшей школы, сделали актуальной проблему физического воспитания студентов.

     Анализ  состояния здоровья, физического   развития и физической подготовленности  молодежи показывает, что в настоящее  время среди студентов растет  заболеваемость, снижается уровень  физического развития, физической подготовленности. Увеличивается численность студентов, освобожденных от практических занятий физическими упражнениями по состоянию здоровья и количество студентов, отнесенных к, специальной и подготовительной медицинским группам.

     В последнее десятилетие интенсификация процесса обучения в современном вузе, внедрение компьютерных технологий в учебный процесс создают повышенные нагрузки на организм студентов, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, функциональной и физической подготовленности, физическом развитии.

     В  результате дефицита двигательной  активности снижается умственная  работоспособность студентов, а  продолжительные эмоциональные  перенапряжения ведут к быстрой  истощаемости организма. 

     Выраженное  ухудшение состояния здоровья студентов требует поиска новых, действенных средств и методов физического воспитания, укрепляющих физическое и духовное здоровье молодежи, формирующих у них здоровый образ жизни.

       В связи с актуальностью данной  темы – определилась цель контрольной работы – проанализировать методику проведения учебных занятий со студентами, освобожденными от занятий физическими упражнениями.

 

 

 

    1. Формы и методы  работы на учебных занятиях со студентами, освобожденными от физической культуры.

Физическая  культура как учебная дисциплина в вузе предусматривает использование  дифференцированных форм и методов  обучения в работе трех учебных отделений: основного (подготовительного), специального и спортивного. Специфика учебного процесса на данных отделениях связана с комплектованием учебных групп с учетом индивидуальных особенностей, потребностно-мотивационной сферы, физического развития и физической подготовленности студентов.

     Распределение  студентов по учебным отделениям  осуществляется в начале  каждого учебного года по результатам  педагогической диагностики и медицинского обследования, на основе которого определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической и спортивно-технической подготовленности.

     На  специальное учебное отделение  зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в  специальную медицинскую группу.

     Студенты, освобожденные от практических  занятий на длительный период, овладевают теоретическим и методическим  материалом самостоятельно или под руководством преподавателя, получают индивидуальные рекомендации преподавателя на практических занятиях.

     Студенты  специального медицинского отделения   сдают семестровый зачет по  физической культуре по двум  разделам учебной программы: теоретическому и практическому. Студенты, пропустившие учебные занятия, к тестированию допускаются только после соответствующей подготовки. В случае пропуска занятий по уважительной причине (болезни) студенты могут быть освобождены от выполнения отдельных тестов. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок, сдают зачет только по теоретическому и методическому разделам программы.

     Оценка  подготовленности студентов по  первому разделу курса определяется  по уровню усвоения теоретических и  методических знаний.

     По  второму разделу курса «Физическая   культура» студенты специального  медицинского отделения выполняют  контрольные  тесты по физической  подготовке с учетом показаний  и противопоказаний в зависимости  от характера и степени отклонений в состоянии здоровья. Проверяется владение практическими умениями выбирать и реализовывать индивидуальную программу самостоятельных занятий физическими упражнениями.

     При  оценке усвоения учебного материала   учитываются:

     1. Наличие и качество ведения  дневника самоконтроля.

     2. Степень самостоятельности при   составлении комплексов физических

упражнений  с учетом характера перенесенного  заболевания и состояния здоровья, их систематическое выполнение.

     3. Умение оценивать динамику функциональных  показателей и уровень

собственной физической подготовленности.

     4. Участие в оздоровительных мероприятиях, организуемых и проводимых  кафедрой физической культуры.

     В  течение всего периода обучения  для контроля за состоянием здоровья студентов проводятся контрольные тестирования, результаты которых заносятся в дневник самоконтроля.

     Занятия  в группах специального медицинского отделения носят выраженную  компенсаторную (профилактическую, реабилитационную, оздоровительную) направленность. Используются комплексы физических упражнений, выполняемых преимущественно в аэробном режиме, а также различные оздоровительные методики совершенствования жизненно важных умений и навыков, с учетом индивидуального характера нарушений в состоянии здоровья, особенностей адаптационных механизмов студентов.

     Преподавателями  кафедры физической культуры  используются специальные средства, методы и организационные   формы занятий физическими упражнениями  реабилитационно-развивающей направленности с учетом индивидуального характера двигательных нарушений, научно-обоснованные критерии функционального контроля. Это позволяет прогнозировать динамику состояния студентов с учетом характера их заболевания.

     Практические  занятия подразумевают не пассивное присутствие студентов, а активную (самостоятельную) работу занимающихся по решению

коррекционных задач, освоению методов оценивания и анализа их физического и  функционального состояния. Накопленные  теоретические знания и практический опыт могут быть использованы в дальнейшем самостоятельно при возникновении различных отклонений в состоянии здоровья.

     Известно, что  основное заболевание, как правило, сопровождается сопутствующими  и вторичными отклонениями, что необходимо учитывать при построении занятий в группах специального медицинского отделения.

     В физической  культуре применяют: подготовительные упражнения, корригирующие упражнения, упражнения на координацию  движений и равновесия, упражнения в сопротивлении, дыхательные  упражнения, висы,

упоры, упражнения на растягивание мышц, упражнения на тренажерах, спортивно-прикладные упражнения, дозированную ходьбу, дозированный бег, дозированное лечебное плавание.

     Подготовительные (вводные) упражнения готовят  организм к предстоящей нагрузке.

     Корригирующие  упражнения направлены на уменьшение дефектов осанки, исправление деформаций отдельных  частей тела. Активные упражнения  нередко сочетаются с пассивной  коррекцией. К ним относятся

любые движения, выполняемые  из определенного исходного положения, обусловливающего  строго локальное воздействие.

     Упражнения  на координацию движений и  в равновесии применяются для  тренировки вестибулярного анализатора  (при гипертонической болезни, неврологических и других заболеваниях). Выполняются  в следующих исходных положениях; основная стойка, стоя на узкой площади опоры, стоя на одной ноге, на носках, с открытыми и закрытыми глазами.

     Упражнения  в сопротивлении. Применяются в восстановительном тренировочном периоде  с применением средств лечебной физической культуры. Способствуют укреплению мышц, повышению их эластичности;

оказывают стимулирующее  влияние на сердечно-сосудистую и  дыхательную системы, обмен  веществ.

     Дыхательные  упражнения (статические, динамические, дренажные). Благотворно влияют на функцию сердечно сосудистой и дыхательной систем, стимулируют обменные и пищеварительные процессы. Их успокаивающее действие используют при нарушении нервной регуляции различных функций организма, для более быстрого восстановления при утомлении и др.

     Висы, упоры  включаются в комплекс лечебной гимнастики в период выздоровления. Выполняются  строго дозировано под наблюдением  преподавателя.

     Упражнения  на растягивание мышц применяются  для увеличения эластичности  мышечно-связочного аппарата и расслабления мышц, также способствуют восстановлению работоспособности мышц после физических нагрузок. Упражнения на тренажерах развивают выносливость, силу мышц, тренируют сердечнососудистую систему.

     Спортивно-прикладные  упражнения: дозированная ходьба, дозированный бег, дозированное лечебное плавание, дозированная езда на велосипеде.

     Дозированная  ходьба укрепляет мышцы не  только нижних конечностей, но  и всего организма за счет  ритмичного чередования их напряжения  и расслабления. В результате улучшается крово- и лимфообращение, дыхание, обмен веществ, происходит общее укрепление организма.

     Дозированный  бег равномерно развивает мускулатуру  тела, тренирует сердечно-сосудистую  и дыхательную системы, улучшает  обмен веществ и функцию дыхания.

     Дозированное  лечебное плавание повышает теплоотдачу,  улучшает обмен веществ, кровообращение  и дыхание, укрепляет мышцы  всего тела, нервную систему, закаливает  организм.

 

 1.2.  Требования к работе с указанным контингентом студентов.

    Одной  из важнейших задач физического  воспитания является социальная реабилитация человека, страдающего каким-либо заболеванием, т.к. жизнь предъявляет одинаковые требования к студентам как основной так и специальной медицинской группы. Организация и методика учебного процесса в специальных медицинских группах имеют свои особенности. Преподаватель физвоспитания должен ориентироваться в классификации различных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, уметь определить физическую нагрузку с учетом показаний и противопоказаний, знать сроки допуска студентов к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний. Для того, чтобы правильно организовать занятия студентов в специальных медицинских группах необходимо:

    1. Знать особенности физического развития, состояния здоровья и социальную устремленность студентов.

     2. Разработать и применять на  занятиях комплексы упражнений  с учетом отклонений в состоянии  здоровья.

     3. Регулярно проводить врачебный   контроль за занимающимися.  Проведение  занятий в специальных медицинских группах должно сопровождаться положительными эмоциями, которым способствуют: занятия на свежем воздухе в любое время года (повышают сопротивляемость организма, закаливают занимающихся); занятия в плавательном бассейне; занятия в тренажерном зале, зале для спортивных игр, классе аэробики;  занятия по интересам (в секциях, группах здоровья); обязательное музыкальное сопровождение на всех занятиях.

В основную часть занятия  необходимо включать подвижные игры, игровые упражнения, элементы спортивных игр. Эта часть занятия должна быть сокращена за счет увеличения подготовительной и заключительной частей. В заключительной части занятия необходимо проводить упражнения на внимание и расслабление.

Информация о работе Методика проведения учебных занятий со студентами, освобожденными от занятий физическими упражнениями