Методика проведения учебных занятий со студентами, освобожденными от занятий физическими упражнениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:22, реферат

Краткое описание

Коренное реформирование системы образования России и преобразования, проводимые в системе высшей школы, сделали актуальной проблему физического воспитания студентов.
Анализ состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности молодежи показывает, что в настоящее время среди студентов растет заболеваемость, снижается уровень физического развития, физической подготовленности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
1.1. Формы и методы работы на учебных занятиях со студентами, освобожденными от физической культуры.……………….………. 4
1.2. Требования к работе с указанным контингентом студентов…8
1.3. Привлечение студентов, освобожденных от занятий физической культурой, к участию в физкультурно-спортивной деятельности как
средство развития общественной активности…………………..…..11
Заключение…………………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………..….14

Файлы: 1 файл

Реф.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Для студентов специальной медицинской группы за основу физического воспитания целесообразно брать последовательное развитие различных физических качеств с введением специальных физических упражнений, направленных на устранение имеющихся отклонений.

Основной вопрос в методике занятий со специальными медицинскими группами – определение исходного и необходимого уровня физической нагрузки с учетом состояния здоровья, пола, физической подготовки. Величина физической нагрузки зависит от ряда компонентов: подбора физических упражнений и их количества, исходных положений, темпа, ритма и амплитуды выполнения, от продолжительности урока и других факторов.

Составленный  комплекс должен обеспечивать равномерное  распределение физической нагрузки на все группы мышц, служить общему укреплению организма, развитию и поддержанию таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость. Следует осторожно включать упражнения на быстроту с задержкой дыхания, наклоны и другие упражнения, требующие значительного напряжения мышц плечевого пояса. Трудность упражнений надо повышать постепенно, большое значение приобретает правильный подбор упражнений для различных групп мышц, чередование напряжения и расслабления. Упражнения должны оказывать равномерное воздействие на все мышцы групп. Каждое предыдущее должно подготавливать организм к следующему и обеспечивать чередование работы различных мышечных групп.

При выполнении упражнений с набивными мячами и  гантелями наблюдается поочередное  максимальное напряжение работающих мышечных групп, а затем расслабление, что положительно сказывается на протекании физиологических процессов в организме. При выполнении упражнений на снарядах основная нагрузка на плечевой пояс, что приводит к повышению внутригрудного давления и затруднению работы сердца.

Упражнения, требующие значительной физической силы, чередуются с упражнениями на расслабление, с ходьбой в умеренном темпе. Этим достигается ускорение восстановительных процессов в организме.

 На занятиях  специальной медицинской группы  используются разнообразные упражнения, оказывающие всестороннее воздействие на организм. В программу занятий включаются гимнастические упражнения, элементы легкоатлетических упражнений, спортивные и подвижные игры, плаванье, ходьба на лыжах.

Общеразвивающие упражнения – основной вид упражнений в специальной медицинской группе. Они обеспечивают решение главных задач, стоящих перед группами здоровья. Общеразвивающие упражнения способствуют совершенствованию двигательных навыков. С их помощью легко дозировать нагрузку на занятиях, избирательно воздействовать на организм. В результате регулярных занятий улучшается деятельность всех систем организма, усиливается обмен веществ, укрепляется мускулатура, сохраняется правильная осанка.

Систематически  занимаясь физическими упражнениями, студенты воспитывают желание к самостоятельным занятиям с целью закаливания организма, умения проводить самоконтроль за своим функциональным состоянием и физическим развитием. На первом курсе студенты специальной медицинской группы развивают физические качества: силу, быстроту, ловкость, гибкость. На втором курсе, на ряду с улучшением своего функционального и физического состояния, студенты обязаны составить комплекс оздоровительных упражнений по своему заболеванию. На третьем курсе проводить со студентами группы этот комплекс упражнений, тем самым развивая организаторские способности.

При каждом заболевании, как бы ни были глубоко нарушены функции органов и систем организма, всегда можно подобрать средства и методы занятий физическими  упражнениями, факторы закаливания, которые способны улучшить состояние организма и восстановить работоспособность студентов, занимающихся в специальных медицинских группах.

 

1.3 Привлечение студентов, освобожденных от занятий физической культурой, к участию в физкультурно-спортивной деятельности как

средство развития общественной активности.

 

Специфика учебного процесса студентов, освобожденных  от физической культуры, определяется рядом особенностей. Основные из них  – скованность и самоуглубленность, несоответствие между большим количеством технической информации и уровнем физиологического состояния, низкая мотивация к занятиям физической культурой. Несомненно, физические возможности таких студентов сильно ограниченны. Однако большинству из них врачи рекомендуют занятия физическими упражнениями и лечебной физкультурой. Противопоказаны физические нагрузки лишь студентам, имеющим серьезную соматическую отягощенность и неблагоприятный психоневротический фон.

В качестве форм занятий для освобожденных от физкультуры студентам предлагаются: лекционный курс в полном объеме, установленный программой; групповые и индивидуальные собеседования по материалам обязательной и дополнительной литературы теоретического курса; графическое выполнение студентами комплексов физических упражнений и лечебной физкультуры; написание и обсуждение основных положений реферата в своей группе на занятии; организация и проведение соревнований и показательных выступлений.

Студенты специального учебного отделения принимают участие  в спортивно – массовых мероприятиях по плану ВУЗа в качестве судей по спорту, оказывают помощь в организации соревнований, выполняют поручения преподавателя.

Таким образом, сформированные на занятиях по физической культуре знания о физическом и психическом  здоровье, о строении человеческого тела, умения и навыки по составлению и проведению комплексов физических упражнений и лечебной физкультуры, самоконтроля и прогнозирования своего состояния; опыт овладения правилами поведения в чрезвычайных ситуациях, затем путем прямого положительного переноса могут использоваться студентами в практической профессиональной деятельности. Такая образовательно – оздоровительно - лечебная направленность учебного процесса студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре позволит им отказаться в будущем от социального иждивенчества, на которое их часто обрекает общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, методика проведения учебных занятий  со студентами, освобожденными от занятий  физическими упражнениями должна состоять из теоретических, практических, контрольных и самостоятельных занятий под контролем преподавателя, которые определяются особой методикой преподавания.

Регламентирующий  характер учебных занятий по физическому  воспитанию со студентами, освобожденными от практических занятий, не позволяющий учитывать физкультурно – оздоровительные интересы и потребности занимающихся, приводит к снижению двигательной активности, ухудшению здоровья, отсутствию физкультурных знаний.

Работа по оздоровлению студентов, освобожденных от практических занятий, представляет собой сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, но имеющих единую целевую направленность – сохранение здоровья и развитие их двигательной активности.

Одной из важнейших  задач физического воспитания является социальная реабилитация человека, страдающего  каким – либо заболеванием, так  как жизнь предъявляет одинаковые требования к студентам как основной, так и специальной медицинской группы. Организация и методика учебного процесса в специальных медицинских группах имеют свои особенности. Преподаватель физического воспитания должен ориентироваться в классификации различных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, уметь определить физическую нагрузку с учетом показаний и противопоказаний, знать сроки допуска студентов к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний. Таким образом, у студентов происходят положительные изменения в развитии физических качеств, в умении двигаться, что в итоге обеспечит им полноценную творческую жизнь и успехи в будущей профессиональной деятельности.

Список литературы.

1. Дубровский В. Н. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов высших учебных заведений, - 3-е изд.: испр. и доп. – М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006 – 624с.

2. Епифанов Е. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина – М.: Медицина, 2006. – 304с.

3. Переверзева И. В. Технологии проведения занятий в специальном медицинском отделении: учебно – методическое пособие для студентов УлГТУ– Ульяновск: УлГТУ, 2008 – 58с.

4. Хомяков Г. К., Павличенко А. В., Панасенко А. Н., Трескин А. В., Стратегия и тактика организации и методики физического воспитания в специальной медицинской группе. – Иркутск: ИрГУПС, 2011 – 148с.

5. Попов С.  Н. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов высших  учебных заведений – М.: Издательский  центр «Академия», 2005 – 416с.


Информация о работе Методика проведения учебных занятий со студентами, освобожденными от занятий физическими упражнениями