Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа
Актуальность темы. Развитие выносливости имеет огромное значение в спортивной деятельности. Различные виды спорта предъявляют специфические требования к выносливости, что обусловлено, прежде всего, биохимической структурой соревновательного упражнения. От степени развития выносливости зависит успех соревновательной деятельности спортсменов почти во всех видах спорта.
Отметим также, что данная тема является достаточно хорошо изученной в спортивной практике, но все же некоторые вопросы требуют дополнительной разработки.
Введение ……………………………………………………………...………….. 3
Глава 1 Характеристика выносливости и задачи по ее воспитанию ………… 6
1. 1 Сущность, показатели и типы выносливости …………………….…. 6
1. 2 Задачи, решаемые в процессе воспитания специальной выносливости ……………………………………………………………….….. 12
Глава 2 Особенности средств и методики воспитания специальной выносливости …………………………………………………………….…….. 15
2.1 Развитие специальной выносливости …………………………………….. 15
2. 2 Повышение способности к проявлению специальной выносливости … 20
Глава 3 Особенности воспитания специальной выносливости у футболистов 16-18 лет ……………………………………………………………………...… 25
3.1 Представление о воспитании выносливости футболистов ……….…….. 25
3.2 Биоэнергетическая основа выносливости футболистов ………………… 27
3.3 Методы тренировки специальной выносливости
футболистов 16-18 лет ………………………………………………...………. 30
3.4 Примерные упражнения, способствующие развитию специальной выносливости у юношей 16-18 лет, занимающихся футболом ……..……… 32
Выводы …………………………………………………………………...…….. 36
Список использованной литературы ……………
После разворота на углах на 180° игрок Б подхватывает другой мяч и ведет его навстречу партнеру. После той же комбинации игрок А бьет в ворота, оба игрока продолжают движение к углам штрафной, откуда поворачивают в сторону барьеров и делают затяжной рывок к месту старта, по пути перепрыгнув через оба барьера.
4. Игра в тройках. Двое маленьких ворот расположены одни от других на расстоянии 20—30 м. В каждых воротах по игроку (А и Б), третий игрок (В) начинает игру у одних из ворот. У каждых ворот по 2—3 мяча. Например, игрок А посылает мяч игроку В, находящемуся у противоположных ворот, и тот, двигаясь с мячом, старается с ходу обыграть игрока А, который выходит ему навстречу в 7—10 м от ворот. Игрок В, закончив единоборство (без остановки, с ходу) выигрышем или проигрышем мяча, тут же разворачивается в противоположную сторону и получает мяч от игрока Б. Весь ход борьбы повторяется. Через 30—90 сек. игрок В меняется местами с игроками А или Б и т. д.
5. Игроки располагаются так: игрок А — в углу площади ворот, где лежат несколько мячей, игрок Б — у боковой линии, напротив 11-метровой отметки, игрок В—в 10—12 м от линии штрафной. Игрок А с мячом, а игрок Б без мяча одновременно начинают движение навстречу друг другу и за пределами штрафной осуществляют комбинацию «скрещивание». Игрок А продолжает движение на место игрока Б, а тот передает мяч в радиус штрафной площади и движется к игроку В. Последний на скорости без обработки посылает мяч в ворота и продолжает движение к углу йлощади ворот. Такая «карусель» выполняется в высоком темпе и без остановки.
Как видно из характера упражнений, их трудность заключается не только в жестком лимите работы и отдыха, но и в том, что футболисты постоянно резко меняют направление движения, совершают прыжки, т. е. в действия игроков вносятся помехи, адекватные игровой деятельности футболистов[5,6,8,22].
3-й вариант интервального метода тренировки
Этот вариант тренировки выполняется всегда с мячом и представляет собой не что иное, как сопряженный метод, где одновременно совершенствуется выносливость, техника и тактика футболистов. Ниже приведены некоторые упражнения.
Игра в «квадрате» на четверти поля, один на один, когда футболисты играют персонально друг против друга, не отвлекаясь даже на подстраховку. Продолжительность — 5 мин.
Игра в центральном круге тремя тройками. Две тройки играют, третья отдыхает. Через 3 мин. смена. Чтобы поддержать высокий темп после ухода мяча за пределы круга, тренер вводит моментально в игру другой мяч из числа запасных.
Двусторонняя встреча с двумя противниками — командами А и Б. Игра состоит из 4—6 таймов по 15 мин. В каждом тайме выступает новый противник, вначале А, затем Б, потом опять А и т. д.
Игра в гандбол, но мяч вести и нести нельзя — можно только передавать; забивать гол — головой в маленькие ворота. Продолжительность — 5 мин.
Игра в двое футбольных ворот с вратарями на участке, образованном двумя штрафными площадками. Две команды по 5 человек имеют право играть по всей площади. Забивать голы с воздуха ногой и головой можно из любой точки. С земли можно забивать голы только из района своей штрафной площади. Продолжительность — 5 мин.
Интервальный метод тренировки требует жесткого контроля за временем нагрузки и отдыха, поэтому тренер должен строго по секундомеру следить за ходом тренировки. Игроки должны выполнять упражнения на предельной скорости, а паузы отдыха заполнять ходьбой.
При построении урока желательно, чтобы в начале занятия шли упражнения из 1-го и 2-го вариантов, а заключали урок упражнения из 3-го варианта. При этом дозировка упражнений в основном определяется количеством метров, пробегаемых в тренировке, а эта дистанция, в свою очередь, складывается из длины отрезков, пробегаемых в каждой попытке и серии. Если учесть, что за игру футболист за счет мощной работы покрывает расстояние 1500—2500 м, то, по-видимому, это расстояние или чуть большее и будет мерой объема одного урока[5].
Итак, в проделанной нами работе мы пришли к выводу, что соответственно под «выносливостью» в самом обобщенном смысле подразумевают комплекс свойств индивида, в решающей мере определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности. Это способность противостоять утомлению. Выносливость, проявляемую преимущественно в двигательной деятельности, для отличия от других видов выносливости часто называют «физической выносливостью».
Увеличение функциональных возможностей организма, лимитирующих выносливость, происходит особенно значительными темпами в периоды, предшествующие зрелому возрасту. Наибольшие абсолютные величины МПК, предельные параметры кислородного долга и ряда других показателей функциональных возможностей, определяющих выносливость разного типа, наблюдаются у людей зрелого возраста. Не случайно и наиболее высокие достижения в видах спорта, требующих предельного проявления выносливости, демонстрируют в возрасте 25—30 лет. После 40 лет постепенно все заметнее выявляется возрастной регресс выносливости (как по показателям спортивных достижений, так и по частным показателям функциональных возможностей организма, лимитирующих ее проявление).
Для достижения высокого уровня специальной выносливости спортсмену необходимо добиться комплексного проявления отдельных свойств и способностей, ее определяющих, в условиях, характерных для конкретной соревновательной деятельности.
При работе над развитием специальной выносливости основными являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, а также сочетание упражнений различной продолжительности при выполнении программы отдельного занятия.
Футбол — ациклический вид спорта и характеризуется постоянной сменой интенсивности выполняемых действий, что требует адекватной подготовки.
При определении методов воспитания выносливости у футболистов следует различать общую и специальную выносливость.
Наиболее эффективно задачи специальной функциональной подготовки решаются при выполнении игровых упражнений.
Существует четыре механизма, обеспечивающие распад и ресинтез АТФ:
- энзиматический распад АТФ
- энзиматический распад фосфокреатина
- анаэробный распад гликогена
- аэробный метаболизм углеводов, липидов и белков
В футболе, как и других видах спорта, тренеры используют два основных метода тренировки: непрерывный и с перерывами (повторный).
Анаэробные тренировки эффективны при воспитании скоростной выносливости.
Проделанная работа окажет неоценимую помощь в нашей будущей профессиональной деятельности учителя физической культуры или тренера.
1. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.
2. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. – Москва – Терра-спорт, - 2006.-271с.
3. Гофман В. Выносливость в легкой атлетике.— М., ФиС., 2004.— 248 с.
4. Евсеев Ю. И. Физическая культура.: Наука. — Ростов н/д: Феникс, 2002. —384 с.
5. Гриндлер К.М. Физическая подготовка футболистов. – Москва: Физическая культура и спорт, 1976. – 231с.
6. Кириллов А.А. Методы исследования и контроля выносливости футболистов: Методическая разработка; М., 1992. – 32с.
7. Корабейников Н. К.Физическое воспитание: Учеб. пособ. для сред. спец.учеб. заведений.—М., ФиС., 1984. — 336 с.
8. Кротов С. С. Методика развития анаэробной выносливости.—М.: ФиС., 2005. — 289 с.
9. Кротов С. С. Анаэробная выносливость и методика ее развития у лыжников-гонщиков.— М.: ФиС., 2003. — 102 с.
10. Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры.—М ., НИО., 1988. – 105 c.
11. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280 с.— М.,1999.—231 c.
12. Матвеев Л. П., Новиков А. Д.Теория и методика физического воспитания.--М., 2 том., 1976.—329 с.
13. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для студ. ин-тов физ. культ.— М.: ФиС., 1991. — 568 с.
14. Мищенко В. С., Булатова М. М. Оценка функциональной подготовленности квалифицированных спортсменов на основании учета структуры анаэробной производительности // Наука в олимпийском спорте. - 1994. - № 1. – 172 c.
15. Нетт Т. Обзор интервальной тренировки // Бег, бег, бег. — М.: Физкультура и спорт, 1967. — 423 c.
16. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского.—М.:ФиС., 1986.—326 с.
17. Платонов В. Н., Вайцеховский С. М. Тренировка пловцов высокого класса. -- М.: Физкультура и спорт, 1985. – 256 с.
18. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 288 с.
19. Платонов В. М., Булатова М. М. Фiзична пiдготовка спортсмена. — К.: Олимпийская литература, 1995. – 320 с.
20. Роскамм X., Райндель X., Койль И. Физиологические основы методов тренировки // Бег, бег, бег. — мышц спортсменов в условиях неадекватных генотипу физических нагрузок // Физиол. проблемы адаптации. — Тарту: Минвуз , 1984. – 235 c.
21. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для пединститутов \Под ред.Б. А. Ашмарина.—М., 1990.—569 c.
22. Футбол: Учебное пособие. – М.: ФиС, 1962. – 260 с., ил.
23. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С.Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учеб. для студ.высш.учеб.завед. — М., 2000.— 480 c.
24. Чанади А. Футбол; Тренировка: Пер. с венгерского / Предисл. В.П.Климина. – М.: ФиС, 1985. – 256 с., ил.