Методика направленного развития анаэробной (специальной) выносливости у юношей 16-18 лет при занятии футболом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Развитие выносливости имеет огромное значение в спортивной деятельности. Различные виды спорта предъявляют специфи­ческие требования к выносливости, что обусловлено, прежде всего, биохимической структурой сорев­новательного упражнения. От степени развития выносливости зависит успех соревновательной деятельности спортсменов почти во всех видах спорта.
Отметим также, что данная тема является достаточно хорошо изученной в спортивной практике, но все же некоторые вопросы требуют дополнительной разработки.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………...………….. 3
Глава 1 Характеристика выносливости и задачи по ее воспитанию ………… 6
1. 1 Сущность, показатели и типы выносливости …………………….…. 6
1. 2 Задачи, решаемые в процессе воспитания специальной выносливости ……………………………………………………………….….. 12
Глава 2 Особенности средств и методики воспитания специальной выносливости …………………………………………………………….…….. 15
2.1 Развитие специальной выносливости …………………………………….. 15
2. 2 Повышение способности к проявлению специальной выносливости … 20
Глава 3 Особенности воспитания специальной выносливости у футболистов 16-18 лет ……………………………………………………………………...… 25
3.1 Представление о воспитании выносливости футболистов ……….…….. 25
3.2 Биоэнергетическая основа выносливости футболистов ………………… 27
3.3 Методы тренировки специальной выносливости
футболистов 16-18 лет ………………………………………………...………. 30
3.4 Примерные упражнения, способствующие развитию специальной выносливости у юношей 16-18 лет, занимающихся футболом ……..……… 32
Выводы …………………………………………………………………...…….. 36
Список использованной литературы ……………

Файлы: 1 файл

Анаэробная выносливость и методика направленного развития.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

При этом необходимо стремиться увязать систе­му совершенствования факторов реализации энер­гетического потенциала с совершенствованием, в первую очередь, различных видов координации (способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движе­ний, чувство ритма, способность к произвольному расслаблению мышц и ориентированию в прос­транстве и др.), а также развитием других двигатель­ных качеств, технико-тактической и психологичес­кой подготовкой [14].


Глава 3 Особенности воспитания специальной выносливости у футболистов 16-18 лет

3.1 Представление о воспитании выносливости футболистов

 

Под выносливостью футболиста подразумевают способность выполнять игровую деятельность без снижения ее эффективности на протяжении всего матча. Можно сказать также, что выносливость — это способность противостоять утомлению. В спортивной практике выделяют четыре типа утомления: умственное, сенсорное, эмоциональ­ное и физическое. Все четыре типа утомления присущи и футболисту. Естественно, что наибольший вес из них занимает физическое утомление.

Чтобы правильно подойти к методике воспитания выносливости у футболистов, необходимо учитывать характер игровой деятельности спортсменов и той нагрузки, которая выпадает на них в матче. Как известно, деятельность футболиста протекает в полярных зонах: с одной стороны, кратковременная работа максимальной интенсив­ности до 5—8 сек. (рывки, ускорения, прыжки, борьба и т. п.);с другой — время игры длится 90 мин., что относится к умеренной работе. Если учесть, что тренировка в умеренной работе отрицательно влияет на работу максимальной интенсивности, то становится ясной вся трудность проблемы выносливости в футболе.

При определении методов воспитания выносливости у футболис­тов следует различать общую и специальную выносливость. Под об­щей выносливостью обычно понимают способность длительно выпол­нять различные, даже значительно отличающиеся друг от друга, виды работ на уровне умеренной или малой интенсивности. Специаль­ная выносливость будет проявляться в способности футболиста под­держивать заданный темп игры до последней минуты матча[2].

Для развития общей выносливости обычно используют упражне­ния, связанные с длительными передвижениями, в виде быстрой ходьбы, бега (800—2000 м, кроссы 3—5 км), ходьбы на лыжах, плава­ния и др. Эти упражнения выполняются в среднем темпе на ранней стадии подготовительного периода, когда футболисты еще не готовы к выполнению предельно мощных   усилий.

В зависимости от занимаемого места в команде футболисты покры­вают за игру расстояние от 5,5 до 10,5 км. При этом интенсивные дейст­вия (рывки, ускорения) занимают около 5 мин., и за это время игроки пробегают от 1500 до 2500 м отрезками длиной 7—15—25 м. В то же время они перемещаются от 25 до 35 мин. легкими пробежками и от 45 до 57 мин.— шагом. На первый взгляд может показаться, что игроки чрезвычайно много передвигаются с малой интенсивностью. Но это только компенсация той огромной затраты энергии, которая растрачивается, за 5 мин. ускорений, рывков и борьбы за мяч.

Если учесть, что деятельность футболистов протекает в условиях большого психического напряжения и эмоциональная нагрузка до­вольно велика, то это вызывает еще большие энерготраты. Однако анализ регистрации игровой деятельности показывает, что у футболиста есть время для восстановления в паузах между мощными действиями. Следовательно, игроков надо готовить именно к такому виду деятельности. Качественным показателем тренировки нередко счи­тают объем выполненной работы, но это совершенно неправильно. Большой объем нагрузок не должен быть самоцелью и основным средством воспитания  выносливости.

Футбол — ациклический вид спорта и характеризуется постоян­ной сменой интенсивности выполняемых действий, что требует адек­ватной подготовки. Частая смена интенсивности работы связана со значительно большими энергетическими затратами, чем работа с рав­номерной интенсивностью. Это надо обязательно учитывать при вос­питании выносливости у футболистов. Нельзя забывать, что такая вегетативная функция, как дыхание, приспосабливается к форме и характеру выполняемого движения. При этом вдох и выдох органи­чески входят в структуру двигательного акта. Футболист дышит не так,  как лыжник или стайер[24].

Не последнюю роль при воспитании выносливости играют воле­вые качества. Непрерывная длительная работа требует от спортсмена преодоления внутренних и внешних трудностей сильным, устойчивым напряжением воли, т. е. проявляется «стабильность волевых усилий». При выполнении нагрузок ациклического характера спортсмен пре­одолевает трудности относительно кратковременными, но интенсивно повторяющимися усилиями. Футболистам хорошо известно, как трудно порой после нескольких рывков, вызванных игровой ситуацией, заставить себя еще раз выполнить какое-либо интенсивное действие на фоне глубокого утомления, да еще иногда при высокой темпера­туре воздуха.

При воспитании выносливости футболистов, в основном, отдают предпочтение взрывной кратковременной работе за счет анаэробной производительности. Кислородный долг при этом гасится во время перерывов между  интенсивной  работой.

Наиболее эффективно задачи специальной функциональной под­готовки решаются при выполнении игровых упражнений. По своему характеру и эмоциональной окраске они наиболее адекватны игре. Од­нако игровые упражнения следует сочетать с упражнениями без мяча.

Занятия, направленные на совершенствование выносливости, надо проводить  при  соблюдении  пяти  компонентов  нагрузки:

а) времени работы, б) мощности работы, в) времени отдыха, г) ха­рактера отдыха, д) числа повторений. Изменение какого-либо компо­нента  влияет на  направленность тренировки.

Чтобы подготовить футболистов к эффективной производитель­ности во время игры, необходимо выбирать наиболее адекватные средства и методы тренировки[22].

 

Одним словом «выносливость» мы называем группу отно­сительно независимых друг от друга физических качеств, в которых общим является то, что уровень их развития опреде­ляет устойчивость футболистов к утомлению. Как пишут В.В. Меньшиков и Н.И. Волков «в состоянии утомления сни­жается концентрация АТФ в нервных клетках и нарушается синтез ацетилхолина в синаптических образованиях. В ре­зультате этого нарушается деятельность ЦНС по формирова­нию двигательных импульсов и передаче их к работающим мышцам. Замедляется скорость переработки сигналов, посту­пающих от проприо- и хеморецепторов. В моторных центрах развивается охранительное торможение, связанное с образо­ванием аминомасляной кислоты». Снижается также гормо­нальная активность и активность ряда ферментов. Вследствие этого замедляется скорость расщепления АТФ, что приводит к уменьшению мощности двигательных действий. В мышцах уменьшаются энергетические субстраты (гликоген, креатин-фосфат), происходит увеличение концентрации молочной кислоты. Эффективность работы мышц и их возможность поддерживать требуемую мощность сокращений снижается. Все это отрицательно сказывается на эффективности такти­ко-технических действий футболистов.

Видов утомления много, и поэтому много проявлений вы­носливости. Например, в практике футбола выделяют следу­ющие виды выносливости:

                       общую (аэробную) выносливость: ее уровень определяет возможность сохранения эффективности длительной фи­зической работы (а именно такой является и фа или трени­ровка) в условиях нарастающего утомления;

                       скоростную (анаэробную) выносливость: уровень этого вида выносливости обусловливает возможность выполнять рывки с максимальной мощностью или максимальной скоростью в течение всей игры или тренировки;

                       силовую (тоже анаэробную) выносливость: высокий уро­вень этого проявления выносливости позволяет поддер еди­ноборствах и т.п. в течение всего матча;

                       психическую (эмоциональную) выносливость: любое утомле­ние начинается с утомления психики. Способность проти­востоять ему, особенно в неблагоприятных ситуациях игры, формирует мотивацию победителя;

                       сенсорную выносливость: высокий уровень этого проявле­ния выносливости помогает противостоять сенсорному утомлению и обеспечить оптимальное восприятие такти­ческих ситуаций;

                       специальную: высокий уровень такой формы выносливос­ти обеспечивает эффективность тактики и техники в ус­ловиях нарастающего утомления[5].

 

3.2 Биоэнергетическая основа выносливости футболистов

 

Любая двигательная деятельность связана с сокращением мышц. Как пишут Р.Мохан, М. Глессон и П. Гринхафф «...источником энергии, необходимым для мышечных сокра­щений, является АТФ; энергия, которая образуется при гид­ролизе АТФ, используется для обеспечения всех форм биоло­гических функций». Таким образом, распад АТФ — это един­ственный источник энергии для сокращения мышц. В непре­рывном энергетическом цикле распад АТФ сопровождается егоресинтезом.

Существует четыре механизма, обеспечивающие распад и ресинтез АТФ:

I.                   энзиматический распад АТФ до аденозиндифосфата (АДФ) и неорганического фосфата с освобождением энергии, используемой для обеспечения мышечной активности;

II.                энзиматический распад фосфокреатина (КФ) до креатина и фосфата, который присоединяется к АДФ для ресинтеза АТФ;

III.             анаэробный распад гликогена или глюкозы крови с ос­вобождением энергии, которая запасается в макроэргических связях АТФ и используется для обеспечения энергетики мы­шечных сокращений;

IV.             аэробный метаболизм углеводов, липидов и белков,продукты которого подвергаются окислению в митохондри­ях. За счет этого также освобождается энергия, используемаядля синтеза АТФ[2].

В их основе лежит использование внутри мышечных запасов АТФ и креатинфосфата. Наиболее важной особенностью фосфагенов является то, что энергия, аккумулированная в них и необходимая для мышечных сокращений, может ис­пользоваться практически немедленно. Ресинтез АТФ в мы­шечных волокнах с помощью энергетического потенциала КФ происходит очень быстро, и эта быстрота обеспечивает возможность быстро выполнять двигательные действия с максимальной мощностью. Это главное достоинство фосфагенной системы.

Но есть у нее и недостаток, который заключается в том, что фосфагенная система не может обеспечивать энергетику быст­рых и мощных перемещений футболистов по полю в течение длительного времени. Представим себе, что защитник подклю­чился к атаке и пробежал для этого с предельной скоростью 30-40 м вперед. Атака сорвалась, и он с такой же скоростью должен вернуться в свою зону. Это возвращение, особенно его вторая половина, скорее всего не будет таким же быстрым: фосфагенные запасы исчерпываются, и снижается мощность мышечных сокращений. Скорость восстановления фосфагенных запасов зависит от длительности этой мощной работы и механизма восстановления. Первые два из перечисленных выше четырех — более быстрые, вторые два — замедленные.

Экспериментальное определение длительности восстанов­ления фосфагенных ресурсов после кратковременного уп­ражнения максимальной интенсивности проводилось с помо­щью биопсии восстановление фосфогенных ресурсов вначале идет очень быстро: в первую минут восстанавливается 75% макроэргов. Но уже во вторую минуту оно резко замедляется: за этот промежуток восстанавливается только 19%.

В основе аэробной выносливости лежит активность окис­лительных ферментов, в основе анаэробной — активность гликолитических ферментов, и ферментов адено-зинтрифосфата (АТФ) и креатинфосфата (КрФ). Поэтому средства и методы совершенствования каждого из проявле­ний выносливости специфичны. Установлено, что нагрузки тренировочных упражнений, которые повышают активность ферментов АТФ — КрФ, практически не влияют на актив­ность окислительных ферментов (Дж. Уилмор и Д. Костилл).

Количественная оценка процессов анаэробного и аэробно­го преобразования энергии основана на использовании трех типов критериев (по Н.И. Волкову):

критерий мощности, по величине которого можно оце­нить скорость преобразования энергии в том или ином энергетическом процессе;

критерий емкости, характеризующий общие запасы энер­гетических веществ в организме футболистов, или объем освобождаемой энергии или выполненной работы;

критерий эффективности, который показывает соотноше­ние между энергией, затраченной на ресинтез АТФ, и об­щим количеством энергии, выделенной в ходе процесса энергообразования.

Эти критерии могут использоваться для оценки выносли­вости и физической работоспособности спортсменов. Соот­ношение между механизмами энергопродукции и критерия­ми приведено в таблице 3.1

Исследования специалистов футбола показали, что важ­нейшими в этом виде спорта являются критерии аэробной эффективности, гликолитической анаэробной емкости и аэробной мощности[5].

Общее количество энергетических субстратов, используе­мых в процессах преобразования энергии, приведено в табли­це 3.2

Недостаточный уровень выносливости сказывается на действиях футболистов в играх и его оперативном состоянии следующим образом:

 

Таблица 3.1 Биоэнергетические критерии для разных механизмов энергопродукции

 

Критерии

Энергетические механизмы

Алактатный анаэробный

Гликолитический анаэробный

Аэробный

Мощности

Максимальная

анаэробная

мощность

Скорость накопления молочной кислоты

Максимальное

потребление

кислорода

Емкости

Общее содер­жание КрФ в мышцах

Максимальная

концентрация

молочной

кислоты

в крови

Объем потреб­ленного кислорода в игре или в упражнении

Эффективнос­ти

Скорость оплаты алак-татной фрак­ции О, -долга

Механический

эквивалент

молочной

кислоты

Порог анаэробного

обмена

Информация о работе Методика направленного развития анаэробной (специальной) выносливости у юношей 16-18 лет при занятии футболом