Методика направленного развития анаэробной (специальной) выносливости у юношей 16-18 лет при занятии футболом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Развитие выносливости имеет огромное значение в спортивной деятельности. Различные виды спорта предъявляют специфи­ческие требования к выносливости, что обусловлено, прежде всего, биохимической структурой сорев­новательного упражнения. От степени развития выносливости зависит успех соревновательной деятельности спортсменов почти во всех видах спорта.
Отметим также, что данная тема является достаточно хорошо изученной в спортивной практике, но все же некоторые вопросы требуют дополнительной разработки.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………...………….. 3
Глава 1 Характеристика выносливости и задачи по ее воспитанию ………… 6
1. 1 Сущность, показатели и типы выносливости …………………….…. 6
1. 2 Задачи, решаемые в процессе воспитания специальной выносливости ……………………………………………………………….….. 12
Глава 2 Особенности средств и методики воспитания специальной выносливости …………………………………………………………….…….. 15
2.1 Развитие специальной выносливости …………………………………….. 15
2. 2 Повышение способности к проявлению специальной выносливости … 20
Глава 3 Особенности воспитания специальной выносливости у футболистов 16-18 лет ……………………………………………………………………...… 25
3.1 Представление о воспитании выносливости футболистов ……….…….. 25
3.2 Биоэнергетическая основа выносливости футболистов ………………… 27
3.3 Методы тренировки специальной выносливости
футболистов 16-18 лет ………………………………………………...………. 30
3.4 Примерные упражнения, способствующие развитию специальной выносливости у юношей 16-18 лет, занимающихся футболом ……..……… 32
Выводы …………………………………………………………………...…….. 36
Список использованной литературы ……………

Файлы: 1 файл

Анаэробная выносливость и методика направленного развития.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

Взаимосвязь задач. Задачи по воспитанию специфической вы­носливости в норме решаются преимущественно после того, как достигнут некоторый базовый уровень общей выносливости. Форси­рованное воспитание, например, скоростной или силовой выносли­вости без предшествующего повышения общего уровня аэробных возможностей оказывается недостаточно эффективным, а в опре­деленных случаях и мешающим нормальному функционированию и развитию организма. Существенно в этой связи, что биологические предпосылки возможно высокого уровня проявления большинства видов специфической выносливости (особенно тех, которые харак­теризуются предельной мобилизацией смешанных — анаэробно-аэ­робных — возможностей организма) созревают в процессе возраст­ного развития позже, чем предпосылки сравнительно высокого уровня проявления общей выносливости. Отсюда, однако, не сле­дует, что специальную выносливость нужно воспитывать лишь после того, как будет достигнут целевой уровень развития общей выносливости. Как бы на фоне достижения ее базового уровня можно и нужно решать частные задачи по воспитанию специфи­ческой выносливости, в первую очередь координационно-двига­тельной, а затем и иного типа, нормируя при этом степень утом­ления в соответствии с достигнутым уровнем развития функцио­нальных возможностей организма [10].

Сказанное  подчеркивает  особенности   и   вместе  с  тем   един­ство   задач,  решаемых  в  процессе  воспитания  выносливости.

Объективную основу их единства составляет общность факторов, определяющих выносливость разного типа. Во всех случаях целостный процесс воспи­тания выносливости должен быть направлен на комплексное раз­витие не только физической работоспособности, но и личностно-психических качеств, от которых в решающей мере зависит полно­ценное использование работоспособности [18].


Глава 2 Особенности средств и методики воспитания специальной выносливости

2.1 Развитие специальной выносливости

 

Для достижения высокого уровня специальной выносливости спортсмену необходимо добиться комплексного проявления отдельных свойств и способностей, ее определяющих, в условиях, ха­рактерных для конкретной соревновательной дея­тельности.

На ранних этапах подготовки спортсмен еще не в состоянии преодолеть всю соревновательную дистанцию с запланированной скоростью, выдер­живать необходимый темп игры или ведения схват­ки. Однако выполнять большой объем работы с та­кой интенсивностью необходимо, так как это спо­собствует становлению соревновательной техники, повышает экономичность работы, вырабатывает рациональную координацию двигательных и веге­тативных функций, совершенствует психику. Для развития этих специфических качеств широко используют различные варианты интервального и непрерывного методов [7].

При работе над развитием специальной вынос­ливости основными являются специально-подго­товительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные сис­темы организма, а также сочетание упражнений различной продолжительности при выполнении программы отдельного занятия.

Например, при развитии специальной вынос­ливости борцов применяются имитационные упраж­нения с партнером, различные броски манекена, многократное проведение частей схватки с одним или несколькими партнерами, тренировочной схватки соревновательного характера в течение времени, превышающее ограниченное правилами соревнований и т. п. Такой же подход реализуется и в других видах единоборств. Например, в боксе широко используются разнообразные упражнения, позволяющие моделировать весь спектр функцио­нальных и технико-тактических проявлений, харак­терных для реального поединка.

Развитие специальной выносливости пловцов, бегунов или конькобежцев предусматривает мно­гократное прохождение отрезков дистанции с со­ревновательной или близкой к ней скоростью и непродолжительными паузами отдыха, прохожде­ние соревновательных дистанций в условиях кон­трольных или официальных соревнований. Часто упражнения выполняются в усложненных условиях (работа в среднегорье, с использованием специаль­ных масок или трубок для затруднения дыхания; бе­гуны и конькобежцы используют бег со специаль­ными отягощениями, пловцы — плавание на привязи или со специальными тормозными устройствами и т. п.)[8].

Интенсивность работы планируют так, чтобы она была близкой к планируемой соревнователь­ной. Широко используют упражнения с интенсив­ностью, несколько превышающей соревновательную.

Если продолжительность отдельных упражне­ний невелика (намного меньше продолжительнос­ти соревновательной деятельности), то длительность интервалов отдыха между ними может быть не­большой. Она, как правило, должна обеспечивать выполнение последующего упражнения на фоне утомления после предыдущего. Однако следует учитывать, что интервал времени, в течение кото­рого можно выполнить очередное упражнение в условиях утомления, весьма велик (например, после работы с максимальной интенсивностью продол­жительностью 20—30 с работоспособность остается пониженной примерно в течение 1,5—3 мин). Поэтому при планировании продолжительности пауз учитывают квалификацию и степень трени­рованности спортсмена, следя за тем, чтобы наг­рузка, с одной стороны, предъявляла его организ­му требования, способные оказать тренирующее воздействие, а с другой — не была чрезмерной и в силу этого не оказывала бы неблагоприятного воздействия.

Когда отдельные тренировочные упражнения продолжительны, то паузы между повторениями могут быть длительными, так как в этом случае основное тренирующее воздействие оказывают сдвиги, происходящие во время выполнения каждого отдельного упражнения, а не результат кумулятив­ного воздействия комплекса упражнений [1].

При выборе упражнений, направленных на развитие специальной выносливости, их необходи­мо увязывать с характерными особенностями сорев­новательной деятельности в конкретном виде спор­та. Например, планируя работу над развитием специальной выносливости у квалифицированных гимнастов, нужно учитывать, что им приходится сталкиваться со значительным утомлением, как об­щим, так и локальным. Необходимость противос­тоять общему утомлению связана с тем, что спор­тсмены соревнуются в течение 4 дней по 2—3 ч. За это время они до 25 раз выполняют соревновательные упражнения на оценку, проделывают большой объем работы во время разминки. Противодействие ло­кальному утомлению обусловлено спецификой от­дельных видов многоборья — в упражнениях на коне основную нагрузку несут мышцы рук, плече­вого пояса и брюшного пресса, на кольцах — мышцы предплечья и кисти, обеспечивающие хват.

Существенное влияние на развитие специаль­ной выносливости оказывает сочетание упражне­ний различной продолжительности при выполне­нии программы отдельного занятия. Например, в циклических видах спорта наибольшее распростра­нение в практике получили варианты, при которых длина отрезка в сериях является постоянной или постепенно убывает. Применение по­добных серий позволяет достаточно точно модели­ровать условия предполагаемой соревновательной деятельности. Однако при этом необходимо строго придержи­ваться следующих правил: паузы между отрезками должны быть непродолжительными (ЧСС не дол­жна снижаться более чем на 10—15 в 1 мин); каж­дый очередной отрезок должен быть короче предыду­щего или иметь такую же длину; общее время се­рии должно быть близким к тому, которое плани­руется показать в соревнованиях.

Аналогичным образом может быть определен режим работы в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх, единоборствах [13].

Количество отдельных упражнений зависит от их характера, объема нагрузки в занятиях, квалифи­кации и тренированности спортсменов, методики построения программы занятия и т. д. Таким обра­зом, планируя объем работы, направленной на повы­шение уровня развития специальной выносливости, исходят из конкретной ситуации. При прочих рав­ных условиях количество упражнений может быть увеличено за счет серийного выполнения, а также разнообразия тренировочной программы отдельного занятия.

В процессе целостного развития специальной выносливости следует учитывать, что эффективная соревновательная деятельность сопряжена с большой вариативностью двигательных и вегетативных функ­ций, обеспечивающей высокую работоспособность спортсмена при больших изменениях внутренней среды организма и в разнообразных условиях внешней среды. В связи с этим при развитии спе­циальной выносливости следует обеспечивать:

• большое разнообразие средств и методов со­вершенствования технико-тактических действий и развития специальной выносливости;

• тесную взаимосвязь процессов технико-так­тического   совершенствования   и   развития   спе­циальной   выносливости;

• моделирование в условиях тренировочной деятельности всего возможного спектра состояний и реакций функциональных систем, характерных для соревновательной деятельности;

•  вариативность условий внешней среды  как при развитии специальной выносливости, так и в процессе технико-тактического совершенствования.

Разнообразие средств и методов, применяемых в процессе спортивной тренировки, помогает спор­тсмену овладеть большим количеством навыков и умений, что способствует реализации в соревнова­тельной деятельности двигательных действий, адек­ватных сложившейся ситуации, функциональным возможностям организма спортсмена в различных стадиях поединков, игр, забегов и др.

Разнообразие средств и методов содействует также оперативному приспособлению к требованиям, диктуемым характером технико-тактических дей­ствий, возможностей различных функциональных систем и механизмов, обеспечивающих эффектив­ность их выполнения [12].

Максимальное разнообразие средств и методов развития специальной выносливости — интенсив­ности и продолжительности упражнений, их коор­динационной сложности, режима работы и отдыха при их выполнении и т. п. способствует развитию оптимальной взаимосвязи выносливости со скоростно-силовыми качествами, координационными способностями, гибкостью[18].

Это в значительной ме­ре повышает специальную работоспособность спортсмена, результативность соревновательной деятельности.

Совершенствование спортивной техники и тактики в различных функциональных состояниях спортсмена, в том числе и в состоянии утомления, вырабатывает не только устойчивость навыков к существенным сдвигам во внутренней среде орга­низма, но и обеспечивает тесную взаимосвязь дви­гательной и вегетативных функций, их взаимную приспособляемость в достижении заданного конеч­ного результата. В итоге у спортсмена развивается важная способность к оптимальному увязыванию кинематических, динамических и ритмических характеристик спортивной техники с функцио­нальными возможностями организма в кон­кретный момент соревновательной деятельности.

В числе основных направлений методики со­вершенствования устойчивости и вариабельности двигательных навыков и вегетативных функций, становления оптимальной взаимосвязи между спе­циальной выносливостью и другими двигательны­ми качествами, следует выделить широкое варьи­рование условий внешней среды как в процессе тренировочной, так и соревновательной деятель­ности. При этом наиболее эффективны условия, усложняющие тренировочную и соревновательную деятельность: игры на меньших или больших пло­щадках, игры, схватки или поединки с постоянно меняющимися противниками, тренировка в усло­виях среднегорья, соревнования с более сильным противником, в непривычных климатических ус­ловиях или в непривычное время дня, в условиях не­объективного судейства и т. п. Результативно также и применение различных тренажеров, спо­собствующих совершенствованию технического мастерства или обеспечивающих сопряженное со­вершенствование техники и развитие специаль­ной выносливости[23].

Специальный раздел тренировки должен быть отведен совершенствованию смены характера ра­боты в процессе соревнований. Быстрый и эффективный переход с одного рода работы на другой с обеспечением оптимального уровня фун­кциональной активности в значительной мере определяет уровень специальной выносливости спортсменов.

Особое место в методике развития специальной выносливости занимает повышение психической ус­тойчивости к преодолению тяжелых ощущений утомления, сопровождающих тренировочную и соревновательную деятельность в большинстве ви­дов спорта. Особо велика роль психической ус­тойчивости для достижения высоких показателей в циклических видах спорта, связанных с проявлени­ем выносливости, спортивных единоборствах, спортивных играх, ряде дисциплин сложнокоординационных видов [4].

Следует учитывать, что устойчивость к преодо­лению тяжелых ощущений утомления, сопровождающих тренировочную и соревновательную дея­тельность, формируется применительно к конкрет­ной работе, перенос ее относительно невелик не только с материала одного вида спорта на другой, но и при выполнении работы различной интен­сивности, продолжительности и характера, относя­щейся к одному и тому же виду спорта. Поэтому для успеха работы, направленной на развитие специ­альной выносливости, необходимо знать, какие требования к психике спортсмена предъявляются в конкретном виде спорта, каким образом можно повысить способность переносить психические нагрузки, как различные методы тренировки совер­шенствуют специфические волевые качества и т. д.

Особенно велика роль психологического фак­тора в подготовке, связанной с максимальной мо­билизацией анаэробных возможностей, с необхо­димостью длительное время выполнять работу в ус­ловиях высоких величин кислородного долга. Высоким величинам кислородного долга сопут­ствуют тяжелые, часто мучительные ощущения утом­ления. Для их преодоления необходимы специфичес­кие волевые качества, способность спортсмена преодолевать нарастающие трудности длительным напряженным волевым усилием[20].

Информация о работе Методика направленного развития анаэробной (специальной) выносливости у юношей 16-18 лет при занятии футболом