Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа
Актуальность темы. Развитие выносливости имеет огромное значение в спортивной деятельности. Различные виды спорта предъявляют специфические требования к выносливости, что обусловлено, прежде всего, биохимической структурой соревновательного упражнения. От степени развития выносливости зависит успех соревновательной деятельности спортсменов почти во всех видах спорта.
Отметим также, что данная тема является достаточно хорошо изученной в спортивной практике, но все же некоторые вопросы требуют дополнительной разработки.
Введение ……………………………………………………………...………….. 3
Глава 1 Характеристика выносливости и задачи по ее воспитанию ………… 6
1. 1 Сущность, показатели и типы выносливости …………………….…. 6
1. 2 Задачи, решаемые в процессе воспитания специальной выносливости ……………………………………………………………….….. 12
Глава 2 Особенности средств и методики воспитания специальной выносливости …………………………………………………………….…….. 15
2.1 Развитие специальной выносливости …………………………………….. 15
2. 2 Повышение способности к проявлению специальной выносливости … 20
Глава 3 Особенности воспитания специальной выносливости у футболистов 16-18 лет ……………………………………………………………………...… 25
3.1 Представление о воспитании выносливости футболистов ……….…….. 25
3.2 Биоэнергетическая основа выносливости футболистов ………………… 27
3.3 Методы тренировки специальной выносливости
футболистов 16-18 лет ………………………………………………...………. 30
3.4 Примерные упражнения, способствующие развитию специальной выносливости у юношей 16-18 лет, занимающихся футболом ……..……… 32
Выводы …………………………………………………………………...…….. 36
Список использованной литературы ……………
Таблица 3.2 Средние показатели энергетических запасов у человека
Энергетический источник | Масса, г | Энергия, кдж |
Гликоген печени | 80 | 1280 |
Мышечный гликоген | 350 | 5600 |
Глюкоза крови | 10 | 160 |
Липиды | 10500 | 388500 |
Белки | 12000 | 204000 |
Игровая деятельность каждого футболиста состоит из активных и пассивных фаз. Под влиянием утомления снижается двигательная активность спортсменов в играх, что проявляется в чрезмерной длительности пассивных пауз; Снижается двигательная активность в конце таймов; Интенсивность ведения игры во втором тайме оказывается более низкой, чем в первом тайме;
При низкой двигательной активности в играх и тренировках средние и максимальные значения ЧСС чрезмерно высокие[2].
3.3 Методы тренировки специальной выносливости футболистов 16-18 лет
В футболе, как и других видах спорта, тренеры используют два основных метода тренировки: непрерывный и с перерывами (повторный). В тренировке футболистов непрерывный метод воспитания выносливости заключается в однократном пробегании дистанции определенной длины, или в непрерывном однократном выполнении игрового упражнения.
Такая непрерывная работа может быть в двух вариантах. Выбор того или иного варианта определяется тем, что тренер хочет получить от упражнения. Рассмотрим это на примере бега:
Если тренер хочет вывести функциональные системы организма футболистов на определенный уровень и удерживать их на этом уровне в течение относительно длительного времени (например, 30-40 минут), то можно бежать с относительно равномерной скоростью, например, со скоростью 3,8 — 4,0 м/с (для многих футболистов — это скорость анаэробного порога). Это равномерный метод воспитания выносливости[24].
Если же стоит задача многократного быстрого развертывания энергетических процессов и такого же числа быстрого восстановления функций, то лучше пробегать дистанцию с переменной скоростью. Это переменный метод воспитания выносливости. Эффективным в этом случае является фартлек, основу которого составляет «игра скоростей». Классический фартлек должен проводиться так. Спортсмены бегут в группе, и после непродолжительного бега трусцой один из них ускоряется и тянет всю группу за собой. Длина этого ускоренного отрезка и его скорость не задаются тренером, а выбираются самим игроком. Затем после паузы отдыха (бег трусцой) другой футболист выполняет рывок с приемлемыми для него скоростью и длиной дистанции, и все игроки должны бежать в этом темпе. Каждый футболист должен побывать в роли «ведущего». При этом один может «тянуть» за собой группу на отрезке 300 м, а другой — 30 м.
Переменный бег можно выполнять в стандартном варианте, когда тренер задает длину быстрых и медленных отрезков. Например, 200м пробегать быстро и столько же медленно, всего 10-15 кругов по стадиону.
Повторный метод воспитания выносливости основан на том, что тренер планирует значения следующих компонентов бега: длины отрезков, скорости их пробегания, длительности пауз отдыха между пробежками, числа повторений.
Срочный тренировочный эффект любого из методов зависит прежде всего от значений компонентов нагрузки. Функциональные сдвиги 9-минутной непрерывной работы и повторной работы такой же мощности, но выполняемой в режиме «3 минуты работа — 3 минуты отдых» близки по своей величине и направленности.
Анаэробные тренировки эффективны при воспитании скоростной выносливости и направлены на решение следующих трех задач:
Повысить мощность действий футболистов в активных фазах игры, повысить максимальную скорость бега на многочисленных коротких отрезках;
Повысить эффективность и мощность анаэробных механизмов энергопродукции во время активных фаз игры вне зависимости от их продолжительности;
Улучшить восстановление внутримышечных источников энергии после периодов интенсивной работы в играх и тренировках[8].
Критерии и показатели, на основании численных значений которых производится классификация анаэробных тренировок, приведены в таблице 3.3
Таблица 3.3 Типы анаэробных тренировок
Типы тренировок | Длительность, с | Интенсивность, в % | Число повторений | |
| Упражнения | Паузы отдыха |
|
|
Тренировка по совершенствованию скоростной выносливости: развитие мощности анаэробных механизмов | 20-40 с | Минимум в 5 раз больше, чем длительность упражнения (100-400 с) | Близкая к максимальной | 2-10 |
Тренировка по совершенствованию скоростной выносливости: развитие емкости и эффективности анаэробных механизмов
| 30-90 с | 30-90 с | Близкая к максимальной | 2-10 |
3.4 Примерные упражнения, способствующие развитию специальной выносливости у юношей 16-18 лет, занимающихся футболом
1-й вариант интервального метода тренировки
1. Упражнения без мяча.
Стоя боком к возвышению высотой 50—60 см (ступени лестницы, сидения трибун и т. д.), напрыгивание, спрыгивание в максимально высоком темпе в течение 15 сек., после отдыха выполнять упражнения стоя другим боком.
Бег по кругу или по футбольному полю от линии ворот с рывками в течение 5 сек.
Партнеры двигаются навстречу друг другу с расстояния 5—7 м. Один из них выполняет кувырок, другой перепрыгивает через партнера, затем оба как можно быстрее разворачиваются и выполняют те же движения, поменявшись ролями,— 10 сек.
Два барьера высотой 100—120 см стоят под углом 90° впритык. Футболист перепрыгивает один и подлезает под другой, быстро разворачивается и повторяет движение в обратном направлении — 10 сек.
Из положения лежа на спине менять положения по командам: «Живот!», «Влево!», «Вправо!», «Сесть!», «Присесть!», «Выпрыгнуть!», «Спина!», «Живот!» и т. д.—15 сек.
2. Упражнения с мячом.
Рывок с мячом на 16—20 м вдоль боковой линии к угловому флагу, прострелить мяч вдоль ворот, резко развернуться — рывок к месту старта — 7—9 сек.
На расстоянии 13—16 м от стенки или батута расположены параллельно стенке две стойки, отстоящие одна от другой на 5 м. Ударяя мяч в стенку, обегать стойки «восьмеркой» — 10—15 сек.
Упражнение в парах. Один из партнеров стоит перед гимнастической скамейкой, другой — напротив, в 3—4 м от скамейки, с мячом в руках. Игрок набрасывает мяч таким образом, чтобы партнер мог в прыжке вернуть его обратно в руки, при этом бьющий перепрыгивает скамейку, а вторым прыжком возвращается в исходное положение. После 15 сек. работы смена мест.
Два футболиста находятся у стартовой линии с одним мячом. По сигналу одни начинает жонглирование, а другой выполняет рывок на 12—15 м и возвращается к месту старта, подхватывает мяч, давая возможность партнеру также выполнить рывок туда и обратно. Игроки выполняют упражнение по 5 раз каждый.
Стоя у туго натянутой сетки (батута) на расстоянии 5—7 м, в течение 15 сек, проводить удары различными способами без остановки в макешйально быстром темпе.
2-й вариант интервального метода тренировки
1. Упражнения без мяча.
Прыжковый бег вверх (5—6 прыжков), поворот на 90°—рывок 15 м, поворот на 90°— семенящий бег вниз, поворот на 90°— рывок к месту старта, поворот на 90° — вновь прыжковый бег и т. д.
Бег по периметру равностороннего треугольника со стороной 20 м. На одной стороне две стойки, отстоящие на 2 м одна от другой, на другой стороне — препятствие высотой 30—40 см, третья сторона — без препятствий.
Челночный бег. Дистанция 21 м разграничена линиями на 7-метровые отрезки. Занимающиеся поочередно добегают до каждой из контрольных линий и возвращаются на старт, т. е. выполняют три возвращения.
Бег с препятствиями. Стартуя, футболист возвращается через^ 5 м на старт, затем вновь набирает скорость, обегает три стойки, образующие равносторонний треугольник со стороной 3 м, бежит к барьерам высотой 30—40см, отстоящим на 2 м один от другого, на рывке! возвращается к старту. I
Выбрав седловину между двумя холмами протяженностью 15—20 м, выполнять непрерывный челночный бег, подобно движению маятника.
2. Упражнения с мячом.
Упражнение в тройках, у ворот. Два партнера с мячами располагаются у лицевой линии за пределами штрафной площади с противоположных сторон, третий — в радиусе у штрафной площади. Один из партнеров выполняет сильную передачу по воздуху в район 1 11-метровой отметки, а стоящий у штрафной площади рывком движется к мячу и в прыжке или без прыжка ногой или головой старается послать мяч в сетку ворот. После удара игрок моментально возвращается в исходное положение, повертывается лицом к другому партнеру, который сразу должен сделать такую же верховую передачу, и т. д.
В 10—15 м от средней линии на фланге устанавливаются 4 стойки через 3 м каждая. За последней стойкой лежат 2—3 мяча. Один из игроков стартует напротив стоек, другой — чуть позже точно по центру. Первый из них обегает все 4 стойки, подхватывает один из мячей, проходит с ним до линии ворот и простреливает вдоль ворот. Мяч должен принять игрок, движущийся по центру. После этого игроки разворачиваются, и тот, кто получил мяч, посылает его на угол штрафной площади, а сам делает рывок к месту старта первого I футболиста. Игрок, выполнявший прострельную передачу, после разворота старается принять посланный мяч в воздухе; выполнив рывок, ведет мяч к стойкам, оставляет его там и затем продолжает рывок к месту старта в центре поля. Упражняться можно с двух сторон.
3. С двух сторон в 10—15 м от средней линии рядом с углами, штрафной площади поставлены 4 стойки в 3 м одна от другой, а около них, ближе к средней линии,— два препятствия (барьера) высотой 40—50 см. У правого угла штрафной лежат 2—3 мяча. Игроки А (справа) и Б (слева), одновременно стартуя, обегают стойки и продолжают рывок к углу штрафной площади, где, резко изменив направление, двигаются по линии штрафной навстречу друг другу. При этом игрок А, подхватив мяч у угла штрафной, продолжает его вести. В радиусе штрафной площади происходит комбинация «скрещивание», игрок А уступает мяч партнеру Б и продолжает движение к углу штрафной площади, а партнер бьет в ворота и также продолжает движение к другому углу штрафной.