Методика направленного развития анаэробной (специальной) выносливости у юношей 16-18 лет при занятии футболом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Развитие выносливости имеет огромное значение в спортивной деятельности. Различные виды спорта предъявляют специфи­ческие требования к выносливости, что обусловлено, прежде всего, биохимической структурой сорев­новательного упражнения. От степени развития выносливости зависит успех соревновательной деятельности спортсменов почти во всех видах спорта.
Отметим также, что данная тема является достаточно хорошо изученной в спортивной практике, но все же некоторые вопросы требуют дополнительной разработки.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………...………….. 3
Глава 1 Характеристика выносливости и задачи по ее воспитанию ………… 6
1. 1 Сущность, показатели и типы выносливости …………………….…. 6
1. 2 Задачи, решаемые в процессе воспитания специальной выносливости ……………………………………………………………….….. 12
Глава 2 Особенности средств и методики воспитания специальной выносливости …………………………………………………………….…….. 15
2.1 Развитие специальной выносливости …………………………………….. 15
2. 2 Повышение способности к проявлению специальной выносливости … 20
Глава 3 Особенности воспитания специальной выносливости у футболистов 16-18 лет ……………………………………………………………………...… 25
3.1 Представление о воспитании выносливости футболистов ……….…….. 25
3.2 Биоэнергетическая основа выносливости футболистов ………………… 27
3.3 Методы тренировки специальной выносливости
футболистов 16-18 лет ………………………………………………...………. 30
3.4 Примерные упражнения, способствующие развитию специальной выносливости у юношей 16-18 лет, занимающихся футболом ……..……… 32
Выводы …………………………………………………………………...…….. 36
Список использованной литературы ……………

Файлы: 1 файл

Анаэробная выносливость и методика направленного развития.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

 

 

Таблица 3.2 Средние показатели энергетических запасов у человека

 

Энергетический источник

Масса, г

Энергия, кдж

Гликоген печени

80

1280

Мышечный гликоген

350

5600

Глюкоза крови

10

160

Липиды

10500

388500

Белки

12000

204000


 

Игровая деятельность каждого футболиста состоит из ак­тивных и пассивных фаз. Под влиянием утомления сни­жается двигательная активность спортсменов в играх, что проявляется в чрезмерной длительности пассивных пауз; Снижается двигательная активность в конце таймов; Интенсивность ведения игры во втором тайме оказывает­ся более низкой, чем в первом тайме;

При низкой двигательной активности в играх и трениров­ках средние и максимальные значения ЧСС чрезмерно высокие[2].

 

3.3 Методы тренировки специальной выносливости футболистов 16-18 лет

 

В футболе, как и других видах спорта, тренеры использу­ют два основных метода тренировки: непрерывный и с пере­рывами (повторный). В тренировке футболистов непрерыв­ный метод воспитания выносливости заключается в однократ­ном пробегании дистанции определенной длины, или в не­прерывном однократном выполнении игрового упражнения.

Такая непрерывная работа может быть в двух вариантах. Вы­бор того или иного варианта определяется тем, что тренер хо­чет получить от упражнения. Рассмотрим это на примере бега:

Если тренер хочет вывести функциональные системы организма футболистов на определенный уровень и удер­живать их на этом уровне в течение относительно длитель­ного времени (например, 30-40 минут), то можно бежать с относительно равномерной скоростью, например, со ско­ростью 3,8 — 4,0 м/с (для многих футболистов — это ско­рость анаэробного порога). Это равномерный метод вос­питания выносливости[24].

Если же стоит задача многократного быстрого развертыва­ния энергетических процессов и такого же числа быстрого восстановления функций, то лучше пробегать дистанцию с переменной скоростью. Это переменный метод воспита­ния выносливости. Эффективным в этом случае является фартлек, основу которого составляет «игра скоростей». Классический фартлек должен проводиться так. Спорт­смены бегут в группе, и после непродолжительного бега трусцой один из них ускоряется и тянет всю группу за со­бой. Длина этого ускоренного отрезка и его скорость не задаются тренером, а выбираются самим игроком. Затем после паузы отдыха (бег трусцой) другой футболист вы­полняет рывок с приемлемыми для него скоростью и дли­ной дистанции, и все игроки должны бежать в этом темпе. Каждый футболист должен побывать в роли «ведущего». При этом один может «тянуть» за собой группу на отрезке 300 м, а другой — 30 м.

Переменный бег можно выполнять в стандартном вариан­те, когда тренер задает длину быстрых и медленных отрез­ков. Например, 200м пробегать быстро и столько же мед­ленно, всего 10-15 кругов по стадиону.

Повторный метод воспитания выносливости основан на том, что тренер планирует значения следующих компонентов бега: длины отрезков, скорости их пробегания, длительности пауз отдыха между пробежками, числа повторений.

Срочный тренировочный эффект любого из методов зави­сит прежде всего от значений компонентов нагрузки. Функциональные сдвиги 9-минутной непрерывной работы и повторной работы такой же мощности, но выполняемой в ре­жиме «3 минуты работа — 3 минуты отдых» близки по своей величине и направленности.

Анаэробные тренировки эффективны при воспитании ско­ростной выносливости и направлены на решение следующих трех задач:

Повысить мощность действий футболистов в активных фазах игры, повысить максимальную скорость бега на многочисленных коротких отрезках;

Повысить эффективность и мощность анаэробных меха­низмов энергопродукции во время активных фаз игры вне зависимости от их продолжительности;

Улучшить восстановление внутримышечных источников энергии после периодов интенсивной работы в играх и тренировках[8].

Критерии и показатели, на основании численных значе­ний которых производится классификация анаэробных тре­нировок, приведены в таблице 3.3

Таблица 3.3 Типы анаэробных тренировок

 

Типы тренировок

Длительность, с

Интенсив­ность, в %

Число повто­рений

 

 

Упражне­ния

Паузы отдыха

 

 

 

 

Тренировка по совершенст­вованию скорост­ной выносливости: развитие мощнос­ти анаэробных механизмов

20-40 с

Минимум в 5 раз больше, чем длитель­ность упраж­нения (100-400 с)

Близкая к мак­сималь­ной

2-10

Тренировка по совершенст­вованию скорост­ной выносливости: развитие емкости и эффективности анаэробных

механизмов

 

30-90 с

30-90 с

Близкая к мак­сималь­ной

2-10


 

3.4 Примерные упражнения, способствующие развитию специальной выносливости у юношей 16-18 лет, занимающихся футболом

 

1-й вариант интервального метода тренировки

1. Упражнения без мяча.

Стоя боком к возвышению высотой 50—60 см (ступени лест­ницы, сидения трибун и т. д.), напрыгивание, спрыгивание в макси­мально высоком темпе в течение 15 сек., после отдыха выполнять упражнения стоя другим боком.

Бег по кругу или по футбольному полю от линии ворот с рыв­ками в течение 5 сек.

Партнеры двигаются навстречу друг другу с расстояния 5—7 м. Один из них выполняет кувырок, другой перепрыгивает через парт­нера, затем оба как можно быстрее разворачиваются и выполняют те же движения,  поменявшись ролями,— 10 сек.

Два барьера высотой 100—120 см стоят под углом 90° впритык. Футболист перепрыгивает один и подлезает под другой, быстро разво­рачивается и повторяет движение в обратном направлении — 10 сек.

Из положения лежа на спине менять положения по командам: «Живот!», «Влево!», «Вправо!», «Сесть!», «Присесть!», «Выпрыгнуть!», «Спина!», «Живот!» и т. д.—15 сек.

2.              Упражнения  с  мячом.

Рывок с мячом на 16—20 м вдоль боковой линии к угловому флагу, прострелить мяч вдоль ворот, резко развернуться — рывок к месту старта — 7—9 сек.

На расстоянии 13—16 м от стенки или батута расположены параллельно стенке две стойки, отстоящие одна от другой на 5 м. Ударяя мяч в стенку,  обегать стойки «восьмеркой» — 10—15 сек.

Упражнение в парах. Один из партнеров стоит перед гимнасти­ческой скамейкой, другой — напротив, в 3—4 м от скамейки, с мячом в руках. Игрок набрасывает мяч таким образом, чтобы партнер мог в прыжке вернуть его обратно в руки, при этом бьющий перепрыги­вает скамейку, а вторым прыжком возвращается в исходное положе­ние. После 15 сек.   работы смена мест.

Два футболиста находятся у стартовой линии с одним мячом. По сигналу одни начинает жонглирование, а другой выполняет ры­вок на 12—15 м и возвращается к месту старта, подхватывает мяч, давая возможность партнеру также выполнить рывок туда и обратно. Игроки выполняют упражнение по 5 раз каждый.

Стоя у туго натянутой сетки (батута) на расстоянии 5—7 м, в течение 15 сек, проводить удары различными способами без оста­новки в макешйально быстром темпе.

2-й вариант интервального метода тренировки

1. Упражнения без мяча.

Прыжковый бег вверх (5—6 прыжков), поворот на 90°—рывок 15 м, поворот на 90°— семенящий бег вниз, поворот на 90°— рывок к месту старта, поворот на 90° — вновь прыжковый бег и т. д.

Бег   по   периметру  равностороннего треугольника  со  стороной 20 м. На одной стороне две стойки, отстоящие на 2 м одна от другой, на другой стороне — препятствие высотой 30—40 см, третья сторона — без препятствий.

Челночный бег. Дистанция 21 м разграничена линиями на 7-метровые отрезки. Занимающиеся поочередно добегают до каждой из контрольных линий и возвращаются на старт, т. е. выполняют три возвращения.

Бег с препятствиями. Стартуя, футболист возвращается через^ 5 м на старт, затем вновь набирает скорость, обегает три стойки, образующие равносторонний треугольник со стороной 3 м, бежит к барье­рам высотой 30—40см, отстоящим на 2 м один от другого, на рывке! возвращается к старту.              I

Выбрав седловину между двумя холмами протяженностью 15—20 м, выполнять непрерывный челночный бег, подобно движению маятника.

2. Упражнения с мячом.

Упражнение в тройках, у ворот. Два партнера с мячами рас­полагаются у лицевой линии за пределами штрафной площади с противоположных  сторон,   третий — в  радиусе  у  штрафной  площади. Один из партнеров выполняет сильную передачу по воздуху в район 1 11-метровой отметки, а стоящий у штрафной площади рывком дви­жется к мячу и в прыжке или без прыжка ногой или головой ста­рается послать мяч в сетку ворот. После удара игрок моментально возвращается в исходное положение, повертывается лицом к другому партнеру, который сразу должен сделать такую же верховую пере­дачу,  и т. д.

В 10—15 м от средней линии на фланге устанавливаются 4 стойки через 3 м каждая. За последней стойкой лежат 2—3 мяча. Один из игроков  стартует напротив  стоек,  другой — чуть  позже точно  по центру. Первый из них обегает все 4 стойки, подхватывает один из мячей, проходит с ним до линии ворот и простреливает вдоль ворот. Мяч должен принять игрок, движущийся по центру.  После этого игроки разворачиваются, и тот, кто получил мяч, посылает его на угол штрафной площади, а сам делает рывок к месту старта первого I футболиста.   Игрок,   выполнявший   прострельную   передачу,   после разворота старается принять посланный мяч в воздухе; выполнив рывок, ведет мяч к стойкам, оставляет его там и затем продолжает рывок к месту старта в центре поля. Упражняться можно с двух сторон.

3. С двух сторон в 10—15 м от средней линии рядом с углами, штрафной площади поставлены 4 стойки в 3 м одна от другой, а около них, ближе к средней линии,— два препятствия (барьера) высотой 40—50 см.  У правого угла штрафной лежат 2—3 мяча. Игроки А (справа) и Б (слева), одновременно стартуя, обегают стойки и продолжают рывок к углу штрафной площади, где, резко изменив направле­ние, двигаются по линии штрафной навстречу друг другу. При этом игрок А, подхватив мяч у угла штрафной, продолжает его вести. В ра­диусе штрафной площади происходит комбинация «скрещивание», игрок А уступает мяч партнеру Б и продолжает движение к углу штрафной площади, а партнер бьет в ворота и также продолжает движение к другому углу штрафной.

Информация о работе Методика направленного развития анаэробной (специальной) выносливости у юношей 16-18 лет при занятии футболом