Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа
Актуальность темы. Развитие выносливости имеет огромное значение в спортивной деятельности. Различные виды спорта предъявляют специфические требования к выносливости, что обусловлено, прежде всего, биохимической структурой соревновательного упражнения. От степени развития выносливости зависит успех соревновательной деятельности спортсменов почти во всех видах спорта.
Отметим также, что данная тема является достаточно хорошо изученной в спортивной практике, но все же некоторые вопросы требуют дополнительной разработки.
Введение ……………………………………………………………...………….. 3
Глава 1 Характеристика выносливости и задачи по ее воспитанию ………… 6
1. 1 Сущность, показатели и типы выносливости …………………….…. 6
1. 2 Задачи, решаемые в процессе воспитания специальной выносливости ……………………………………………………………….….. 12
Глава 2 Особенности средств и методики воспитания специальной выносливости …………………………………………………………….…….. 15
2.1 Развитие специальной выносливости …………………………………….. 15
2. 2 Повышение способности к проявлению специальной выносливости … 20
Глава 3 Особенности воспитания специальной выносливости у футболистов 16-18 лет ……………………………………………………………………...… 25
3.1 Представление о воспитании выносливости футболистов ……….…….. 25
3.2 Биоэнергетическая основа выносливости футболистов ………………… 27
3.3 Методы тренировки специальной выносливости
футболистов 16-18 лет ………………………………………………...………. 30
3.4 Примерные упражнения, способствующие развитию специальной выносливости у юношей 16-18 лет, занимающихся футболом ……..……… 32
Выводы …………………………………………………………………...…….. 36
Список использованной литературы ……………
2
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта
Курсовая работа на тему:
«Методика направленного развития анаэробной (специальной) выносливости у юношей 16-18 лет при занятии футболом»
Д
Содержание
Введение ……………………………………………………………...…………
Глава 1 Характеристика выносливости и задачи по ее воспитанию ………… 6
1. 1 Сущность, показатели и типы выносливости …………………….…. 6
1. 2 Задачи, решаемые в процессе воспитания специальной выносливости ……………………………………………………………….….. 12
Глава 2 Особенности средств и методики воспитания специальной выносливости …………………………………………………………….…….. 15
2.1 Развитие специальной выносливости …………………………………….. 15
2. 2 Повышение способности к проявлению специальной выносливости … 20
Глава 3 Особенности воспитания специальной выносливости у футболистов 16-18 лет ……………………………………………………………………...… 25
3.1 Представление о воспитании выносливости футболистов ……….…….. 25
3.2 Биоэнергетическая основа выносливости футболистов ………………… 27
3.3 Методы тренировки специальной выносливости
футболистов 16-18 лет ………………………………………………...………. 30
3.4 Примерные упражнения, способствующие развитию специальной выносливости у юношей 16-18 лет, занимающихся футболом ……..……… 32
Выводы …………………………………………………………………...……
Список использованной литературы …………………………….…………… 38
Введение
Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать столько-то метров за то или, иное время и т. п.). Они реализуются в определенных движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных.
Развитие физических качеств есть процесс их изменения в ходе жизни человека. Например, в развитии выносливости отмечаются постепенный подъем ее к 25—30 годам, затем период стабилизации и последующее снижение и т. п. Воспитанием же физических качеств мы называем педагогический процесс управления, воздействия на развитие с целью его изменения в нужном нам направлении. Так, говоря о воспитании выносливости, имеем в виду выбор тренировочных упражнений, их дозировку и пр. Иными словами, термином “развитие” обозначаются изменения, происходящие в организме; термином “воспитание” — действия, необходимые, чтобы эти изменения соответствовали нашим желаниям.
Изучением данной темы занимались многие выдающиеся ученые. Так, В.С. Фарфель, М. С. Захаров, М. А. Куракин и Н.Н.Николаева исследовали проявления выносливости и утомления при циклических упражнениях (бег, спортивная ходьба, бег на коньках и плавание). Они выявили изменения соотношений между длиной шагов или гребков и их частотой на различных отрезках дистанции. Эти соотношения хорошо характеризуют явления утомления, возникающие при мышечной деятельности.
В статье А. Б. Гандельсмана содержатся данные об изменении потребления кислорода на разных отрезках дистанции бега. Улучшение координации двигательных и вегетативных функций в процессе продолжающейся работы, по материалам автора, может привести к снижению потребления кислорода на единицу пути и тем самым к улучшению выносливости.
Новые данные о роли гормонов коры надпочечников в поддержании высокой степени работоспособности приводятся в статье А. А. Виру и П. К. Кырге. Ими показано, что в результате систематической тренировки повышается функциональная стабильность гипофизарноадренокортикальной системы и это способствует улучшению выносливости при длительно продолжающейся мышечной работе.
Изменения выносливости и некоторых показателей кардио-респираторной системы у лиц с разной степенью тренированности рассматриваются в статьях Л. А. Иоффе и А. А. Коробовой, Е. Н. Арцеуловой и Г. Г. Яхнович. В них показано, что после гипокинезии одной и той же длительности у хорошо физически тренированных лиц по сравнению с нетренированными выносливость снижается в значительно меньшей степени. Особенности изменения кардиореспираторных функций при работе умеренной мощности на велоэргометре с кратковременной задержкой дыхания и ускорениями описываются В. М. Волковым [17].
Актуальность темы. Развитие выносливости имеет огромное значение в спортивной деятельности. Различные виды спорта предъявляют специфические требования к выносливости, что обусловлено, прежде всего, биохимической структурой соревновательного упражнения. От степени развития выносливости зависит успех соревновательной деятельности спортсменов почти во всех видах спорта.
Отметим также, что данная тема является достаточно хорошо изученной в спортивной практике, но все же некоторые вопросы требуют дополнительной разработки.
На современном этапе развития спортивной подготовки объем и интенсивность тренировочной работы достигли значительных величин даже в юношеском спорте. Это в полной мере касается и футбола, где постоянное увеличение напряженности соревновательной деятельности футбольных команд влечет за собой снижение объемов функциональной подготовки (С.Ю.Тюленьков, 1997; А.А.Сучилин, 1997). Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлено уровнем развития физических качеств, разностороннему формированию которых способствует как тренировочный процесс, так и непосредственно игра.
Так, постоянные рывки и ускорения требуют развития быстроты; силовые единоборства, удары по мячу и т.д. способствуют совершенствованию скоростно-силовых качеств; стремление к своевременному и точному выполнению технико-тактических действий обуславливают развитие координации. Наконец, все действия в футболе многократно повторяются во времени, что невозможно эффективно осуществлять без проявления различных видов выносливости.
В современном футболе наблюдается тенденция к росту соревновательных и тренировочных нагрузок. В связи с этим остро встает проблема оптимизации всех компонентов тренировочного процесса, как наиболее целесообразно распределять в годичном цикле нагрузки на скоростно-силовые качества, выносливость, технико-тактическую подготовленность и другие формы развития физических качеств. Решение данных вопросов будет способствовать оптимизации тренировочного процесса.
Цель работы: изучить особенности методики развития специальной выносливости.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику выносливости и задачам по ее воспитанию
2. Изучить особенности средств и методики воспитания специальной выносливости
Методы исследования:
1) Анализ научно-методической литературы.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Курсовая работа имеет объем 39 листов формата А4, а также 24 использованных литературных источника.
Глава 1 Характеристика выносливости и задачи по ее воспитанию
1. 1 Сущность, показатели и типы выносливости
Понятие «выносливость» издавна связывают со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению.
Как известно, утомлением принято называть вызываемое работой временное снижение уровня оперативной работоспособности. При значительной продолжительности работа с определенного момента начинает протекать в условиях преодоления возрастающих внутренних трудностей и с повышенной мобилизацией воли, благодаря чему удается сохранять заданные внешние параметры и результативность работы (фаза компенсированного утомления); затем, несмотря на все усилия, продолжение работы возможно лишь при все более значительном снижении уровня ее качественных и количественных показателей (фаза декомпенсированного утомления); наконец, в крайних случаях работа прекращается из-за переутомления. Установлено, что способность не допускать по ходу работы падения ее эффективности в течение того или иного времени, несмотря на наступающее утомление, а также продолжать ее в фазе декомпенсированного утомления с возможно меньшим снижением результативности зависит от степени развития определенных свойств организма и личности.
Соответственно под «выносливостью» в самом обобщенном смысле подразумевают комплекс свойств индивида, в решающей мере определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности. Это способность противостоять утомлению. Выносливость, проявляемую преимущественно в двигательной деятельности, для отличия от других видов выносливости часто называют «физической выносливостью» [16].
Показатели и факторы выносливости. О состоянии и степени развития выносливости судят по ряду общих и частных показателей. Естественно, что выбор их зависит от особенностей той деятельности, по отношению к которой определяется выносливость, но одним из обязательно учитываемых параметров является время, в пределах которого совершается деятельность. При этом в одних случаях учитывается время, в течение которого удается совершать ее без снижения заданного уровня эффективности, оцениваемой по количественным и качественным критериям, в других - предельно возможное время выполнения работы «до отказа». В практике физического воспитания интегральными внешними показателями выносливости чаще всего служат:
1. в упражнениях циклического характера, направленных на преодоление расстояния, - минимальное время преодоления заданной достаточно протяженной дистанции (например, 1—2 км) либо (значительно реже) общая протяженность дистанции, которую удается преодолеть в заданное время (например, в 12-минутном «тесте Купера» или в «часовом беге»);
2. в серийно повторяемых упражнениях ациклического и комбинированного характера - суммарное число повторений (или суммарное число движений) в заданное время (например, за 20—30 мин. при «максимальном тесте» в рамках «круговой тренировки»);
3. в сложноорганизованных формах двигательной деятельности типа игр и единоборств степень сохранения и изменения двигательной активности на протяжении обусловленного времени (с учетом числа эффективных атакующих и оборонительных действий по периодам игры или схватки и т. д.).
В совокупности со всеми этими показателями обычно учитываются и другие. В числе их одним из общих является стабильность технически правильного выполнения действий – отсутствие или минимальное число нарушений техники в указанных условиях.
Кроме оценки таких внешних показателей выносливости для обоснованного суждения о ней необходимо располагать данными о состоянии функциональных возможностей организма, которые лимитируют продолжительность работы в тех или иных условиях. Такого рода данные получают с помощью специализированных методик оценки отдельных факторов выносливости, в частности, физиологических, биохимических, морфологических, биомеханических [19].
Выносливость, проявляемая в разнообразных сложных формах двигательной деятельности – комплексная многофакторная способность. В основе ее, согласно современным исследовательским данным, лежат главным образом такие факторы, как:
1. личностно-психические – прежде всего, те из них, которые характеризуются силой мотивов и устойчивостью установки на результат деятельности, проявляемыми в ней волевыми качествами, особенно целеустремленностью, настойчивостью, выдержкой, способностью терпеть;
2. биоэнергетические, определяемые объемом наличных энергетических ресурсов организма и функциональными возможностями его систем, обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы;
3. факторы функциональной устойчивости, позволяющие сохранить на том или ином уровне активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастании кислородного долга, повышении концентрации молочной кислоты в крови и т. д.); факторы функциональной экономичности (оправданно экономного расходования энергии на работу), технической отлаженности действий и рационального распределения сил в процессе работы, способствующие эффективному использованию энергетических ресурсов организма[23].
Большинство перечисленных факторов в настоящее время в результате специальных исследований подробно охарактеризовано не только качественно, но и количественно, вплоть до оценки удельного веса отдельных из них в проявлении выносливости различного типа. Так, биоэнергетические факторы и непосредственно связанные с ними функциональные параметры систем организма, обеспечивающих работу, оцениваются в таких показателях его аэробных и анаэробных возможностей, как величина максимального потребления кислорода (МПК), которая отмечается при полной мобилизации функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обеспечивающих доставку и использование кислорода во время работы, предельно возможное время функционирования на уровне МПК, порог аэробного и порог анаэробного обмена (ПАНО), концентрация молочной кислоты в крови, кислородный долг и др. Установлены величины этих показателей и соотношения их при специфических нагрузках в различных видах двигательной деятельности, особенно детально — в спорте.
Возможность проявлять выносливость в любой двигательной деятельности, вовлекающей в активное функционирование организм в целом, определяется всей совокупностью названных факторов. Однако степень их участия и соотношение (удельный вес) зависят от специфических особенностей и условий той или иной деятельности. Это явилось основанием для выделения ряда видов и типов выносливости [11].