Методика направленного развития анаэробной (специальной) выносливости у юношей 16-18 лет при занятии футболом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Развитие выносливости имеет огромное значение в спортивной деятельности. Различные виды спорта предъявляют специфи­ческие требования к выносливости, что обусловлено, прежде всего, биохимической структурой сорев­новательного упражнения. От степени развития выносливости зависит успех соревновательной деятельности спортсменов почти во всех видах спорта.
Отметим также, что данная тема является достаточно хорошо изученной в спортивной практике, но все же некоторые вопросы требуют дополнительной разработки.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………...………….. 3
Глава 1 Характеристика выносливости и задачи по ее воспитанию ………… 6
1. 1 Сущность, показатели и типы выносливости …………………….…. 6
1. 2 Задачи, решаемые в процессе воспитания специальной выносливости ……………………………………………………………….….. 12
Глава 2 Особенности средств и методики воспитания специальной выносливости …………………………………………………………….…….. 15
2.1 Развитие специальной выносливости …………………………………….. 15
2. 2 Повышение способности к проявлению специальной выносливости … 20
Глава 3 Особенности воспитания специальной выносливости у футболистов 16-18 лет ……………………………………………………………………...… 25
3.1 Представление о воспитании выносливости футболистов ……….…….. 25
3.2 Биоэнергетическая основа выносливости футболистов ………………… 27
3.3 Методы тренировки специальной выносливости
футболистов 16-18 лет ………………………………………………...………. 30
3.4 Примерные упражнения, способствующие развитию специальной выносливости у юношей 16-18 лет, занимающихся футболом ……..……… 32
Выводы …………………………………………………………………...…….. 36
Список использованной литературы ……………

Файлы: 1 файл

Анаэробная выносливость и методика направленного развития.doc

— 236.50 Кб (Скачать)


2

 

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Методика направленного развития анаэробной (специальной) выносливости у юношей 16-18 лет при занятии футболом»

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

 

Введение ……………………………………………………………...………….. 3

Глава 1 Характеристика выносливости и задачи по ее воспитанию ………… 6

1. 1 Сущность,   показатели   и   типы   выносливости …………………….…. 6

1. 2 Задачи,   решаемые   в   процессе   воспитания специальной выносливости ……………………………………………………………….….. 12

Глава 2 Особенности средств и методики воспитания специальной выносливости …………………………………………………………….…….. 15

2.1 Развитие специальной выносливости …………………………………….. 15

2. 2 Повышение способности к проявлению специальной выносливости … 20

Глава 3 Особенности воспитания специальной выносливости у футболистов 16-18 лет ……………………………………………………………………...… 25

3.1 Представление о воспитании выносливости футболистов ……….…….. 25

3.2 Биоэнергетическая основа выносливости футболистов ………………… 27

3.3 Методы тренировки специальной выносливости

футболистов 16-18 лет ………………………………………………...………. 30

3.4 Примерные упражнения, способствующие развитию специальной выносливости у юношей 16-18 лет, занимающихся футболом ……..……… 32

Выводы …………………………………………………………………...…….. 36

Список использованной литературы …………………………….…………… 38


Введение

 

Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать столько-то метров за то или, иное время и т. п.). Они реализуются в определенных движениях, которые от­личаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных.

Развитие физических качеств есть процесс их изменения в ходе жизни человека. Например, в развитии выносливости отмечаются постепенный подъем ее к 25—30 годам, затем период стабилизации и последующее снижение и т. п. Воспитанием же физических качеств мы называем педагогический процесс управления, воздейст­вия на развитие с целью его изменения в нужном нам на­правлении. Так, говоря о воспитании выносливости, имеем в виду выбор тренировочных упражнений, их дозировку и пр. Иными   словами,   термином   “развитие”   обозначаются изменения, происходящие в организме; термином “вос­питание” — действия, необходимые, чтобы эти измене­ния соответствовали нашим желаниям.

Изучением данной темы занимались многие выдающиеся ученые. Так, В.С. Фарфель, М. С. Захаров, М. А. Куракин и Н.Н.Нико­лаева исследовали проявления выносливости и утомления при циклических упражнениях (бег, спортивная ходьба, бег на коньках и плавание). Они выявили изменения соотношений между длиной шагов или гребков и их частотой на различных отрезках дистан­ции. Эти соотношения хорошо характеризуют явления утомления, возникающие при мышечной деятельности.

В статье А. Б. Гандельсмана содержатся данные об изменении потребления кислорода на разных отрезках дистанции бега. Улуч­шение координации двигательных и вегетативных функций в про­цессе продолжающейся работы, по материалам автора, может при­вести к снижению потребления кислорода на единицу пути и тем самым к улучшению выносливости.

Новые данные о роли гормонов коры надпочечников в под­держании высокой степени работоспособности приводятся в статье А. А. Виру и П. К. Кырге. Ими показано, что в результате систе­матической тренировки повышается функциональная стабильность гипофизарноадренокортикальной системы и это способствует улуч­шению выносливости при длительно продолжающейся мышечной работе.

Изменения выносливости и некоторых показателей кардио-респираторной системы у лиц с разной степенью тренированности рассматриваются в статьях Л. А. Иоффе и А. А. Коробовой, Е. Н. Арцеуловой и Г. Г. Яхнович. В них показано, что после ги­покинезии одной и той же длительности у хорошо физически тре­нированных лиц по сравнению с нетренированными выносливость снижается в значительно меньшей степени. Особенности измене­ния кардиореспираторных функций при работе умеренной мощно­сти на велоэргометре с кратковременной задержкой дыхания и ускорениями описываются В. М. Волковым [17].

Актуальность темы. Развитие выносливости имеет огромное значение в спортивной деятельности. Различные виды спорта предъявляют специфи­ческие требования к выносливости, что обусловлено, прежде всего, биохимической структурой сорев­новательного упражнения. От степени развития выносливости зависит успех соревновательной деятельности спортсменов почти во всех видах спорта.

Отметим также, что данная тема является достаточно хорошо изученной в спортивной практике, но все же некоторые вопросы требуют дополнительной разработки.

На современном этапе развития спортивной подготовки объем и интенсивность тренировочной работы достигли значительных величин даже в юношеском спорте. Это в полной мере касается и футбола, где постоянное увеличение напряженности соревновательной деятельности футбольных команд влечет за собой снижение объемов функциональной подготовки (С.Ю.Тюленьков, 1997; А.А.Сучилин, 1997). Эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлено уровнем развития физических качеств, разностороннему формированию которых способствует как тренировочный процесс, так и непосредственно игра.

Так, постоянные рывки и ускорения требуют развития быстроты; силовые единоборства, удары по мячу и т.д. способствуют совершенствованию скоростно-силовых качеств; стремление к своевременному и точному выполнению технико-тактических действий обуславливают развитие координации. Наконец, все действия в футболе многократно повторяются во времени, что невозможно эффективно осуществлять без проявления различных видов выносливости.

В современном футболе наблюдается тенденция к росту соревновательных и тренировочных нагрузок. В связи с этим остро встает проблема оптимизации всех компонентов тренировочного процесса, как наиболее целесообразно распределять в годичном цикле нагрузки на скоростно-силовые качества, выносливость, технико-тактическую подготовленность и другие формы развития физических качеств. Решение данных вопросов будет способствовать оптимизации тренировочного процесса.

Цель работы: изучить особенности методики развития специальной выносливости.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику выносливости и задачам по ее воспитанию

2. Изучить особенности средств и методики воспитания специальной выносливости

3. Описать особенности воспитания специальной выносливости у футболистов 16-18 лет

Методы исследования:

1) Анализ научно-методической литературы.

  Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Курсовая работа имеет объем 39 листов формата А4, а также 24 использованных литературных источника.


 

Глава 1 Характеристика выносливости и задачи по ее воспитанию

1. 1 Сущность,   показатели   и   типы   выносливости

 

Понятие «выносливость» издавна свя­зывают со способностью человека продолжать более или менее эф­фективно совершать деятельность вопреки наступающему утомле­нию.

Как известно, утомлением принято называть вызываемое работой временное снижение уровня оперативной работоспособности. При значительной продолжи­тельности работа с определенного момента начинает протекать в условиях прео­доления возрастающих внутренних трудностей и с повышенной мобилизацией воли, благодаря чему удается сохранять заданные внешние параметры и результатив­ность работы (фаза компенсированного утомления); затем, несмотря на все усилия, продолжение работы возможно лишь при все более значительном снижении уровня ее качественных и количественных показателей (фаза декомпенсированного утомления); наконец, в крайних случаях работа прекращается из-за переутомления. Установлено, что способность не допускать по ходу работы падения ее эффектив­ности в течение того или иного времени, несмотря на наступающее утомление, а также продолжать ее в фазе декомпенсированного утомления с возможно мень­шим снижением результативности зависит от степени развития определенных свойств организма и личности.

Соответственно под «выносливостью» в самом обобщенном смы­сле подразумевают комплекс свойств индивида, в решающей мере определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности. Это способность противостоять утомлению. Выносливость, проявляемую преимущественно в двигательной дея­тельности, для отличия от других видов выносливости часто на­зывают «физической выносливостью» [16].

Показатели и факторы выносливости. О состоянии и степени развития выносливости судят по ряду общих и частных пока­зателей. Естественно, что выбор их зависит от особенностей той деятельности, по отношению к которой определяется выносливость, но одним из обязательно учитываемых параметров является время, в пределах которого совершается деятельность. При этом в одних случаях учитывается время, в течение которого удается совершать ее без снижения заданного уровня эффективности, оцениваемой по количественным и качественным критериям, в других - предельно возможное время выполнения работы «до отказа». В практике физического воспитания интегральными внешними по­казателями выносливости чаще всего служат:

1. в упражнениях циклического характера, направленных на прео­доление расстояния, - минимальное время преодоления заданной достаточно протяженной дистанции (например, 1—2 км) либо (значительно реже) общая протяженность дистанции, которую удается преодолеть в заданное время (например, в 12-минутном «тесте Купера» или в «часовом беге»);

2. в серийно повторяемых упражнениях ациклического и комбини­рованного характера - суммарное число повторений (или суммар­ное число движений) в заданное время (например, за 20—30 мин. при «максимальном тесте» в рамках «круговой тренировки»);

3. в сложноорганизованных формах двигательной деятельности ти­па игр и единоборств степень сохранения и изменения дви­гательной активности на протяжении обусловленного времени (с учетом числа эффективных атакующих и оборонительных действий по периодам игры или схватки и т. д.).

В совокупности со всеми этими показателями обычно учиты­ваются и другие. В числе их одним из общих является ста­бильность технически правильного выполнения действий –  отсут­ствие или минимальное число нарушений техники в указанных условиях.

Кроме оценки таких внешних показателей выносливости для об­основанного суждения о ней необходимо располагать данными о состоянии функциональных возможностей организма, которые лимитируют  продолжительность  работы   в  тех   или   иных   условиях. Такого   рода   данные   получают   с   помощью   специализированных методик  оценки  отдельных  факторов   выносливости,   в  частности, физиологических,   биохимических,   морфологических,   биомеханиче­ских [19].

Выносливость, проявляемая в разнообразных сложных формах двигательной деятельности –  комплексная многофакторная спо­собность. В основе ее, согласно современным исследовательским данным, лежат главным образом такие факторы, как:

1. личностно-психические –  прежде всего, те из них, которые характеризуются силой мотивов и устойчивостью установки на результат деятельности, проявляемыми в ней волевыми качества­ми, особенно целеустремленностью, настойчивостью, выдержкой, способностью терпеть;

2. биоэнергетические, определяемые объемом наличных энергетических ресурсов организма и функциональными возмож­ностями его систем, обеспечивающих обмен, продуцирование и вос­становление энергии в процессе работы;

3. факторы функциональной устойчивости, поз­воляющие сохранить на том или ином уровне активность функ­циональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастании кислородного долга, повышении концентрации молочной кислоты в крови и т. д.); факторы функциональной экономичности (оправданно экономного расходования энергии на работу), тех­нической отлаженности действий и рациональ­ного распределения сил в процессе работы, спо­собствующие эффективному использованию энергетических ресур­сов организма[23].

Большинство перечисленных факторов в настоящее время в результате спе­циальных исследований подробно охарактеризовано не только качественно, но и количественно, вплоть до оценки удельного веса отдельных из них в проявлении выносливости различного типа. Так, биоэнергети­ческие факторы и непосредственно связанные с ними функциональные параметры систем организма, обеспечивающих работу, оцениваются в таких показателях его аэробных и анаэробных возможностей, как величина максимального потребления кислорода (МПК), которая отмечается при полной мобилизации функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обеспечивающих доставку и использование кислорода во время работы, предельно возможное время функционирования на уровне МПК, порог аэробного и порог анаэробного обмена (ПАНО), концентрация молочной кислоты в крови, кислородный долг и др. Установ­лены величины этих показателей и соотношения их при специфических нагрузках в различных видах двигательной деятельности, особенно детально — в спорте.

Возможность проявлять выносливость в любой двигательной де­ятельности, вовлекающей в активное функционирование организм в целом, определяется всей совокупностью названных факторов. Однако степень их участия и соотношение (удельный вес) зависят от специфических особенностей и условий той или иной деятель­ности. Это явилось основанием для выделения ряда видов и типов  выносливости [11].

Информация о работе Методика направленного развития анаэробной (специальной) выносливости у юношей 16-18 лет при занятии футболом