Методика направленного развития анаэробной (специальной) выносливости у юношей 16-18 лет при занятии футболом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Развитие выносливости имеет огромное значение в спортивной деятельности. Различные виды спорта предъявляют специфи­ческие требования к выносливости, что обусловлено, прежде всего, биохимической структурой сорев­новательного упражнения. От степени развития выносливости зависит успех соревновательной деятельности спортсменов почти во всех видах спорта.
Отметим также, что данная тема является достаточно хорошо изученной в спортивной практике, но все же некоторые вопросы требуют дополнительной разработки.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………...………….. 3
Глава 1 Характеристика выносливости и задачи по ее воспитанию ………… 6
1. 1 Сущность, показатели и типы выносливости …………………….…. 6
1. 2 Задачи, решаемые в процессе воспитания специальной выносливости ……………………………………………………………….….. 12
Глава 2 Особенности средств и методики воспитания специальной выносливости …………………………………………………………….…….. 15
2.1 Развитие специальной выносливости …………………………………….. 15
2. 2 Повышение способности к проявлению специальной выносливости … 20
Глава 3 Особенности воспитания специальной выносливости у футболистов 16-18 лет ……………………………………………………………………...… 25
3.1 Представление о воспитании выносливости футболистов ……….…….. 25
3.2 Биоэнергетическая основа выносливости футболистов ………………… 27
3.3 Методы тренировки специальной выносливости
футболистов 16-18 лет ………………………………………………...………. 30
3.4 Примерные упражнения, способствующие развитию специальной выносливости у юношей 16-18 лет, занимающихся футболом ……..……… 32
Выводы …………………………………………………………………...…….. 36
Список использованной литературы ……………

Файлы: 1 файл

Анаэробная выносливость и методика направленного развития.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

Проявляемые в соревнованиях волевые качества обычно совершенствуются параллельно с улучше­нием других качеств, определяющих уровень раз­вития специальной выносливости, посредством ис­пользования тех же тренировочных методов и средств. Однако совершенствование психологи­ческой устойчивости всегда должно быть под контролем. При выполнении всех упражнений, связанных с преодолением специфических труд­ностей, следует акцентировать внимание спорт­сменов на сознательном отношении к работе, тре­бовать от них сильного и устойчивого напряжения воли при длительной работе, максимальной кон­центрации воли при выполнении относительно кратковременных тренировочных и соревнова­тельных упражнений.

Особое значение для совершенствования пси­хологической устойчивости спортсменов имеют упражнения, максимально приближенные к со­ревновательным по особенностям воздействия на важнейшие функциональные системы и психоло­гическое состояние спортсмена. Но самым мощ­ным стимулом совершенствования волевых качеств следует считать выступление на ответственных соревнованиях рядом с равными по силам сопер­никами. При этом необходимо отметить двоякую роль соревнований. С одной стороны, психическая стимуляция, характерная для ответственных стар­тов, приводит к значительно большему исчерпа­нию функциональных ресурсов по сравнению с тренировочными упражнениями. С другой - ис­ключительно высокие сдвиги и уровень активнос­ти важнейших функциональных систем по прин­ципу обратной связи стимулируют совершенствова­ние специфических психических возможностей.

Эффективность процесса повышения психичес­кой устойчивости зависит от организационных форм проведения тренировочных занятий. Здесь следует выделить два взаимосвязанных фактора.

Первый из них предполагает такую организацию тренировочного процесса, при которой в группе занимаются равные по силам спортсмены, конку­рирующие за место в команде. Это создает микроклимат постоянного соперничества при выполнении самых различных упражнений. Вто­рой фактор связан с умением тренера предельно мобилизовать учеников на проявление макси­мальных показателей работоспособности при выполнении всех без исключения упражнений. Многие выдающиеся тренеры успехи своих уче­ников, прежде всего, связывают с атмосферой постоянного соперничества, полной самоотдачи в процессе тренировочных занятий [9].

 

2. 2 Повышение способности к проявлению специальной выносливости

 

Высокий энергетический потенциал организма спортсменов, выраженный показателями мощности и емкости анаэробных и аэробных процессов энергообеспечения, не гарантирует высокого уровня выносливости в тренировочной и соревнователь­ной деятельности. Можно привести множество примеров, когда велосипедисты, специализи­рующиеся в гите на 1000 м с места и в гонке прес­ледования на 4 км, бегуны на дистанции 200, 400, 800 и 1500 м, конькобежцы-спринтеры, имея высо­чайшие величины мощности и емкости анаэроб­ного процесса, уступали спортсменам, у которых эти величины были на 15—20 % ниже. Таким же об­разом дело обстоит и со стайерами: многие бегуны-марафонцы, велосипедисты-шоссейники, лыжни­ки, специализирующиеся на дистанциях 30 и 50 км, имея максимальные величины потребления кисло­рода, не превышающие 70—75 мл-кг-мин-1, ста­новились победителями крупнейших соревнований, успешно конкурируя со спортсменами, имеющими максимальную мощность аэробного процесса, дос­тигающую 80—90 мл- кг- мин-1 и более.

Обусловлено это тем, что высокий уровень мощности и емкости процессов энергообеспечения является лишь той основой построения системы энер­гообеспечения конкретной соревновательной дея­тельности, эффективность которой определяется не только факторами мощности и емкости энергети­ческих процессов, но и факторами реализации — подвижностью (врабатываемостью, вариативностью деятельности, способностью к переключениям и т. п.), экономичностью и устойчивостью. Каждый из факторов реализации зависит и теснейшим об­разом взаимосвязан как с мощностью и емкостью различных процессов энергообеспечения, так и с другими элементами подготовленности спор­тсмена. Вместе с тем каждый из факторов реали­зации имеет собственные проявления и требует спе­цифической методики совершенствования.

Подвижность, экономичность и устойчивость процессов энергообеспечения теснейшим образом взаимосвязана с технико-тактической, физической, психологической подготовленностью. Поэтому спо­собность эффективной реализации энергетическо­го потенциала совершенствуется параллельно с раз­витием различных двигательных качеств, со­вершенствованием техники и тактики, психологи­ческих возможностей спортсмена. Например, достижение высоких показателей мощности и ем­кости аэробных процессов приводит к увеличению их доли в энергообеспечении стандартной или предельной работы, повышая ее экономичность. Этому же способствует улучшение техники дыхания в процессе интенсивной соревновательной деятель­ности и повышение на этой основе минутного объе­ма дыхания, разработка и реализация рациональной тактики. Развитие гибкости и связанное с ним по­вышение амплитуды движений при выполнении специально-подготовительных и соревновательных упражнений делает движения более свободными и эффективными и способствует повышению эконо­мичности техники, ее вариативности[17].

Методика совершенствования подвижности процессов энергообеспечения связана с применени­ем средств и методических приемов, обеспечиваю­щих сокращение периода выведения анаэробного алактатного и аэробного процессов на оптимальный уровень активности для конкретной работы. Этому способствуют различные варианты интервального метода, обеспечивающие чередование высокоин­тенсивной непродолжительной работы с отдыхом или малоинтенсивной работой. Например, это мо­гут быть разнообразные серии 15—60-секундных упражнений, выполняемых с 80—100 % интенсив­ностью; переменная работа, при которой ускорения чередуются с малоинтенсивной работой в соотно­шении 1:1, 1:1,5. В единоборствах и спортивных играх совершенствованию подвижности способ­ствуют разнообразные тренировочные и соревно­вательные действия с изменяющимся темпом и рит­мом работы, при резкой смене активности систем кровообращения и дыхания, двигательного аппарата.

При работе над подвижностью анаэробного гликолитического процесса следует стремиться к тому, чтобы интенсивность работы была близкой к максимальной, а паузы отдыха продолжительны­ми (2—5 мин). Продолжительность отдельных уп­ражнений может колебаться от 20—30 до 50—60 с.

При работе над подвижностью аэробного про­цесса интенсивность работы ниже, а паузы короче. Например, эффективным является режим работы, при котором во время упражнения ЧСС возрастает до 175—185 в 1 мин, а во время паузы снижается до 120—130 в 1 мин. Действенной является и длитель­ная непрерывная работа со сменой интенсивности и изменением характера деятельности (например, при тренировке пловцов — проплывание дистанции 1200 м: 100 м — в координации, 100 м — при по­мощи рук, 100 м — при помощи ног поочередно каждым из четырех способов — кролем, брассом, баттерфляем и на спине). Регулярное применение таких упражнений с одновременной работой над техникой дыхания способно существенно повысить подвижность аэробных процессов, что повышает долю аэробного процесса в энергообеспечении ра­боты и, следовательно, ее эффективность [12].

При развитии экономичности применительно к видам спорта и дисциплинам, предъявляющим особые требования к аэробной производительности (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, стайерские дистанции плавания, велоспорт (шоссе) и др.), большое внимание должно быть обращено на перестройку БСа- и БСб-волокон мышц. Так как изменения в этих волокнах являются важной час­тью экономизации, упражнения соответствующей направленности должны найти место в трениро­вочном процессе. Это, прежде всего, длительная непрерывная работа в условиях компенсированного и явного утомления, когда в работу вовлекаются указанные мышечные волокна.

Эффективным путем повышения экономичнос­ти работы является целенаправленная работа над со­вершенствованием способности напрягать и рас­слаблять мышцы. В результате спортсмен приобре­тает возможность контролировать степень напряже­ния работающих мышц, максимально расслаблять мышцы, не участвующие в работе.

Основное внимание следует обращать на рабо­ту ключевых групп мышц. Так, спортсмены, спе­циализирующиеся в классической борьбе, обучаются способности поочередно напрягать и расслаблять мышцы левой и правой руки, шеи, грудные мышцы и мышцы спины; пловцы, готовящиеся к плаванию брассом и баттерфляем, совершенствуют способность поочередно напрягать мышцы обеих рук или обеих ног. Такой подход позволяет оп­тимизировать координацию работы мышц во время рабочих и подготовительных движений.

Очень важно научить спортсменов расслаблять мышцы лица. Если спортсмен умеет работать с высокой интенсивностью с расслабленными мышца­ми лица, то меньшее напряжение будут испытывать и многие другие мышцы, не принимающие участия в работе. При этом спортсмен более экономно расхо­дует энергию, медленнее утомляется, эффективнее восстанавливает силы по ходу работы.

  В методике повышения эконо­мичности можно выделить два относительно состоятельных направления: 1) повышение функци­ональной экономизации, 2) повышение спортив­но-технической экономизации.

Первое из этих направлений связано с повы­шением мощности и емкости (функционального резерва) системы энергообеспечения, что приво­дит к существенной экономизации ее деятельнос­ти. Второе направление предусматривает опти­мизацию взаимосвязи различных двигательных качеств, совершенствование спортивной техники и тактики, налаживание эффективной взаимосвя­зи двигательной и вегетативной функций, совер­шенствование нервно-психической регуляции мышечной деятельности. Именно второе направ­ление методики обусловливает уровень такого важнейшего компонента подготовленности, как порог анаэробного обмена, который может быть смещен в зону значительно более высокой ин­тенсивности работы.

Постоянно следует учитывать, что экономичность работы находится в прямой зависимости от доли аэробных механизмов обмена в обеспечении ее энергией. Здесь решающую роль играет способ­ность спортсмена эффективно использовать в спе­цифических условиях работы имеющийся уровень аэробной производительности.

Затрудненность внешнего дыхания и перифери­ческого кровообращения в силу специфических особенностей техники, напряженной работы мышц не позволяют спортсмену в полной мере реализо­вать в соревнованиях имеющиеся аэробные возмож­ности. Поэтому экономичность работы во многом определяется рациональной техникой дыхания, кото­рую необходимо постоянно совершенствовать в раз­личных условиях тренировочной и соревнова­тельной деятельности.

В основу методики совершенствования устойчи­вости в деятельности систем энергообеспечения, проявляющейся в способности длительное время обеспечивать производство энергии на заданном уровне, должны быть положены:

•  тесная    взаимосвязь функциональной подго­товки  с  процессом  технико-тактического  совер­шенствования;

•  моделирование в условиях тренировочной дея­тельности всего возможного спектра состояний и реакций важнейших систем организма, характер­ных для соревновательной деятельности;

•  обеспечение рационального  взаимодействия лактатного   анаэробного   и   аэробного   процессов энергообеспечения,  направленного на высокоэф­фективное использование субстратов — гликогена мышц и печени, жиров;

•  развитие   психологической   устойчивости   к выполнению работы в условиях компенсируемого и явного утомления при высоком уровне мощности процессов энергообеспечения.

При совершенствовании устойчивости процес­сов энергообеспечения следует стремиться к разно­образию средств и методов воздействия на орга­низм спортсмена при строгом контроле за харак­тером энергообеспечения.

При работе над повышением устойчивости анаэробного алактатного процесса необходимо использовать упражнения продолжительностью до 40—50 с, выполняемые с максимально доступной или с постепенно возрастающей интенсивнос­тью, достигающей максимума во второй поло­вине упражнения. Паузы между упражнениями должны быть продолжительными (3—5 мин) и обеспечивать полное восстановление работоспо­собности[3].

При работе над повышением устойчивости анаэробного лактатного процесса наиболее эффективными оказываются упражнения про­должительностью от 2 до 6 мин, выполняемые с предельной или околопредельной (95 %) для данной работы интенсивностью. Возможно также интервальное выполнение комплексов упражнений: 6—8x1 мин с паузами 10—15 с; 10—12 x 30 с с паузами 5—10 с и т. п. Интен­сивность работы может быть не постоянной, а планомерно возрастающей.

Повышение устойчивости аэробного процес­са связано с расширением углеводных запасов мышц и печени и их экономичным расходовани­ем, по возможности более ранним включением жирных кислот в процесс ресинтеза АТФ допол­нительно к окислению гликогена. Этому способствует длительная работа — от 30—40 мин до 2—3 ч. Интенсивность работы, как правило, должна быть постоянной, обеспечиваю­щей наиболее экономичный режим работы. Од­нако для более разносторонней мобилизации различных источников энергообеспечения, фор­мирования гибкой техники и тактики следует ис­пользовать продолжительные упражнения с варьи­рующей интенсивностью работы (высокая — низ­кая, постепенно возрастающая, постепенно убыва­ющая и т. п.) [6].

Особое внимание должно быть обращено на необходимость выполнения больших объемов ра­боты в состоянии компенсируемого утомления, предъявляющего организму повышенные требова­ния в отношении устойчивости процессов энергоо­беспечения. Именно такая работа повышает устойчивость аэробного процесса, поз­воляя существенно увеличить продолжительность работы при стабильно высоком уровне потребле­ния кислорода.

Следует помнить, что высокие показатели экономичности, подвижности и устойчивости процессов энергообеспечения спортсмен может успешно реализовать в процессе соревнований лишь в том случае, когда указанные способности являются результатом применения специфических средств тренировочного воздействия. Если же они были приобретены при помощи неспецифичес­ких упражнений, то на последующих этапах под­готовки с использованием комплекса специально-подготовительных средств их нужно преобразовать в специфические изменения, соответствующие осо­бенностям соревновательной деятельности.

Информация о работе Методика направленного развития анаэробной (специальной) выносливости у юношей 16-18 лет при занятии футболом