Менеджмент физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 23:58, реферат

Краткое описание

В теории менеджмента и государственной практике основой построения системы управления являются объективные факторы общественного развития.

Оглавление

1. Менеджмент физической культуры 2
2. Нравственно-социальные аспекты преподавателей ФК и тренеров 5
2.1. Цели и задачи предмета «Физическая культура» 5
2.2. Место и значение предмета «Физическая культура» в подготовке специалистов 8
2.3. Основные понятия предмета «Физическая культура» 10
2.4. Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура» 13
2.5. Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования 15
2.6. Структура процесса обучения 19
2.7. Технология преподавания предмета 28
2.8. Цели и методы анализа урока физической культуры 31
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Реферат ФК.docx

— 363.24 Кб (Скачать)

Учитель физической культуры разрабатывает дидактическую систему каждого цикла технологии учебного процесса,  где представлены в качестве инвариантного и одного из системообразующих элементов дидактические процессы.

Отсюда технология учебного процесса по предмету «Физическая культура» понимается как разработка и реализация дидактической системы, ориентированной на достижение цели и задач данной дисциплины.

Поскольку главным  системообразующим элементом выступает цель предмета,  дидактические процессы как целенаправленное и последовательное воплощение на практике процессов взаимодействия педагогов и учащихся в циклах технологии учебно-воспитательного процесса обусловливают достижение цели его преподавания.

Технологический подход таит в себе большие резервы неординарного и продуктивного подхода к модернизации учебно-воспитательного процесса не только по данному предмету, но и по многим другим на всех уровнях функционирования системы образования.

Подходов к разработке проблем педагогической технологии может быть множество. Однако независимо от видов и типов конкретных технологий,  педагогических явлений и процессов в них должны быть выражены стержневые идеи, которые отличают технологию от традиционной методики и трансформируются в структуру содержания самой технологии.

Впоследствии элементы структуры,  о которых идет речь, образуют компоненты педагогической технологии в различных аспектах ее интерпретации — общепедагогическом, общедидактическом, частнодидактическом и др.  

Таким образом,  сущность технологичности образования и воспитания заключается в текучести явлений и их процессуальное ориентирование на обеспечение заранее определенных результатов педагогической деятельности.

Поскольку процессы обучения,  воспитания и управления ими необходимо рассматривать в их генезисе и диалектике, каждый из двух аспектов становится составляющей педагогической технологии. Первая составляющая — разработка (обоснование) педагогической или дидактической системы учебно-воспитательного процесса учреждения в целом,  отдельных областей общего образования или отдельных профессионально-образовательных программ, цикла дисциплин учебного плана образовательного учреждения, конкретных курсов или дисциплин из циклов, отрезка учебного процесса по периодам учебного года. Такая дидактическая или педагогическая система обязательно учитывает реальные условия функционирования учебного заведения (контингент учащихся, преподавателей,  учебно-материальную базу). Вторая составляющая педагогической технологии —  деятельность по реализации педагогической системы.

Реализация разработанной  педагогической системы учебного предмета —  относительно новое направление в деятельности педагога. Сначала он проектирует педагогическую систему,  а потом разрабатывает стратегию и тактику ее применения на практике.

Акцентируем внимание на словах «стратегия» и «тактика». Технологический подход основывается на признании циклического характера учебного процесса.

Под циклом технологии реализации дидактической системы понимаются ограниченные во времени повторяющиеся акты дидактического взаимодействия учителя и учащихся, направленные на достижение цели данного отрезка {фрагмента) педагогической технологии.

Продолжительность одного цикла и количество циклов в «технологической цепочке» зависят от места и функций учебного предмета в структуре содержания общего или профессионального образования.

Место учебного предмета в содержании общего образования, его объем,  распределение последнего по годам обучения,  а также особенности организации учебного процесса в учебном году обусловливают потребность выделить технологические циклы двух раз новидностей:  больших и малых (условно макроциклов и микроциклов,  которые,  в свою очередь,  будут дифференцированы на большие, средние и малые циклы).

Большим макроциклом  можно назвать учебный процесс в течение всего периода преподавания физической культуры в общеобразовательной школе — 11 лет (для лицеев и гимназий 12). Дифференцируясь по ступеням школы,  он образует три больших мезоцикла (средних циклов):  начальный (I —IV  классы),  основной (V—IX)  и полный (X—XII).  Последние расчленяются на 11 (12) больших микроциклов в соответствии с годами обучения школьников.

Разработка структуры  большого макроцикла завершается образованием 11 или 12 больших микроциклов, каждый из которых в дальнейшем будет именоваться малым макроциклом. 
 

2.8.Цели и методы анализа урока физической культуры 

Анализ  урока — необходимый момент в комплексе мер,  направленных на повышение педагогической квалификации учителя и опосредованно-радикальное улучшение результативности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» .

Назначение анализа  урока —  выявление позитивных и негативных сторон непосредственного дидактического взаимодействия учителя и учащихся.

Цель анализа урока  может быть различной.  Одна из доминирующих целей — знакомство с работой учителя, контроль за качеством реализации ГОСа по предмету «Физическое состояние преподавания физической культуры», повышение уровня частнодидактической подготовленности учителя. При посещении урока и его последующем анализе определяются положительные и отрицательные стороны в организации и проведении урока.  Такую работупроводит администрация образовательного учреждения или методическое объединение учителей конкретной местности (района, города, области и т.д.). Арсенал умений, который признан полезным, распространяется в практике работы учителей данной территории.

Одновременно учителю  указывают на слабые стороны его методической подготовки,  обосновывают рекомендации по их устранению.

Другой целью анализа  может быть выявление передового опыта решения конкретных педагогических задач на уроке.  Например, активизация познавательной работы учащихся;  повышение общей или моторной плотности;  развитие двигательных качеств;  реализация образовательной,  воспитательной или оздоровительной направленности; оценка знаний учащихся; выполнение учителем единых требований к преподаванию;  руководящая роль учителя на уроке; состояние дисциплины и др.

В последнее время  в связи с введением аттестации учителей анализ урока и приобщение материалов его обсуждения к содержанию аттестационных материалов стали практикой.

Наиболее системно анализ урока используется в педагогической практике студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры. В этом случае цель анализа урока — формирование частнодидактических умений учителя в сфере образования,  воспитания,  развития учащихся с соблюдением принципа оздоровительной направленности национальной системы физического воспитания.

Каждый учитель  обязан знать методы анализа урока  по своей дисциплине и уметь их использовать в работе.

Метод педагогического  наблюдения — один из самых распространенных в практике анализа урока физической культуры и одновременно это метод исследования.  Наблюдение как метод исследования широко применяется в педагогике и психологии.

В методических материалах данный метод называется: «методический анализ урока», «педагогический анализ урока», «педагогическая оценка урока», «педагогическое наблюдение», «полное педагогическое наблюдение и анализ урока физической культуры»и др. 

Педагогическое наблюдение как метод анализа урока физической культуры—это целенаправленный и планомерный процесс сбора, обобщения и оценки информации о характере деятельности учителя и учащихся путем прямой и непосредственной регистрации показателей, которые в совокупности отражают изучаемое явление (обучение,  воспитание, развитие, оздоровительное влияние на учащихся).

Учителя физической культуры,  студенты,  преподаватели физкультурных учебных заведений педагогическое наблюдение называют анализом урока по схеме, потому что выявление и регистрация требуемой информации для лица,  выполняющего функции наблюдателя, —  процесс сложный и трудоемкий.  Эффективность этой работы во многом зависит от предварительной подготовки.

Сущность педагогического наблюдения заключается в планомерном анализе,  оценке деятельности учителя физического воспитания по реализации им цели и задач урока,  определении позитивных и негативных сторон этой деятельности,  выявлении их причин и обосновании рекомендаций для дальнейшего повышения учебной деятельности учителя на уроках. Данный вид наблюдения отличается от повседневных наблюдений наличием четкого плана, в котором обозначены объект наблюдения,  цель,  задачи,  время наблюдения,  деятельность и предполагаемый результат, ожидаемые изменения в учебно-воспитательном процессе и его результатах, документы, в которых фиксируются результаты наблюдения,  выводов,  основанных на субъективных и объективных данных,  полученных в ходе наблюдения,  и рекомендаций,  нацеленных на улучшение наблюдаемого процесса.

План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать,  когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений.  Этот метод относительно сложен, поскольку надо держать в поле зрения все стороны учебно-воспитательной деятельности (поведение педагога и учащихся,  условия и результативность педагогической деятельности).

Сложность эта обусловлена  еще и тем,  что все то,  что воспринимает наблюдающий,  он обязан осмыслить,  классифицировать,  оценить и к концу урока подготовить рекомендации для учителя.

В ходе анализа урока  методом педагогического наблюдения необходимо собрать конкретный фактический материал,  который позволит оценить подготовку учителя к уроку,  организацию учащихся, содержание и структуру урока в целом и по частям с точки зрения рациональности,  целесообразности построения.  Этому поможет составление схемы анализа урока.

Схема  анализа урока

1. Качество (содержание) плана (плана-конспекта или конспекта) урока:

  • место урока в структуре малого мезоцикла учебно-воспитательного процесса по дисциплине;
  • наличие цели и задач,  их взаимосвязь с целями и задачами предшествовавшего и последующего урока;
  • соответствие места проведения цели и задачам;
  • освещение в плане содержания урока;
 
 
 
  • соответствие  содержания учебной программе для  данного возраста учащихся (класса);
  • рациональность форм организации деятельности учащихся;
  • степень готовности учителя (внешний вид), состояние места проведения урока,  оборудования и инвентаря (их соответствие гигиеническим нормам).

2. Начало урока;  своевременность начала.

3. Проведение урока:

а) вводная часть (мин):

  • организация класса к началу урока (характер построения, умение управлять вниманием и дисциплиной);
  • четкость сообщения задач урока и их доступность для учащихся;
  • правильность названия,  объяснение упражнений с учетом возраста учащихся;
  • умение четко и красиво показывать упражнения;
  • выбор места преподавателем, рассредоточение внимания на весь класс;
  • своевременность замечаний,  указаний по ходу выполнения упражнений;
  • работа по формированию осанки;
  • соответствие нагрузки подготовленности школьников;
  • регулирование нагрузки с учетом пола и возраста учащихся;

б) основная часть (мин):

  • работа над правильным дыханием;
  • владение методом показа на уроке;
  • использование словесных методов на уроке,  терминологическая грамотность;
  • соответствие объяснения возрасту учащихся;
  • взаимосвязь методов обучения,  используемых учителем,  и их соответствие цели и задачи урока;
  • характеристика метода упражнения (в целом,  по частям, комбинированный)  и результативность его использования,  его влияние на развитие двигательных качеств учащихся;
  • использование соревновательного, игрового метода, а также
  • различных методов самостоятельной работы учащихся на уроке физической культуры;
  • образовательная ценность урока;
  • исправление ошибок;
  • современность и ценность указаний;
  • привлечение учащихся к анализу своих движений;
  • активизация познавательной деятельности класса;
  • контроль за работой отделений (групп);
  • соответствие нагрузки месту проведения,  условиям урока и особенностям занимающихся;
  • учет внешних признаков утомления;
  • оздоровительная ценность урока;
  • умение провести игру:  объяснить,  показать,  судить,  определить результат;
  • связь игры с содержанием урока;
  • воспитательное значение игры;

Информация о работе Менеджмент физической культуры