Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 23:58, реферат
В теории менеджмента и государственной практике основой построения системы управления являются объективные факторы общественного развития.
1. Менеджмент физической культуры 2
2. Нравственно-социальные аспекты преподавателей ФК и тренеров 5
2.1. Цели и задачи предмета «Физическая культура» 5
2.2. Место и значение предмета «Физическая культура» в подготовке специалистов 8
2.3. Основные понятия предмета «Физическая культура» 10
2.4. Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура» 13
2.5. Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования 15
2.6. Структура процесса обучения 19
2.7. Технология преподавания предмета 28
2.8. Цели и методы анализа урока физической культуры 31
ЛИТЕРАТУРА
Создание методики физической культуры проходило в условиях, когда еще не были разработаны основные системообразующие компоненты научно-методических основ самой дисциплины. Так, школьная физическая культура никогда не имела и не имеет в настоящем конкретно сформулированной генеральной цели. На разных этапах становления предмета учебно-воспитательный процесс ориентировался на разные цели (национальные системы физического воспитания, коммунистического воспитания, формирования нового человека, физкультурного комплекса ГТО и т.д.).
Выпадение целевого и содержательного компонентов педагогической системы дисциплины привело к тому, что учебно-воспитательный процесс по физической культуре обслуживается восновном дидактическими процессами, не в полной мере отражающими особенности самого предмета.
Эти обстоятельства в комплексе с другими существенно затрудняют выполнение заказа государства и общества в области физического воспитания учащихся общеобразовательных школ —их физическое совершенствование.
Почему так произошло? Почему свертывались процессы, нацеленные на формирование теории и методики физической культуры? Из множества причин можно назвать несколько.
2.5.
Место и значение предмета
«Физическая культура»
в содержании общего
образования
В настоящем учебном
пособии для обозначения
Действие тех или иных факторов на рассматриваемое явление выражается в конкретных изменениях теоретических положений, всех или нескольких, на основе которых организуется учебный процесс.
Предмет «Физическая культура» — элемент структуры содержания общего образования — подвержен влиянию и воздействию многих факторов, детерминирующих (определяющих) систему образования в целом и отдельных его составляющих. Вместе с тем степень воздействия разных факторов на каждый элемент структуры содержания образования или педагогической (дидактической или воспитательной) системы может быть разным. Одни факторы одинаково влияют на учебные предметы, определяя их место и значение в содержании образования и воспитания, другие оказывают разнозначное воздействие.
В ряду факторов,
обусловливающих потребность
Это предъявляет более высокие требования к подготовке и развитию подрастающего поколения. Отсюда всестороннее и гармоническое развитие личности, будучи объективной потребностью общественного процесса, трансформируется в идеалы современного воспитания — его цель.
Измениться должна целевая ориентация учебного предмета «Физическая культура». Форма, стержень содержания, средства и методы физического совершенствования становятся важными компонентами идеала всесторонне и гармонически развитой личности.
Данный фактор входит в число доминирующих в плане влияния на формирование теоретико-методологических основ предмета «Физическая культура», потому что конкретизация целевой ориентации повлечет за собой цепочку последовательных перемен содержания образования, средств, форм, методов организации учебного процесса.
Трудовая деятельность уже сейчас требует развития таких новых двигательных качеств, как быстрота и точность ориентации в получаемой информации, чувство ритма, овладение синхронными быстрыми и точными движениями обеих рук, ограничение их функциональной асимметрии. Отсюда потребность в подготовке детей, подростков, молодежи к жизни в условиях всевозрастающего воздействия научно-технического прогресса.
Вместе с тем
научно-техническая революция
Говоря об отдаленных последствиях, отмечают сопутствующие отрицательные факторы: эмоциональный и нервно-психический стрессы, отклонения в состоянии здоровья в результате неправильного питания, хронической никотиновой интоксикации и др.
Совокупность этих причин с недостатком движений ускоряет поражение сосудов сердца, мозга, магистральных сосудов ног, атеросклероз.
Специальная организация двигательной деятельности — единственная возможность реализовать потребности детей в движении.
Таким образом, научно-технический прогресс вносит существенные коррективы в процесс физического воспитания школьников, и в первую очередь теоретико-методологические основания предмета «Физическая культура».
Переориентация направленности социально-экономического и политического развития Российского государства актуализирует социальные функции физического воспитания учащейся молодежи.
Для современного подростка, юноши, молодого человека физическая культура становится наиболее доступным и действенным средством коррекции дефектов морфофункционального развития организма, закрепления общественного статуса и престижа личности, гармонизации психофизических способностей, обеспечения социальной защиты, формирования самодисциплины и уверенности в жизни, рекреации и др. Отсюда потребности личности в физическом совершенствовании, реализуемые через учебный предмет «Физическая культура», — важный фактор, который обусловливает обновление теории и практики преподавания данной дисциплины в общеобразовательной школе.
Многоаспектность функций и всевозрастающая социально-педагогическая значимость физического воспитания в деятельности учреждений общего образования обусловили потребность в создании подсистемы физической культуры с относительно самостоятельными формами ее организации, такими, как:
Действенность физического воспитания зависит от правильной постановки учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура», рационального объема массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, широкого участия учащихся в различных формах внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту, оптимального внедрения физических упражнений в повседневную жизнь школьников.
Направленность предмета «Физическая культура» (цель, содержание, формы организации дидактического взаимодействия педагога и учащихся, методы его реализации) обусловлена спецификой функции данной дисциплины в структуре общего среднего образования и определяется спецификой реализации общих целей образования.
Предмет «Физическая культура» должен выполнять многоаспектные функции в составе содержания общего образования. Направленность, цель, задачи школьной физической культуры за последние 20—25 лет претерпели существенные изменения. К концу 1970-х гг. стала очевидной необходимость признания в качестве ведущей образовательной направленности. К середине 1980-х гг. уже не вызывала сомнений целесообразность ее переориентации вобразовательно-инструктивную.
Учебно-воспитательный процесс по данной дисциплине должен формировать умения заниматься физической культурой самостоятельно. Признание приоритета образовательной и инструктивной направленности физической культуры не есть игнорирование ее оздоровительной, развивающей и воспитательной функций.
Таким образом, общее
среднее физкультурное
Рассмотрим комплекс педагогических задач.
К образовательно-инструктивным задачам относятся:
К группе оздоровительно-рекреационных задач могут быть отнесены:
Воспитательно-развивающие задачи включают в себя:
Предполагается,
что комплексное решение
Социальная и биологическая
значимость функций предмета «Физическая
культура» состоит в том, что он
нацеливает на вооружение учащихся знаниями,
способствует формированию основных двигательных
и инструктивных навыков, приучает к систематическому
использованию физической культуры в
жизни; содействует развитию двигательных
и морально-волевых качеств, а также оздоравливанию
и нормальному росту детского организма.
Это позволяет наполнить соответствующим
содержанием внепредметные (внеурочные)
формы физического воспитания школьников,
использовать организационные формы и
методы. Физическая культура создает возможности
для координации основных компонентов
педагогических систем внеурочных форм
физического воспитания, придает им целостность.
2.6.
Структура процесса
обучения
Первый этап. Подготовка учащихся к усвоению изучаемого двигательного действия. К началу обучения конкретному двигательному действию часть учащихся класса (30 — 35 %) не готовы усвоить его. Это объясняется: