Менеджмент физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 23:58, реферат

Краткое описание

В теории менеджмента и государственной практике основой построения системы управления являются объективные факторы общественного развития.

Оглавление

1. Менеджмент физической культуры 2
2. Нравственно-социальные аспекты преподавателей ФК и тренеров 5
2.1. Цели и задачи предмета «Физическая культура» 5
2.2. Место и значение предмета «Физическая культура» в подготовке специалистов 8
2.3. Основные понятия предмета «Физическая культура» 10
2.4. Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура» 13
2.5. Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования 15
2.6. Структура процесса обучения 19
2.7. Технология преподавания предмета 28
2.8. Цели и методы анализа урока физической культуры 31
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Реферат ФК.docx

— 363.24 Кб (Скачать)

Создание методики физической культуры проходило в условиях, когда еще не были разработаны основные системообразующие компоненты научно-методических основ самой дисциплины. Так, школьная физическая культура никогда не имела и не имеет в настоящем конкретно сформулированной генеральной цели.  На разных этапах становления предмета учебно-воспитательный процесс ориентировался на разные цели (национальные системы физического воспитания,  коммунистического воспитания,  формирования нового человека,  физкультурного комплекса ГТО и т.д.).

Выпадение целевого и содержательного компонентов педагогической системы дисциплины привело к тому,  что учебно-воспитательный процесс по физической культуре обслуживается восновном дидактическими процессами,  не в полной мере отражающими особенности самого предмета.

Эти обстоятельства в комплексе с другими существенно затрудняют выполнение заказа государства и общества в области физического воспитания учащихся общеобразовательных школ —их физическое совершенствование.

Почему так произошло?  Почему свертывались процессы,  нацеленные на формирование теории и методики физической культуры? Из множества причин можно назвать несколько.

  1. Расхождение между декларациями о равенстве (или даже превалировании) роли и значения данной дисциплины среди других в директивных документах государства и партии и ее фактической недооценкой теми, кому предстояло на практике реализовать эти установки (руководители органов образования,  администрации школ,  местная партийно-государственная номенклатура и др.).
  2. Перенос акцента общественных интересов с проблем развития массовой культуры на спортивно-подготовительную направленность физического воспитания со всеми вытекающими отсюда последствиями (повышение приоритета научных поисков в области спортивной тренировки перед исследованиями по методике физической культуры и соответствующее перераспределение финансирования, материального и морального стимулирования научных и практических работников,  сравнительная простота внедрения, публикации и др.).
  3. Создание видимости того,  что научно-теоретические и методические разработки,  подготовленные для спортивной тренировки (процессы обучения двигательным действиям,  развития двигательных качеств),  или их упрощенные варианты (структура урока,  формы организации деятельности занимающихся на уроках,методы обучения и развития двигательных качеств и др.) 
  4. На определенном этапе (1940—1950-е гг.)  была разработана методика урока физической культуры. Будучи одним из основных компонентов,  он впоследствии превратился в доминирующий, главный процесс.  И как следствие в 1960—1980-е гг.  методика урока была представлена как целостная методика преподавания физической культуры в школе. Это обстоятельство в совокупности с другими приостановило процесс создания методики физической культуры.  Вместо методики как научной дисциплины теория и практика школьной физической культуры приобрели методику как совокупность методических предписаний для педагога по подготовке и проведению урока физической культуры.
  5. Не сразу установились философские,  педагогические,  психологические,  биологические и даже теоретические основы физического воспитания, на которые могла бы опираться формирующая методика предмета «Физическая культура».
  6. В педагогической науке долгое время действовал негласный запрет на создание предметных дидактик.  Считалось,  что как отрасль педагогики существует лишь общая дидактика.  А дидактические исследования и их результаты,  отражающие специфику учебно-воспитательного процесса по конкретным дисциплинам, могут быть представлены лишь как методики преподавания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.5. Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования 

В настоящем учебном  пособии для обозначения причинности  и движущих сил процесса становления теории и практики предмета «Физическая культура»  используется термин «фактор»

Действие тех или иных факторов на рассматриваемое явление выражается в конкретных изменениях теоретических положений,  всех или нескольких, на основе которых организуется учебный процесс.

Предмет «Физическая  культура» —  элемент структуры содержания общего образования — подвержен влиянию и воздействию многих факторов,  детерминирующих (определяющих)  систему образования в целом и отдельных его составляющих. Вместе с тем степень воздействия разных факторов на каждый элемент структуры содержания образования или педагогической (дидактической или воспитательной) системы может быть разным. Одни факторы одинаково влияют на учебные предметы, определяя их место и значение в содержании образования и воспитания,  другие оказывают разнозначное воздействие.

В ряду факторов,  обусловливающих потребность радикально улучшить результативность учебного процесса по физической культуре,  на первый план выдвигается формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Развитие современного общества характеризуется еще более интенсивным совершенствованием машинного производства и повышения его технического уровня.

Это предъявляет  более высокие требования к подготовке и развитию подрастающего поколения.  Отсюда всестороннее и гармоническое развитие личности,  будучи объективной потребностью общественного процесса,  трансформируется в идеалы современного воспитания — его цель.

Измениться должна целевая ориентация учебного предмета «Физическая культура». Форма,  стержень содержания,  средства и методы физического совершенствования становятся важными компонентами идеала всесторонне и гармонически развитой личности.

Данный фактор входит в число доминирующих в плане  влияния на формирование теоретико-методологических основ предмета «Физическая культура»,  потому что конкретизация целевой ориентации повлечет за собой цепочку последовательных перемен содержания образования,  средств,  форм,  методов организации учебного процесса.

Трудовая деятельность уже сейчас требует развития таких новых двигательных качеств, как быстрота и точность ориентации в получаемой информации,  чувство ритма,  овладение синхронными быстрыми и точными движениями обеих рук,  ограничение их функциональной асимметрии.  Отсюда потребность в подготовке детей,  подростков,  молодежи к жизни в условиях всевозрастающего воздействия научно-технического прогресса.

Вместе с тем  научно-техническая революция вызвала  и такиеявления, как гипокинезия — недостаточная двигательная активность людей со всеми вытекающими отсюда последствиями. 

Говоря об отдаленных последствиях,  отмечают сопутствующие отрицательные факторы:  эмоциональный и нервно-психический стрессы,  отклонения в состоянии здоровья в результате неправильного питания,  хронической никотиновой интоксикации и др.

Совокупность этих причин с недостатком движений ускоряет поражение сосудов сердца,  мозга,  магистральных сосудов ног,  атеросклероз.

Специальная организация  двигательной деятельности — единственная возможность реализовать потребности детей в движении.

Таким образом,  научно-технический прогресс вносит существенные коррективы в процесс физического воспитания школьников, и в первую очередь теоретико-методологические основания предмета «Физическая культура».

Переориентация направленности социально-экономического и политического развития Российского государства актуализирует социальные функции физического воспитания учащейся молодежи.

Для современного подростка,  юноши,  молодого человека физическая культура становится наиболее доступным и действенным средством коррекции дефектов морфофункционального развития организма,  закрепления общественного статуса и престижа личности,  гармонизации психофизических способностей,  обеспечения социальной защиты,  формирования самодисциплины и уверенности в жизни, рекреации и др. Отсюда потребности личности в физическом совершенствовании, реализуемые через учебный предмет «Физическая культура», —  важный фактор,  который обусловливает обновление теории и практики преподавания данной дисциплины в общеобразовательной школе.

Многоаспектность  функций и всевозрастающая социально-педагогическая значимость физического воспитания в деятельности учреждений общего образования обусловили потребность в создании подсистемы физической культуры с относительно самостоятельными формами ее организации, такими, как:

  • внеклассные формы организации занятий физической культурой и спортом;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня;
  • общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Действенность физического  воспитания зависит от правильной постановки учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура», рационального объема массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, широкого участия учащихся в различных формах внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту, оптимального внедрения физических упражнений в повседневную жизнь школьников. 

Направленность предмета «Физическая культура» (цель, содержание,  формы организации дидактического взаимодействия педагога и учащихся,  методы его реализации)  обусловлена спецификой функции данной дисциплины в структуре общего среднего образования и определяется спецификой реализации общих целей образования.

Предмет «Физическая  культура»  должен выполнять многоаспектные функции в составе содержания общего образования. Направленность,  цель,  задачи школьной физической культуры за последние 20—25 лет претерпели существенные изменения. К концу 1970-х гг.  стала очевидной необходимость признания в качестве ведущей образовательной направленности.  К середине 1980-х гг. уже не вызывала сомнений целесообразность ее переориентации вобразовательно-инструктивную.

Учебно-воспитательный процесс по данной дисциплине должен формировать умения заниматься физической культурой самостоятельно. Признание приоритета образовательной и инструктивной направленности физической культуры не есть игнорирование ее оздоровительной,  развивающей и воспитательной функций.

Таким образом,  общее  среднее физкультурное образование учащихся,  цель предмета «Физическая культура»,  достигается путем решения взаимосвязанных и взаимообусловленных задач образовательно-инструктивного,  оздоровительно-рекреационного,  воспитательно-развивающего характера.  Последние могут быть рассмотрены как основные группы педагогических задач данной дисциплины.

Рассмотрим комплекс  педагогических  задач.

К образовательно-инструктивным  задачам относятся:

  1. Вооружение учащихся знаниями,  необходимыми для самостоятельного использования физических упражнений, факторов внешней среды, режима учебы, труда и отдыха в целях своего физического совершенствования.
  2. Формирование у учащихся двигательных навыков и умений по основным жизненно важным движениям: 
    • - аналитическая «школа движений» как система элементарныхгимнастических упражнений и способов их взаимосвязанного выполнения,  с помощью которых формируется умение дифференцированно управлять отдельными движениями и развивается способность координировать их в различных сочетаниях;
    • - система упражнений,  рассчитанных на освоение основных способов рационального использования сил для перемещения в пространстве,  преодоления препятствий и оперирования предметами;
    • - «школа» единоборства,  противодействия,  взаимодействия в условиях сложных форм двигательной деятельности.
 
  1. Формирование  у учащихся умения использовать знания и двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями в семье,  по месту жительства,  в местах массового отдыха,  труда и другой общественно-полезной деятельности.

К группе оздоровительно-рекреационных  задач могут быть отнесены:

  1. Содействие достижению гармоничности в физическом развитии школьников.
  2. Подготовка организма учащихся к постепенно возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам.
  3. Формирование правильной осанки детей школьного возраста.
  4. Содействие повышению устойчивости организма школьников к неблагоприятным воздействиям внешней среды (закаливание).
 

Воспитательно-развивающие задачи включают в себя:

  1. Обеспечение оптимального развития двигательных (физических) качеств (способностей) учащихся.
  2. Содействие развитию моральных и волевых качеств учащихся.
  3. Содействие формированию социальной активности учащихся.
  4. Формирование здорового образа жизни потребности систематически заниматься физическими упражнениями в быту.

Предполагается,  что комплексное решение указанных  задач обеспечит формирование общего среднего физкультурного образования учащихся.

Социальная и биологическая  значимость функций предмета «Физическая культура»  состоит в том,  что он нацеливает на вооружение учащихся знаниями,  способствует формированию основных двигательных и инструктивных навыков, приучает к систематическому использованию физической культуры в жизни;  содействует развитию двигательных и морально-волевых качеств, а также оздоравливанию и нормальному росту детского организма.  Это позволяет наполнить соответствующим содержанием внепредметные (внеурочные)  формы физического воспитания школьников, использовать организационные формы и методы. Физическая культура создает возможности для координации основных компонентов педагогических систем внеурочных форм физического воспитания, придает им целостность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.6. Структура процесса обучения 

Первый  этап. Подготовка учащихся к усвоению изучаемого двигательного действия. К началу обучения конкретному двигательному действию часть учащихся класса (30 — 35 %) не готовы усвоить его. Это объясняется:

Информация о работе Менеджмент физической культуры