Менеджмент физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 23:58, реферат

Краткое описание

В теории менеджмента и государственной практике основой построения системы управления являются объективные факторы общественного развития.

Оглавление

1. Менеджмент физической культуры 2
2. Нравственно-социальные аспекты преподавателей ФК и тренеров 5
2.1. Цели и задачи предмета «Физическая культура» 5
2.2. Место и значение предмета «Физическая культура» в подготовке специалистов 8
2.3. Основные понятия предмета «Физическая культура» 10
2.4. Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура» 13
2.5. Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования 15
2.6. Структура процесса обучения 19
2.7. Технология преподавания предмета 28
2.8. Цели и методы анализа урока физической культуры 31
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Реферат ФК.docx

— 363.24 Кб (Скачать)

Характерные  особенности  подготовки.

Физиологические. Они обусловлены закреплением выработанной функциональной системы на уровне динамического стереотипа корковой деятельности. Афферентный синтез сокращается вплоть до «пусковой афферентации»,  сужается обратная афферентация.

Управление движениями осуществляется в основном по сигналам двигательного анализатора,  повышается устойчивость нервной системы к утомлению.  Достигаются прочность следов выработанных двигательных координации и долговременность их сохранения.

Психологические. Они связаны с частичным освобождением сознания от излишнего напряжения по управлению движениями. На этом этапе сознание контролирует лишь наиболее важные

звенья двигательного  действия и его результат. Однако это не означает, что повторно выполняемые (закрепляемые) двигательные действия становятся бессознательными, они иначе осознаются. На этом этапе формируются тонкие,  специализированные ощущения, связанные с закрепляемым двигательным навыком.  Повышается устойчивость действия к сбивающим факторам внешней и внутренней среды.

Педагогические:

а) закрепление изученного двигательного действия в процессе многократного его выполнения.  Без повторения невозможно образовать двигательные навыки,  довести выполнение движения до автоматизма,  достичь стабильности техники,  приобрести в ней запас прочности.

По мере углубления и закрепления двигательного  действия количество повторений увеличивается.  В дальнейшем повторное исполнение сопряжено с сокращением интервала отдыха между упражнениями.

Существует мнение,  что количество повторений необходимо оптимизировать.  Теория обучения в физическом воспитании не располагает рекомендациями, хотя бы усредненными данными об оптимальном количестве повторений на разных этапах обучения, по годам обучения (классам) и по конкретным разделам школьной программы (гимнастика,  легкая атлетика,  спортивные игры и др.) по физической культуре. Как известно, результативность обучения зависит от количества повторений изучаемого движения.  Однако оно не должно быть чрезмерным.  Оптимальным следует считать такое число повторений,  которое дает ожидаемый педагогический эффект (развитие качеств,  воспроизведение техники).  Если же результаты выполнения движения ухудшаются,  повторять упражнение не следует;

б) нацеленность деятельности учителя и учащихся на дальней шую детализацию техники закрепляемого двигательного действия, поиски путей для ее вариативного исполнения,  если такая воз можность намечается.

Цель этапа —  достичь стабильности выполнения двигательного действия при повторных упражнениях.

Задачи:

  1. добиться стабильности исполнения изучаемого двигательного действия с акцентом на воспроизведение его характерного ритма, динамических или пространственных характеристик;
  2. сохранить стабильность воспроизведения техники физического упражнения при многократных повторениях,  на 1/3  превышающих привычный для учащихся объем физической нагрузки;
  3. сохранить стабильность техники при повторном выполнении и сокращении обычного интервала отдыха между упражнениями и др.

Рекомендуемые  методы  обучения:

  • упражнения (многократное выполнение двигательного действия с дифференцированием объема и интенсивности физической нагрузки и изменением привычных условий);
  • словесное воздействие (идеомоторная тренировка,  обсуждение результатов выполнения с учителем и между учащимися;  выпол нение движения с проговариванием про себя и вслух);
  • наглядность (демонстрация кино- и видеозаписей,  вычленение отдельных элементов и их замедленный показ,  показ схем,  кинограмм, рисунков, макетов и других полезных материалов).

На этом этапе,  как и на всех предыдущих,  комплексно применяются все группы методов. Методы обучения почти интегрируются с методами развития двигательных качеств.

Пятый этап. Формирование умения использовать знания,  двигательные и инструктивные навыки в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом.

Сущность этапа  выражена в целенаправленном и систематическом включении изучаемых на уроках физической культуры двигательных действий в содержание самостоятельной физкультурной деятельности учащихся различных форм.  Это могут быть внепредметные (внеурочные)  занятия в общеобразовательной школе,  внешкольные формы организации,  включая неформальные группы и объединения.  На этом этапе необходимо освоить двигательный навык настолько,  чтобы он приобрел оттенок индивидуальной техники исполнения и мог быть использован вариативно.

Завершающий этап дидактических  процессов по физической культуре,  на котором приобретаются двигательные умения высшего порядка,  выступает в качестве своеобразного «блока»  для организации физкультурной деятельности учащихся,  формирования видов такой деятельности.

Характерные  особенности   подготовки.

Физиологические. Формирование функциональной системы отдельных элементов «блоков» физкультурной деятельности учащихся.

Двигательный навык  приобретает вариативный характер,  индивидуализируется и адаптируется к различным условиям внешней среды, включается как элемент в формирующуюся или модернизирующуюся функциональную систему.

Функциональная система,  связанная с образованием навыка конкретного двигательного действия, в данном случае включается в функциональную систему деятельности или его элемента, «блока»,  что,  возможно,  потребует частичной перестройки уже закрепленного или формирующегося динамического стереотипа.

Психологические. Расширение представлений учащихся о своих двигательных способностях и деятельности,  элементом которой становится конкретный двигательный навык.  На этом этапе

предъявляются довольно высокие требования к волевой  сфере учащихся,  что связано с необходимостью самостоятельно использовать изученное двигательное действие. Осуществляется интеграция специальных знаний,  инструктивных навыков и умений с двигательным навыком и подчинение этого объединения деятель ности или его элементу.

Педагогические:

а)  слияние теоретической  и двигательной подготовки с элементами физкультурной деятельности учащихся.  Такая интеграция может быть частично реализована на уроках (например, в спортивных,  элементарно-спортивных и подвижных играх,  единоборствах и других индивидуальных видах деятельности),  в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня, во время внеклассных,  внешкольных занятий физической культурой, включая самостоятельные в быту;

б)  возможность  устанавливать функциональные связи  между всеми формами организации физического воспитания, между компонентами педагогических систем (цель,  содержание, формы организации, методы реализации и др.). К примеру,  комплексы общеразвивающих физических упражнений,  изучаемые на уроках,  могут быть рекомендованы для гимнастики,  проводимой до начала занятий в школе,  и утренней гимнастики в семье,  интернатах, местах труда и отдыха.  .

Цель этапа —  формировать умение использовать специальные знания,  двигательные и инструктивные умения в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом.

Задачи:

  1. положительная мотивация,  связанная с самостоятельными занятиями физической культурой и спортом;
  2. формирование убеждения в прикладной ценности двигательных действий,  рекомендуемых для обогащения содержания физкультурной деятельности;
  3. знание инструктивно-методической направленности (место двигательного действия в структуре других элементов деятельности,  профилактика травматизма,  объем и интенсивность физической нагрузки,  сведения о самоконтроле,  последовательность выполнения физических упражнений на занятиях индивидуальных и групповых и т.д.);
  4. формирование инструктивных навыков;формирование навыков самоконтроля,  взаимоконтроля;  научить школьников самоанализу и самооценке результатов своей деятельности. Рекомендуемые методы обучения: стимулирование и мотивация (беседы, рассказы, объяснения, дискуссии, просмотр видеофильмов, посещение кинотеатров, где демонстрируются фильмы о выдающихся спортсменах, об использовании физической культуры для лечения,  восстановления организма, развития личностных качеств человека и др.; чтение статей периодической печати с последующим обсуждением в классе, группе учащихся,  самостоятельное чтение художественных и публицистических материалов); организация и осуществление физкультурной деятельности учащихся (беседы,  объяснения,  инструктирование команды,  распоряжения,  указания,  предъявляемые в виде частной и письменной информации);
  5. наглядные воздействия (показ способа выполнения элемента деятельности,  просмотр видео-,  диа-  и художественных фильмов, буклетов и другой визуальной информации; практические методы в виде организации выполнения элементов или деятельности в целом);
  6. контроль и самоконтроль (частные и письменные), наблюдение и самонаблюдение,  организация контрольных испытаний и самоконтроль, зачет, экзамены и т.д.
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таким образом, в  структуре дидактических процессов  этапы — это «шаги»  процесса обучения, его взаимосвязанные и взаимозависимые звенья в органическом единстве и функциональной целостности (рис. 4). «Шаг»,  будучи наименьшей функциональной единицей,  выступает своеобразной клеточкой, образующей циклы технологии учебного процесса различной продолжительности: урок,  система,  учебная четверть,  семестр,  учебный год,  ступень школы. 
 
 
 

2.7. Технология преподавания предмета 

Реформа образования  обусловила проникновение в теорию и практику отечественной педагогической мысли новых идей,  подходов,  принципов,  форм организации и методов реализации процессов образования и воспитания.

В зависимости от аспекта анализа и интерпретации педагогическая технология может быть воспринята с разных позиций. 

Отсюда педагогическую технологию как идею, направление, подход, принцип и метод организации и осуществления учебно-воспитательного процесса следует рассматривать в качестве педагогической инновации.

Познание сущности и содержания педагогической технологии становится очевидным лишь в результате определения обсуждаемого понятия «педагогическая технология».  Рассмотрим определения и толкования термина технология.

Сущность данного  понятия выражается как совокупность (знаний,  операций,  методов,  приемов)  и система (предписаний).  Во-первых,  в большинстве определений технологичность выражается

во множестве чего-либо. Во-вторых, это множество в совокупности и взаимосвязи составляет процесс. В-третьих, элементы множества — не что иное, как действия, которые образуют компоненты деятельности по осуществлению данного процесса.

Технологичность педагогических процессов выражается в том, что они состоят из определенной совокупности действий учителя и учащихся,  администрации общеобразовательных школ и педагогических коллективов —  администрации и ученических коллективов.  Последовательность и взаимосвязь отмеченных действий обеспечивают смену состояния субъектов —  участников дидактического процесса,  ведущую к достижению цели (результату). Эти действия составляют компоненты деятельности учителя (педагога) и учебной деятельности обучаемых, воспитываемых.

Однако проникновение  идей технологичности педагогических процессов в теорию образования привело к тому, что за несколько лет возникло много аспектов применения этого термина и множество понятий,  связанных с ним: «педагогическая технология», «технология образования», «технология учебного процесса», «технология учебно-воспитательного процесса», «технология воспитания», «компьютерные технологии», «технология педагогической деятельности», «технология профессионально-педагогической деятельности учителя», «технология обучения», «технология модульного обучения», «дидактические технологии» и т.д.

В связи с этим рассмотрим иерархию уровней функционирования процессов и явлений,  сопричастных с технологией обучения, воспитания, развития.

В первом случае педагогическая технология дифференцируется на такие ее разновидности,  как общепедагогическая,  общедидактическая, частно-дидактическая. Во-втором — возможно выделить уровни сфер использования технологического подхода: национальной системы образования в целом,  подсистем субъектов Федерации,  их территории,  учреждений образования,  ступеней и подразделений (начальная,  основная,  полная),  а также временные

интервалы (учебный  год, семестр, триместр, четверть), система занятий,  посвященных конкретным темам (урок,  лекция,  семинарские, практические, лабораторные и другие формы организации учебного процесса).

За каждой сферой использования терминов и понятий закреплены различные определения,  толкования и иные сущностные характеристики.  Аспекты функционирования педагогической технологии можно представить следующим образом.

Общедидактический аспект содержит обоснование и указание на реализацию дидактической системы в образовательной практике без учета типов учреждений образования,  подразделений,  циклов дисциплин или отдельных учебных предметов.

Частнодидактическое освещение проблем педагогической технологии мы представляем как обоснование и реализацию дидактической,  а возможно,  и педагогической системы конкретной учебной дисциплины,  ее разделов,  отдельных тем с учетом особенностей образовательного учреждения,  его структурных подразделений, специфики самого предмета и условий его

В большинстве работ  педагогическая технологиярассматривается как система, реже — как способ.

Под педагогической технологией в общепедагогическом ее аспекте следует понимать процесс разработки (обоснования) и реализации такой дидактической системы учебного предмета, которая обеспечивает безусловное достижение целей его преподавания.

Информация о работе Менеджмент физической культуры