Менеджмент физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 23:58, реферат

Краткое описание

В теории менеджмента и государственной практике основой построения системы управления являются объективные факторы общественного развития.

Оглавление

1. Менеджмент физической культуры 2
2. Нравственно-социальные аспекты преподавателей ФК и тренеров 5
2.1. Цели и задачи предмета «Физическая культура» 5
2.2. Место и значение предмета «Физическая культура» в подготовке специалистов 8
2.3. Основные понятия предмета «Физическая культура» 10
2.4. Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура» 13
2.5. Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования 15
2.6. Структура процесса обучения 19
2.7. Технология преподавания предмета 28
2.8. Цели и методы анализа урока физической культуры 31
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Реферат ФК.docx

— 363.24 Кб (Скачать)

Содержание 
 

  1. Менеджмент  физической культуры        2
  2. Нравственно-социальные аспекты преподавателей ФК и тренеров   5
    1. Цели и задачи предмета «Физическая культура»     5
    2. Место и значение предмета «Физическая культура» в подготовке специалистов 8
    3. Основные понятия предмета «Физическая культура»               10
    4. Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура»      13
    5. Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования                     15
    6. Структура процесса обучения                  19
    7. Технология преподавания предмета                 28
    8. Цели и методы анализа урока физической культуры               31

ЛИТЕРАТУРА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Менеджмент физической культуры 

В теории менеджмента  и государственной практике основой  построения системы управления являются объективные факторы общественного  развития.

Спортивный менеджмент как один из видов отраслевого  социального управления имеет дело с институированными организациями физкультурно-спортивной направленности. В этом аспекте физическая культура и спорт - это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей. Физическая культура в теории менеджмента - это прежде всего определенное множество организаций физкультурно-спортивной направленности - спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т.д. Поскольку понятие организации является в спортивном менеджменте ключевым рассмотрим его более детально.

Организация представляет собой социальную систему сознательно  координируемой деятельности двух и  более человек для достижения общей цели. (М.Х. Мескон и др.). Организацию иногда определяют еще более кратко: "организация - это целевая общность" (А.И.Пригожин). Давая такие определения, следует иметь ввиду, что простых организаций, имеющих одну цель, разделяемую всеми ее членами очень мало. Менеджмент связан, как правило, со сложными организациями, которые имеют набор взаимосвязанных целей и полифункциональный спектр деятельностей.

В российском гражданском  законодательстве институрование организаций получило правовое закрепление в понятии юридического лица (Статья 48 ГК РФ). Следует иметь в виду, что согласно действующему в России законодательству организациями физкультурно-спортивной направленности признаются "физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы и иные объединения граждан, ставящие своей целью развитие физической культуры и спорта" (Ст. 8 "Основ законодательства РФ о фкс"). В Российской Федерации в настоящее время работу по физической культуре и спорту проводят более 90 тыс. организаций. Объективной основой отраслевой специализации организаций физкультурно-спортивной направленности и, соответственно, отраслевого управленческого механизма служит специализация производства. Поэтому конкретизируя законодательно установленное положение о целевой направленности физкультурно-спортивных организаций подчеркнем, что их главной целевой функцией, предметом деятельности, является производство и предоставление населению физкультурно-спортивных услуг и товаров.

Специализация, разделение и кооперация труда предопределяет в конечном счете организационно-правовое оформление соответствующих отраслей. С этих позиций, то есть отраслевой специализации, есть основание рассматривать физическую культуру спорт как отрасль, составляющую материальную основу отраслевой специализации труда физкультурных работников и формирование спортивного менеджмента как отраслевой системы профессионального управления.

С учетом изложенного, физическая культура и спорт как  объект отраслевого социального  управления (менеджмента) представляет собой совокупность специализированных государственных учреждений, общественных объединений и коммерческих организаций, осуществляющих физическое совершенствование населения.

Специализированные  учреждения, общественные объединения  и коммерческие организации физкультурно-спортивной направленности являются классификационной  единицей, первичным звеном отрасли  физической культуры и спорта. К  их числу относятся спортивные клубы, спортивные школы различных видов, спортивные команды, спортивные сооружения и т.д. Все они являются социально  управляемыми объектами, имеют внутреннюю структуру, внешнюю форму и правовое закрепление. То есть физическая культура и спорт институировались в специальных организациях физкультурно-спортивной направленности.

Основным элементом  любой организации физкультурно-спортивной направленности являются люди, условно  подразделяемые на организаторов (менеджеров) и исполнителей. Работа организаторов (руководителей - менеджеров) есть управление и контроль над исполнением; работа исполнителей (тренеров, преподавателей физического воспитания и т.п.) - педагогическое воздействие на объекты труда, в  качестве которых выступают занимающиеся физическими упражнениями и спортом.

Множество исполнителей с их орудиями труда методиками и  технологиями проведения занятий) образуют объект отраслевого управления . Множество организаторов (менеджеров-управленцев) вместе с информацией, оргтехникой и обслуживающим персоналом образуют субъект отраслевого управления.

Главным в любой  системе социального управления является объект управления. Объект управления определяет субъект, его состав, структуру, функции. "Задача научного управления состоит в том, чтобы возможно точнее воспроизвести в субъекте объект управления, в противном случае оптимальное функционирование и  развитие общественной системы невозможно, - отмечал академик В.Г. Афанасьев. Если управляющая система слишком  проста и не отражает сложности объекта, она не способна эффективно управлять.

Основная специфическая  особенность отрасли физической культуры и спорта состоит в том, что профессиональный труд занятых  в ней работников отличается особой педагогической технологией: его основу составляет тренерско-преподавательская  деятельность, которая строится с  учетом пола и возраста занимающихся, состояния их здоровья и уровня физической подготовленности; с использованием единых для всех организаций физкультурно-спортивной направленности средств, форм и методов  физического воспитания и спортивной тренировки.

Отрасль физической культуры и спорта отличается профессиональным составом кадров специалистов, имеющим  специальную профессиональную подготовку. Их в России около 200 тыс., 58% которых  имеют высшее и 25% среднее профессиональное физкультурное образование. Существует государственная система подготовки специалистов по физической культуре и спору.

Отрасль физической культуры и спорта располагает своей  учебно-тренировочной материальной базой (спортивные сооружения, здания). По расчетам в течение дня всех спортивные сооружения России могут  принять 5,9 млн. чел. Установлен государственный  порядок их строительства и эксплуатации, организовано производство спортивного  инвентаря, одежды и обуви.

Сформирована система  государственных и негосударственных  органов управления физической культурой  и спортом в стране: Комитет  по физической культуре, спорту и туризму, Олимпийский комитет России и  др.

По своему целевому назначению отрасль физической культуры и спорта относится к социально-культурной сфере и выступает в качестве конкретного вида специализации  внутри этой сферы - является отраслевой социально-педагогической системой физкультурно-спортивной направленности.

Выполняя ряд органически  связанных между собой функций, физическая культура и спорт составляют в своем единстве качественно  новую, вполне самостоятельную социально-культурную отрасль, в развитии которой общество и государство всегда были заинтересованы. Это отражено в статьях 41 и 72 действующей  конституции Российской Федерации. При помощи законодательства определяется круг вопросов, по которым государство  обеспечивает управление отраслью физической культуры и спорта и определяет политику в этой сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Нравственно-социальные аспекты преподавателей ФК и тренеров
 

2.1. Цели и задачи предмета «Физическая культура» 

Физическое воспитание —  неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.

В общеобразовательной  школе физическое воспитание,  будучи целостным процессом,  по своей направленности,  содержанию, формам организации,  методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на четыре основные разновидности:

  1. учебный предмет «Физическая культура»;
  2. физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (лицея,     гимназии,  колледжа);
  3. внеклассная спортивно-массовая работа;
  4. общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Предмет «Физическая  культура»,  представляя одноименную область общего образования,  обязателен для реализации образовательными учреждениями и для усвоения учащимися.  Программой регламентируются объем учебного времени, образовательный минимум,  трудоемкость для изучения,  результаты,  которые выносятся на итоговую государственную аттестацию Государственным образовательным стандартом РФ общего образования.

Предмет «Физическая  культура» интегрирует (объединяет) другие виды физкультурной деятельности школьников в единый процесс физического воспитания.  Данное обстоятельство в совокупности с тем,  что предмет выступает как инвариантная область общего образования,  выполняет роль системообразующего начала среди видов физкультурной деятельности учащейся молодежи.

Постоянно возрастает его значимость в формировании психофизического состояния детей школьного возраста.  Все это обусловливает потребность данной дисциплины базироваться на современных теории и методике обучения.

Предмет «Физическая  культура»  в силу специфики функций  в структуре содержания общего образования значительно отличается от других учебных дисциплин. Учебно-воспитательный процесс по предметам,  представляющим филологические,  общественные, естественные,  математические науки,  отличается определенной общностью использования дидактических принципов,  методов, форм организации. Учебный процесс по физической культуре связан с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику учащихся.  Содержание и средства обучения,  характер дидактического взаимодействия педагога и учащихся весьма специфичны.

Общие закономерности обучения двигательным действиям, развития двигательных способностей, воспитания качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями разработаны и описаны в теории и методике физического воспитания.

Базовые (дидактика общая и средней школы; теория физической культуры или физического воспитания;  психология общая, педагогическая,  физического воспитания;  физиология человека: общая,  возрастная,  физических упражнений;  гигиена:  общая, школьная,  физических упражнений;  биомеханика,  спортивная метрология; информатика и др.) и смежные (методика физического воспитания,  теории и методики спортивно-педагогических дисциплин,  теории и методики внеурочных форм организации физического воспитания в школе и др.)  науки с теорией и методикой обучения предмету «Физическая культура»  получили значительное развитие.

Возрастают потребности общества и формирующейся личности в результативности учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине. Все это в совокупности составляет объективные и субъективные предпосылки для создания теории и методики обучения предмету «Физическая культура».

Курс теории и  методики обучения предмету «Физическая культура» может быть представлен как единство двух составляющих: дидактики и методики преподавания предмета «Физическая культура».

Предмет теории образования (дидактики)  по физической культуре включает следующие вопросы:

  • место,  значение,  функции,  цель физической культуры в содержании общего образования;
  • содержание предмета;
  • дидактические процессы,  дидактические системы предмета и концепции ее обновления на разных этапах развития общества;
  • разработка педагогических технологий.

Информация о работе Менеджмент физической культуры