Менеджмент физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 23:58, реферат

Краткое описание

В теории менеджмента и государственной практике основой построения системы управления являются объективные факторы общественного развития.

Оглавление

1. Менеджмент физической культуры 2
2. Нравственно-социальные аспекты преподавателей ФК и тренеров 5
2.1. Цели и задачи предмета «Физическая культура» 5
2.2. Место и значение предмета «Физическая культура» в подготовке специалистов 8
2.3. Основные понятия предмета «Физическая культура» 10
2.4. Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура» 13
2.5. Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования 15
2.6. Структура процесса обучения 19
2.7. Технология преподавания предмета 28
2.8. Цели и методы анализа урока физической культуры 31
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Реферат ФК.docx

— 363.24 Кб (Скачать)

Предмет методики преподавания физической культуры — взаимодействие преподавания и учения,  ориентированное на достижение целей  и задач дисциплины:

  • выбор оптимальных,  соответствующих целям и задачам средств, форм, методов обучения, воспитания, развития;
  • программирование учебно-воспитательного процесса;
  • организация непосредственного взаимодействия процессов
  • преподавания и учения;
  • оценка и анализ результатов взаимодействия учителя и учащихся и разработка рекомендаций для очередных дидактических циклов.

Содержание предмета «Методика физической культуры» состоит из разработки на базе достижений частной дидактики теории образования и общих закономерностей физического

воспитания дидактических  систем дисциплины,  отражающих специфику регионов страны,  субъектов Федерации,  конкретных общеобразовательных школ и отдельных групп учащихся (учебных классов)  и их реализации,  что является функцией педагогической технологии.  Поэтому считаем правомочным предположить,  что цель методики —  исследование путей технологизации учебно-воспитательного процесса.

Отсюда теория и  методика обучения предмету «Физическая культура» составляет совокупность знаний частной дидактики и методики преподавания данной дисциплины;  представляет собой общий курс, интегрирующий образование, воспитание и развитие учащихся на уроках физический культуры в целостный педагогический процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. 2. Место и значение предмета «Физическая культура» в подготовке специалистов 

Курс «Теория и  методика обучения предмету "Физическая культура"»  ориентирован на формирование частнодидактической подготовки специалистов с квалификацией «Педагог по физической культуре»  с прочными знаниями основ теории и методики обучения,  владеющих методическими навыками и умениями проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в учреждениях общего образования.

В преподавании дисциплины решается комплекс педагогических задач:

  • формирование системных знаний о сущности,  специфике, содержании и методах обучения по предмету «Физическая культура»;
  • осознание значимости научения двигательным навыкам и умениям,  а также развития физических морально-нравственных и волевых качеств личности учащихся на уроках физической культуры с учетом особенностей онтогенеза,  состояния здоровья,  физического развития,  направленности физкультурных и спортивных интересов детей школьного возраста и других факторов;
  • - преобразование педагогических знаний,  навыков и умений в компоненты технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре;
  • - интеграция теоретических знаний,  методических навыков и умений,  приобретенных студентами в процессе изучения общепрофессиональных и предметных дисциплин в опорные структуры профессионально-педагогического мастерства учителя физической культуры;
  • - формирование готовности студентов к педагогической практике в учреждениях общего образования.

Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» призвана выполнить функции интеграции теоретических знаний и практических умений,  приобретенных студентами при изучении разных учебных курсов и дисциплин,  в профессионально-педагогическую компетенцию специалиста физической культуры с квалификацией «Педагог по физической культуре».

Содержание дисциплины ориентировано на формирование у студентов методических навыков и умений, составляющих основу профессионального мастерства учителя физической культуры.

Методические навыки и умения объединены в компоненты преподавательской деятельности учителя физической культуры:

  • целеполагание, отбор и обоснование оптимальных содержания обучения,  форм организации деятельности учащихся на уроках, методов учебно-воспитательных воздействий;
  • программирование целей,  задач,  содержания обучения,  форм организации и методов реализации учебного процесса по циклам учебно-воспитательного процесса;
  • практическая реализация учебного процесса на уроках физической культуры;
  • контроль и коррекция в процессе взаимодействия учителя и учащихся на уроках, оценка результатов взаимодействия;
  • обоснование рекомендаций для начала нового цикла учебно-воспитательного процесса.

Цель курса,  его  задачи,  своеобразие содержания, назначение,  а также материалы об опыте работы учреждений профессионального физкультурного образования потребовали таких форм организации   учебного  процесса, как:

  • лекционные,  семинарские,  практические,  самостоятельные занятия;
  • учебная практика;
  • индивидуальная самостоятельная письменная работа.

На лекционных занятиях излагаются основные научно-теоретические сведения (научные факты,  понятия,  закономерности), элементы опыта педагогической практики,  концепции,  правила и др.

Семинарские занятия  предназначены для углубления,  расширения и закрепления научно-теоретических сведений и иной информации курса,  а также развития познавательных,  творческих способностей студентов, текущего контроля за качеством усвоения учебного материала, организации учебных дискуссий, деловых игр.

На практических занятиях анализируются и оцениваются отдельные аспекты обучения предмету «Физическая культура»,  выработки у студентов методических навыков и умений,  формирования у них элементов дидактического мышления,  освоения ими методов научно-методической работы, использования научных данных в практике преподавания данной учебной дисциплины.

Содержание самостоятельных  занятий составляют такие виды учебной деятельности студентов, как изучение (конспектирование, реферирование)  литературы,  разработка учебно-методической документации учителя физической культуры,  руководителей учреждений образования, дневников учащихся и других источников информации по организации учебно-воспитательного процесса (самостоятельный просмотр и анализ уроков разными методами, ознакомление с самостоятельными занятиями учащихся физической культурой,  изучение режима дня школьника,  подготовки учителя к уроку и т.д.).

Индивидуальные занятия  предназначены для закрепления знаний по дисциплине,  формирования умения решать методические задачи,  создания дидактического комплекса,  комплекса частно-дидактических навыков умений,  их трансформации в компоненты

технологии учебного процесса,  интеграции учебной деятельности студента с учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой по курсу теории и методики обучения предмету «Физическая культура». 
 
 
 
 
 
 

    2.3. Основные понятия предмета «Физическая культура» 

Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» —  это относительно новая и все еще формирующаяся учебная дисциплина.  Она представляет специальную область педагогического знания и отрасль педагогической науки в сфере теории и методики физического воспитания,  спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

К основным понятиям относятся: «предмет "Физическая культура"», «физкультурное образование», «педагогическая система предмета "Физическая культура"», «педагогический процесс по предмету "Физическая культура"», «технология учебного процесса по предмету "Физическая культура"».

Рассмотрим два  более широких по объему понятия  — «учебный предмет» и «физическая культура». Учебный предмет определяется как дидактически обработанная в учебных целях система теорий, законов, фактов, понятий, идей и методов соответствующей науки, воплощенная в определенном отрезке учебного материала, удовлетворяющая требованиям учебной программы и подлежащая усвоению учащимися с целью овладения всеми компонентами содержания образования.  Другое определение:  целостность, включающая часть содержания, которую нужно усвоить, и средства для усвоения содержания учащимися,  для их развития и

воспитания. Третье:  дидактически обусловленная система  знаний, умений и навыков, отобранная из соответствующей отрасли науки или искусства для изучения в учебном заведении.  Четвертое: особое образование,  специально создаваемое для обучения и воспитания,  учебный предмет —  педагогически адаптированная совокупность знаний и умений из какой-либо отдельной области действительности и соответствующей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений в процессе учебного взаимодействия.

Анализ первого  родового понятия «учебный предмет»  не дает достаточного материала для определения понятия «предмет "Физическая культура"». Поэтому необходимо обратится к понятийно терминологической системе теории и методики физического воспитания,  где анализируется другое родовое понятие — «физическая культура».

Его сущность передается словами,  используемыми в качестве ключевых: «процесс», «вид», «форма», «предмет», «совокупность», «часть», «единство», каждое из которых обозначает различные явления и предметы.

Здесь,  как и  в случае с определением понятия «учебный предмет», очевидны разноречивые толкования.

  1. Физическая культура —  это учебный предмет,  представляющий инвариантную и одноименную область содержания базовой части федерального компонента государственного стандарта общего образования.
  2. Учебный предмет выражает специфическую часть общечеловеческой культуры — физическую культуру.
  3. Ориентация учебного предмета на реализацию социально значимой функции в содержании общего среднего образования.
  4. Признание в качестве составляющей результатов учебно-воспитательного процесса —сформированность физической культуры личности учащегося.
  5. Необходимость отражения в содержании определения связи учебного предмета с отраслями наук,  его представляющих,  педагогической теорией и методикой физического воспитания.

Таким образом, учебный  предмет «Физическая культура»  — это педагогически адаптированная часть базовой физической культуры, ориентированная на обеспечение общего среднего физкультурного образования школьников.

Под понятием «физическое образование» рассматривается система научно-педагогической подготовки специалистов высшей квалификации к исследовательской и педагогической деятельности в области физики и смежных с ней отраслях науки и техники.

Педагогические процессы, в том числе и их результаты по предмету «Физическая культура» могут быть выражены понятием «физкультурное образование».

Физкультурное образование  в зависимости от его направленности и содержания может условно подразделяться на три разновидности — общее, дополнительное и профессиональное.

Общее физкультурное  образование рассматривается как  процесс и результат учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура»,  ориентированные на передачу и системное усвоение опыта предыдущих поколений по использованию физической культуры в оздоровительном-рекреационном, атлетическом, воспитательном и иных аспектах с ориентацией на формирование физической культуры личности школьников.

Общее физкультурное  образование может подразделяться на ступени в соответствии со структурой учреждения общего образования:  начальное основноесреднее (полное).  Оно регламентируется государственным образовательным стандартом общего образования.

Дополнительное физкультурное образование осуществляется учреждениями дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта различной ведомственной принадлежности и

форм собственности. Это — детско-юношеские спортивные школы (специализированные,  олимпийского резерва,  школы-интернаты спортивного профиля и др.). Оно ориентировано на формирование спортивных резервов различных уровней подготовленности —  от массовых спортивных разрядов до мастеров спорта международного класса.

Профессиональное  физкультурное образование реализуется образовательными учреждениями и дифференцируется на среднее, высшее и послевузовское. Оно осуществляется в училищах олимпийского резерва,  педагогических колледжах (отделение физической культуры),  техникумах и колледжах физической культуры, институтах,  академиях и университетах физической культуры, факультетах физической культуры,  классических и отраслевых (например, педагогических) университетов.

Профессиональное  физкультурное образование ориентировано на подготовку педагогов и других специалистов в сфере физической культуры различных уровней и квалификаций.

Педагогическая система  предмета «Физическая культура» понимается как упорядоченная самоуправляемая целостность ограниченного множества динамично взаимодействующих элементов, функционирование которой ориентировано на достижение цели учебной дисциплины.

Функционирование  педагогической системы учебного предмета направляется учителем с учетом условий конкретного учреждения общего образования.

Разработка, обоснование  и реализация педагогической системы предмета «Физическая культура» составляет технологию учебного процесса по данной дисциплине. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура» 

Физическая культура, формируясь как предмет обучения в общеобразовательной школе,  приобрела соответствующие функции —цель, содержание образования, формы организации учебного процесса и методы его реализации, дидактические процессы, которые в совокупности с другими составили бы частную дидактику или методику преподавания. 

Информация о работе Менеджмент физической культуры