Менеджмент физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 23:58, реферат

Краткое описание

В теории менеджмента и государственной практике основой построения системы управления являются объективные факторы общественного развития.

Оглавление

1. Менеджмент физической культуры 2
2. Нравственно-социальные аспекты преподавателей ФК и тренеров 5
2.1. Цели и задачи предмета «Физическая культура» 5
2.2. Место и значение предмета «Физическая культура» в подготовке специалистов 8
2.3. Основные понятия предмета «Физическая культура» 10
2.4. Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура» 13
2.5. Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования 15
2.6. Структура процесса обучения 19
2.7. Технология преподавания предмета 28
2.8. Цели и методы анализа урока физической культуры 31
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Реферат ФК.docx

— 363.24 Кб (Скачать)
  • различием уровней двигательной подготовленности и физического развития;
  • характером сформированности и направленности физкультурных и спортивных интересов детей школьного возраста;
  • отношением учащихся к предмету «Физическая культура» и к учителю;
  • различием в уровнях профессионально-педагогической подготовленности педагогов физического воспитания.

Поэтому опытные  педагоги практикуют опережающее планирование изучения отдельных тем и разделов учебной программы.

Цель этапа —  целенаправленно на протяжении определенного периода времени устранить пробелы в двигательной подготовке учащихся.  Возможно введение подготовительного этапа в структуру процесса обучения.

Цель подготовительного  этапа — обеспечение у всех учащихся класса нужного уровня физической и психологической готовности к началу обучения новому учебному материалу.  Во время под готовительного этапа создается фонд двигательных координации, необходимых для усвоения движений,  входящих в состав изучаемого двигательного действия.

Характерные  особенности  подготовки.

Физиологические. Проявляются в процессе формирования двигательных координации, необходимых для усвоения основного двигательного действия,  учащиеся выполняют отдельные движения, представляющие своеобразные его субструктуры. Так формируются функциональные системы субструктур основного двигательного действия (мотивация,  афферентный синтез,  решение,  возникновение программ и акцептора действия обратной афферентации).

При этом актуализируется  прежний двигательный опыт, из аппаратов памяти возникают чувственные образы (сведения о движущихся частях тела,  о временных,  пространственных и динамических характеристиках и т.д.). Одновременно формируется система дополнительных двигательных условных рефлексов,  которых не оказалось в двигательном опыте учащегося,  но необходимых для

успешного усвоения двигательного действия. Таким образом, физиологические особенности подготовки на этом этапе заключаются в формировании базы частных двигательных координации или их отдельных элементов.

Психологические. У учащихся формируются частные двигательные умения,  своеобразные субсистемы,  возможные компоненты программы деятельности по усвоению основного двигательного действия. Происходит направленное развитие интересов и потребностей,  нацеленных на формирование в последующем доминирующей мотивации,  сильного стимула для усвоения основного движения.

Одновременно развиваются  волевые качества, необходимые для возникновения решения действовать.

Педагогические особенности связаны с психолого-физиологическими характеристиками и обусловливают необходимость педагогической диагностики,  обоснования цели,  задач этапа,  выбора оптимальных средств,  форм,  методов их решения.  Наибольшая трудность для учителя — определить, когда следует начать подготовительную работу,  как выявить учебные возможности и навыки учебного труда учащихся по предмету «Физическая культура».

В зависимости от этих и других факторов при разработке документов перспективного (годового)  и оперативного (четвертного), поурочного (текущего)  планирования педагог определяет продолжительность подготовительного периода.

Следует иметь в  виду,  что подготовительную работу педагог ведет параллельно с решением основных образовательных задач вовремя изучения основного учебного материала.  Значит,  между ними должна быть и определенная дидактическая взаимосвязь. При этом необходимо дифференцировать педагогические воздействия, поскольку велик диапазон колебаний показателей учебных возможностей школьников по предмету «Физическая культура». Учителю приходится чаще использовать индивидуально-групповые формы взаимодействия.

Цель этапа —  обеспечить готовность учащихся класса усвоить технику предстоящего изучения двигательного действия.

Задачи:

    1. определить возможности школьников усвоить изучаемое двигательное действие;
    2. выявить основные группы учащихся,  чтобы дифференцировать процесс обучения;
    3. отобрать рациональные средства,  формы и методы дифференцирования учебно-воспитательного процесса на данном этапе;
    4. сформировать у учащихся базовые двигательные координации, необходимые для создания двигательного умения выполнить изучаемое физическое упражнение в целом по общей схеме;
    5. развивать двигательные качества,  доминирующие в двигательном действии до требуемого уровня.

Рекомендуемые  методы  обучения:

  • словесное воздействие (краткие рассказы о прикладном значении двигательного действия,  беседы,  ориентированные на формирование нужной мотивации, обобщенные объяснения,  словесные инструкции);
  • упражнения (общеразвивающие,  подготовительные и подводящие).
 
 
 
 
 

Второй  этап. Формирование умения выполнять двигательное действие по общей схеме. На основе знаний и ранее сформированных базовых двигательных координации учащиеся должны уметь выполнить двигательное действие в целом,  соблюдая основу типовой техники.

Характерные особенности  подготовки.

Физиологические: иррадиация коркового возбуждения, недостаточность тормозных реакций, что вызывает неточность движения и неустойчивость ритма. Возможное проявление защитных реакций,в результате чего ограничивается амплитуда движений,  и они становятся скованными.  Ограниченность сенсорного анализа и коррекции движения,  значительное напряжение нервной системы вызывает сравнительно быструю утомляемость.  Это приводит к неустойчивости движений и искажениям их структуры при повторных выполнениях.

Психологические: недостаточное осознание двигательных ощущений,  динамических характеристик двигательного действия, слабое знание основ техники, ошибочное субъективное восприятие структуры выполняемого действия.

Педагогические. Управление движениями,  составляющими целостное двигательное действие, происходит неавтоматизированно.

Сознание участника  загружено контролем каждого  движения,работа выполняется нерационально и на фоне выраженного утомления.  Способ решения двигательной задачи не определен,  продолжается поиск оптимального решения. Поэтому при выполнении двигательного действия могут возникать искажения простран ственных, временных и динамических характеристик изучаемой техники. Появляется необходимость разучивать движение по звеньям (элементам, субсистемам), чтобы в дальнейшем овладеть общим ритмом двигательного действия. Важно предупредить возникновение ошибок и их закрепление при повторном выполнении движения.

Цель этапа —  обеспечить усвоение двигательного  действия, умение выполнить его, соблюдая общий рисунок, схему.

Задачи:

    1. создать представление об изучаемом двигательном действии;
    2. сформировать у учащихся установку овладеть двигательными действиями;
    3. выполнить двигательное действие по частям;
    4. овладеть общим ритмом действия;
    5. определить типичные затруднения учащихся при выполнении двигательного действия;
    6. устранить грубые ошибки.

Рекомендуемые  методы  обучения:

  • упражнения (подводящие и имитационные физические упражнения,  разучивание двигательного действия по элементам с последующим объединением их в целостное физическое упражнение, предписывание алгоритма движений);
  • наглядности (показ двигательного действия в замедленном темпе и по элементам, демонстрация типичных ошибок, характерных-для данного упражнения обеспечения);
  • словесное воздействие (объяснение способа решения двигательной задачи,  знакомство с основными элементами техники,  инструктаж о последовательности выполнения,  постановка вопросов учащимися).

Основное внимание на этом этапе обращается на формирование правильного представления об изучаемом двигательном действии.

Третий  этап. Формирование двигательного навыка. На этом этапе необходимо сформировать способность учащегося выполнить двигательное действие с акцентом внимания на условия и результат действия.

Характерные  особенности  подготовки.

Физиологические: многократное повторное выполнение двигательного действия при наличии внутренней и внешней корректирующей информации позволяет систематически уточнять афферентный синтез, программу и акцептор действия и обратной афферентации.

Процесс возбуждения  концентрируется в соответствующих двигательных центрах;  уточняются тормозные реакции.  Специализируются условные рефлексы;  формируются двигательные дифференцировки. Движения с каждым разом все больше автоматизируются,  и устанавливается системность протекания нервных процессов. Ведущую роль в управлении движениями играет двигательный анализатор.

Психологические. В процессе уточнения структуры двигательного действия осознанными становятся его временные,  пространственные и динамические характеристики.  Расширяются возможности осознанной коррекции в реализации программы действия; уточняются двигательные представления и ощущения;  формируется установка на усвоение изучаемого двигательного действия.

Развиваются необходимые  для решения двигательной задачи волевые качества.

Педагогические. В процессе дидактического взаимодействия у учащихся формируется способность выполнить двигательное действие сравнительно легко,  как бы автоматизированно,  сосредоточив внимание лишь на результате.  Углубляется понимание его техники, осознаются и уточняются временные, пространственные и динамические характеристики,  устраняются искажения в технике исполнения.  Деятельность взаимодействующих сторон приобретает характер взаимодействия.

Цель этапа  —  сформировать умение учащихся технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в целом, с соблюдением соответствующих временных,  динамических и пространственных характеристик.

Задачи:

    1. добиться детального усвоения отдельных элементов техники в процессе целостного выполнения изучаемого двигательного действия;
    2. устранить типичные ошибки,  допускаемые учащимися при усвоении техники данного двигательного действия (указать, какие именно);
    3. обеспечить правильное выполнение двигательного действия с соблюдением его ритмических характеристик;
    4. то же, но с соблюдением характерных динамических и пространственных параметров.
 
 

Рекомендуемые  методы  обучения:

  1. многократное повторное выполнение двигательного действия в целом с акцентом внимания на детальное усвоение отдельных его элементов;
  2. то же,  но с изменением привычных при предыдущих повторных выполнениях внешних условий;
  3. выполнение более сложного варианта движения;
  4. эпизодическое выявление отдельных элементов,  фаз движений в целях их детализации;
  5. выполнение упражнения с проговариванием про себя;
  6. выполнение упражнения с проговариванием вслух (с комментариями о последовательности операций или о качестве выполнения).

Наглядные методы: фотокиноматериалы (визуальные),  чертежи, схемы, макеты, их демонстрация с акцентом внимания на отдельные элементы или изолированный показ в замедленном темпе (если это возможно) этих фаз или элементов.

Словесное воздействие (взаимоанализ учителя и учащихся, обсуждения учащимися). Срочная информация должна быть предельно конкретной,  немногословной,  но понятной.  Обычно она выражается одним словом,  к примеру: «да», «нет», «хорошо», «плохо», «выше», «ниже», «быстрее», «резче», «сильнее», «удар», «рывок», «спокойно».  Такая информация имеет ярко выраженныйиндивидуальный оттенок и нацелена на устранение неточностей.

Эту информацию можно  назвать срочной на уроках физической культуры.

Четвертый этап. На этом этапе должно быть достигнуто стабильное выполнение двигательного действия,  которое было предметом изучения в предшествующий период.  Условия,  которые сопутствовали формированию навыка выполнения данного двигательного действия, не меняются. Учащихся нацеливают на приобретение «запаса прочности»  в воспроизведении техники изучаемого движения:  выполнять его свободно и за сравнительно меньшее время,  сконцентрировав внимание в основном на ритме действия, моментах приложения основных усилий и конечном результате. Несколько увеличиваются объем и интенсивность физической нагрузки.

Информация о работе Менеджмент физической культуры