Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:12, курс лекций
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Физическая культура и спорт как социальные феномены
1.1.1 Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека. Физическая культура включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, развития спорта и достижения в нем. В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена, режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.
Сложным периодом дня студентов является экзаменационная сессия – один из вариантов стрессовой ситуации, который протекает в условиях дефицита времени. Совокупность объективных и субъективных факторов создают степень риска для организма студентов и предрасположенность к различным заболеваниям.
К факторам риска следует отнести:
Суммарное явление нескольких фактором риска приводит организм к перенапряжению и переутомлению и они являются ведущими.
4.2 Изменение состояния организма студентов
под влиянием режимов и условий нахождения организма
В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на ЦНС, ее высший отдел – головной мозг. Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительные замедления. Все эти изменения часто более выражено проявляются у студентов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу с подработкой, у студентов вечерних отделений. В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Утомлению сопутствует субъективное чувство усталости. Усталость – психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. При утомлении деятельность органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает, снижается сила памяти. Основной фактор утомления – сама учебная деятельность. Кроме этого значительную роль играют заболевания (хронические).
4.3 Работоспособность и влияние на нее различных факторов
Работоспособность – это способность человека выполнить конкретную деятельность в рамках заданных временных ритмов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические качества. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов. Эти факторы можно разделить на 3 основные группы:
Работу, требующую большой концентрации внимания , более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой, с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения.
4.4 Влияние на работоспособность
периодичности
ритмических процессов в
Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизических функций. Студентов различают с устойчивой степенью изменения работы. Студенты, отнесенные к «утреннему» типу, так называемые жаворонки. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность снижается. Это тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения студентов. Студенты «вечернего» типа – «совы» - наиболее работоспособны с 18-24 ч. Наблюдения показали, что у студентов, которые относятся к группе, в 1.5 раза чаще возникает гипертония, чем в группе вечерних. Это объясняется большим выбросом в кровь гормона адреналина, норадреналина, которые поднимают артериальное давление. Есть еще третья группа студентов – аритмики, они занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но все же они ближе к жаворонкам.
4.5 Общие закономерности изменения работоспособности студентов
в процессе обучения
Учебный день студента, как правило, не начинается с высокой продуктивности труда. Различают несколько периодов включения в работу: