Лекции по "Физическая культура"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:12, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Физическая культура и спорт как социальные феномены

1.1.1 Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека. Физическая культура включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, развития спорта и достижения в нем. В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена, режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.

Файлы: 4 файла

Зачетные вопросы.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекции Физ-ра и спорт.doc

— 658.00 Кб (Скачать)

Сложным периодом дня студентов является экзаменационная сессия – один из вариантов стрессовой ситуации, который протекает в условиях дефицита времени. Совокупность объективных и субъективных факторов создают степень риска для организма студентов и предрасположенность к различным заболеваниям.

К факторам риска следует  отнести:

  • социальные перемены;
  • большая загруженность информационным материалом;
  • нервное и умственное переутомление;
  • артериальная гипертензия (повышение кровяного давления).

Суммарное явление нескольких фактором риска приводит организм к перенапряжению и переутомлению и они являются ведущими.

 

4.2 Изменение состояния  организма студентов 

под влиянием режимов  и условий нахождения организма

В процессе умственного  труда основная нагрузка приходится на ЦНС, ее высший отдел – головной мозг. Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительные замедления. Все эти изменения часто более выражено проявляются у студентов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу с подработкой, у студентов вечерних отделений. В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Утомлению сопутствует субъективное чувство усталости. Усталость – психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. При утомлении деятельность органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает, снижается сила памяти. Основной фактор утомления – сама учебная деятельность. Кроме этого значительную роль играют заболевания (хронические).

 

 

4.3 Работоспособность  и влияние на нее различных  факторов

Работоспособность –  это способность человека выполнить  конкретную деятельность в рамках заданных временных ритмов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические качества. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов. Эти факторы можно разделить на 3 основные группы:

  • физиологического характера (состояние организма человека);
  • физического характера (температура воздуха, шум и др.);
  • психического характера (самочувствие, настроение и др.).

Работу, требующую большой  концентрации внимания , более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой, с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения.

 

4.4 Влияние  на работоспособность 

периодичности ритмических процессов в организме 

Высокая работоспособность  обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизических функций. Студентов различают с устойчивой степенью изменения работы. Студенты, отнесенные к «утреннему» типу, так называемые жаворонки. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность снижается. Это тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения студентов. Студенты «вечернего» типа – «совы» - наиболее работоспособны с 18-24 ч. Наблюдения показали, что у студентов, которые относятся к группе, в 1.5 раза чаще возникает гипертония, чем в группе вечерних. Это объясняется большим выбросом в кровь гормона адреналина, норадреналина, которые поднимают артериальное давление. Есть еще третья группа студентов – аритмики, они занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но все же они ближе к жаворонкам.

 

4.5 Общие закономерности изменения работоспособности студентов

в процессе обучения

Учебный день студента, как  правило, не начинается с высокой  продуктивности труда. Различают несколько периодов включения в работу:

  • Период врабатывания длится 10-15 минут, направлен на выработку рабочей установки.
  • Период устойчивости работоспособности длится 1.5-3 ч., организм воспринимает адекватную нагрузку.
  • Период неустойчивой компенсации, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия.<

МУ к контр.работе.doc

— 66.50 Кб (Открыть, Скачать)

Список Литературы для заочников.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Физическая культура"