Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:12, курс лекций
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Физическая культура и спорт как социальные феномены
1.1.1 Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека. Физическая культура включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, развития спорта и достижения в нем. В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена, режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.
I этап связан с самосознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть.
II этап определяет цель и программу самовоспитания, а на их основе личный план.
III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. К методам самовоздействия относят самоприказ, самовнушение, самоубеждение и т.д. Контролем является тренировочный дневник.
3.12 Значение физической культуры в становлении здорового образа жизни студентов вузов.
Рассматривая структуру жизнедеятельности студентов, необходимо обратить внимание на то, что она, как правило, характеризуется не только огромными умственными и эмоциональными перегрузками, но и очень неупорядоченной организацией: несвоевременным приёмом пищи, систематическим недосыпанием, недостаточным пребыванием на свежем воздухе, слабой двигательной активностью, отсутствием закаливающих процедур, выполнением самостоятельной учебной работы ночью, курением и др.. За годы обучения эти процессы существенно влияют на состояние здоровья студентов. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации и жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ближе к его окончанию. К завершению учёбы значительно увеличивается число студентов имеющих серьёзные отклонения в состоянии здоровья и отнесённых к специальной медицинской группе. К наиболее часто встречающимся у студентов заболеваниям относятся функциональные заболевания нервной системы, гипертонические и гипотонические состояния, заболевания органов пищеварения и дыхания. В связи с этим чрезвычайно важна оздоровительная направленность всего режима учебно-трудовой деятельности, быта и отдыха студентов, обеспечивающая поддержание высокого уровня умственной и физической работоспособности на всём периоде обучения в вузе и после его окончания, то, что называется здоровым образом жизни (ЗОЖ).
Одним из эффективных
средств физического
В настоящее время признано, что активность, жизнеспособность, творческий потенциал, а в конечном счёте и будущее любого государства связаны с физическим здоровьем его народа. Для того, чтобы человек был здоров, нужно многое: и высокий материальный уровень, и благоустроенный быт, и короткий рабочий день, и периодический отпуск, и выходные дни, и хорошие условия труда. Но необходимо ещё устранить причину для развития ряда болезней, связанных с малой подвижностью, нервным перенапряжением, нарушением обмена веществ и нерациональным питанием. В течение многих лет у нас не уделялось необходимого внимания работе по формированию физической культуры, здорового образа жизни. Большинство наших граждан до сих пор не вовлечено в систематические занятия физическими упражнениями и закаливанием.
Современный студент – это труженик, много сил отдающий интенсивному умственному труду. Он всегда должен быть предельно собран и нацелен на значительные умственные нагрузки, нередко завершающиеся перегрузками. Многие из них принимают участие в общественной деятельности. По сравнению с представителями всех других социальных групп населения, студенты располагают самым ограниченным свободным временем. Для такой напряжённой студенческой деятельности необходимо крепкое здоровье.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – сложившийся у человека способ организации учебной, производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал.
Формирование навыка ЗОЖ – цель системы физического воспитания в учебных заведениях. Обучение в вузе является завершающим этапом в ходе этого формирования. Сформировать у всех студентов одинаковый стиль ЗОЖ невозможно, да и не имеет никакого смысла. Хотя подход, связанный с выполнением единых программ по физическому воспитанию, в большинстве вузов ориентирован как раз на это. Такой подход лишь некоторым убеждённым прививает необходимые умения и навыки (обычно это студенты спортсмены). Большинство же студентов, вынужденных выполнять нагрузки и действия без желания и интереса, только отдаляются от физической культуры, а значит, и от ЗОЖ.
На наш взгляд, формирование индивидуального стиля ЗОЖ в системе физического воспитания в вузе должно проходить несколько стадий и учитывать ряд факторов.
Первая стадия: необходимо выявление вовлечённости студента в физическую культуру до поступления в вуз, его теоретической осведомлённости и физической подготовленности. Эффективность этой вовлечённости определяется тестами по физической подготовленности. Теоретическая осведомлённость определяется тестами по физической подготовленности. Теоретическая осведомлённость определяется анкетированием, беседами или опросом по темам учебной программы по физическому воспитанию. Обычно эта стадия проходит в течение 1 – 2 месяцев I – го семестра. По результатам тестирования студентов, ранее не вовлечённым в физкультурную деятельность, должны быть даны рекомендации по выбору такого вида активности, который подходит ему по физической подготовленности.
Вторая стадия: устранение недостатков и предварительный выбор студентом вида физкультурной активности.
Эта стадия важна именно свободным выбором студентом вида спорта или физкультурных занятий. Свободный выбор, с одной стороны, учитывает интересы студента, с другой – создаёт повышенную ответственность за посещение занятий.
На второй стадии следует устранить значимые отставания в уровне физического развития студентов и создать теоретическую базу знаний о физической культуре, установить влияние физкультурных занятий на жизнеспособность организма. Сложность стадии заключается в возможности предоставить каждому студенту желаемый вид и форму физической активности. Для этого нужна очень богатая материальная и кадровая база. А в случае наличия этих факторов – гибкая и стройная система организации обучения и контроля за его эффективностью. Эта стадия длится обычно до конца I курса, здесь же нужно дать студенту знания и обучить умениям применять упражнения рекреативного типа, приемлемые для избранной профессии.
Третья стадия: совершенствование физических способностей и закрепление навыков ЗОЖ. Она наиболее продолжительная – II-III курсы. В этот период совершенствуются физические качества средствами избранного вида спорта, изучаются теоретические аспекты организации и контроля самостоятельной физической активности. В систему контроля за качеством обучения на данной стадии должны включаться как показатели, стандартные для всего вуза, так и показатели, свойственные избранному виду спорта. Необходимо использовать и медико-биологический контроль.
Четвертая стадия: совершенствование и индивидуализация стиля ЗОЖ студентов.
На этой стадии /обычно последний курс/ целесообразно привить студенту навыки ведения физкультурных занятий самостоятельно /под контролем преподавателя/. Кроме того, наиболее активным и убеждённым сторонникам ЗОЖ следует освоить методы и приёмы агитационно-пропагандистской работы. Такие навыки пригодятся любому специалисту с высшим образованием, деятельность которого часто связана с управлением другими людьми. И общение, организуемое не только в сфере профессиональной деятельности, даст возможность наладить необходимый психологический климат в коллективе, повысить личный авторитет руководителя.
Для студента с
высоким уровнем развития
Путь к общекультурному развитию, а следовательно, и к здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указывать путь её преобразования, превращают знания в элементы сознания, расширяя и перерабатывая их в убеждения. А убеждения строятся не столько на логическом характере знаний, сколько на их практическом смысле.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.
Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущений своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности.
Тема 4. Психофизиологические основы
учебного труда и интеллектуальной деятельности.
Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Психофизиологическая характеристика труда – трудовые процессы ведутся в определённом направлении, планируется заранее, связаны с конкретными заданиями, выполнение которых требует определённых психофизиологических энергозатрат, соответствующих уровней мышления и умозаключений для получения конечного результата, имеющего общественное значение (обучение, самообучение, открытие, изобретение, рационализация и т.д.)
Роботоспособность – сочетание соответсвующих возможностей человека, обладающего специальными знаниями, умениями, навыками, физическими, психологическими и физиологическими качествами, совершать целенаправленные двигательные действия, формировать процессы мыслительной деятельности.
Утомление – объективное состояние организма, при котором в результате длительной напряжённой работы снижается уровень работоспособности, дальнейшие процессы деятельности характеризуются отсутствием творческих начал, преобладанием «шаблонного» мышления и т.п.
Усталость – субъективное состояние индивидуума, для которого характерны резкие кратковременные снижения уровня работоспособности; выполнение последующих трудовых актов требует волевых усилий и использования скрытых резервных возможностей организма.
Рекреация – (лат. восстановление) – широкое понятие, связанное с отдыхом, восстановлением сил, использованием природных возможностей и т.п..
Релаксация – (лат. ослабление, успокоение) – состояние покоя, расслабленности в результате снятия напряжения.
Особенности интеллектуальной
Слово «ум» служит для
Концептуальный ум – характерен для человека, способного к решению логических, математических, лингвистических задач.
Социальный ум – проявляется в межличностных отношениях, устанавливающих иерархию целей и ценностных ориентаций.
Эстетический ум – нацелен на восприятие форм, игнорируя причины и практическую значимость.
Рабочий ум – «технологический» - позволяет представить конечные результаты и технические возможности, силы, средства (включая и собственную мускульную энергию) для выполнения конкретного вида деятельности.
Суточный расход энергии при умственной работе составляет 2800-3000 ккал. По сравнению с расходом в состоянии покоя некоторые виды умственной работы требуют повышения энергозатрат: на 16% - при чтении про себя, сидя, 48% - вслух, 46% - при слушании лекций, практические, лабораторные (стоя) – 86%, чтение лекций стоя – 94%. Сердечно-сосудистая система изменяется незначительно соответственно интенсивности работы, без вмешательства эмоциональных факторов.
При обследовании 90000 студентов ФРГ
психические и
Таким образом, утомление
- резкое снижение
- изменение физиологических функций,
- изменение внешних признаков поведения.
Способность человека
4.1 Объективные
и субъективные факторы
и реакция на них организма студентов
Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, отдых. К субъективным факторам следует отнести знания, работоспособность, устойчивость, утомляемость, способность адаптироваться к социальным условиям в вузе.
Учебное время студентов в среднем составляет 52-58 ч. в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная нагрузка равна 8-9 ч. В возрасте 17-25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций (сенсорное мышление). Фактор учения, постоянной умственной работы определяет высокий тонус интеллекта студентов. Однако ход восстановительных процессов у многих студентов происходит неполноценно по причине недостаточного сна, неполноценного питания, пребывания на свежем воздухе. При этом процессы адаптации протекают на нескольких уровнях: