Лекции по "Физическая культура"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:12, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Физическая культура и спорт как социальные феномены

1.1.1 Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека. Физическая культура включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, развития спорта и достижения в нем. В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена, режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.

Файлы: 4 файла

Зачетные вопросы.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекции Физ-ра и спорт.doc

— 658.00 Кб (Скачать)

- стадии жизненного  цикла;

- адаптивных способностей  организма;

- степени его активности;

- влияние факторов  окружающей среды;

- влияние социальной  среды.

  

  • Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека
  • Сохранение здоровья находится в прямой зависимости  от уровня культуры. Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень иерархической лестнице ценностей. Можно выделить три уровня ценности здоровья:

    • биологическое – изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма;
    • социальное – здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения человека к миру;
    • психологическое здоровье – отрицание болезни в смысле ее преодоления.

     

  • Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самочувствие.
  • Здоровье человека тесно  связано с процессами воспитания и обучения. Оно проявляется в  действиях, поступках, мнениях и  суждениях людей. Отношение к  здоровью включает в себе самооценку человека своего физического и психического состояния, которая является регулятором поведения. Каждый человек хочет быть здоровым. Среди причин, побуждающим заботиться о здоровье, первое место занимает «ухудшение здоровья». Второе – «осознание необходимости этого», а затем следуют другие факторы. В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется прежде всего с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью. Это отмечено, что лица с хорошей самооценкой здоровья в случае болезни чаще обращаются к врачу, чем люди, имеющие плохую самооценку здоровья. В соответствии с этим можно выделить 2 типа ориентации к здоровью. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья. Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья. Характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами.

     

  • Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности
  • Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни  позволяет выделить среди них  условно 4 группы.

    Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения (от 69 до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее гармоничное развитие личности. Вторая группа (от 63 до 68 %) – хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа получила наименование «противоречивых» за то, что в них представлены признаки большого и небольшого значения (от 35 до 59%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (17-28%) – знание о человеческом организме, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

    Основной источник информации для студентов – занятия по физическому воспитанию – теоретическому и практическому разделу. Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 70% женщин и 50% мужчин. Женщины предпочитают не слишком продолжительные во времени занятия (менее часа), но достаточно регулярные. Мужчинам нравятся более длительные по времени занятия, но проводимые реже. Следовательно, студентам не хватает поисково-познавательной активности.

  • Содержательные характеристики составляющих
  • здорового образа жизни

    К основным составляющим здорового образа жизни относят:

    • режим труда и отдыха;
    • организацию сна;
    • режим питания;
    • организационно-двигательной активности;
    • выполнение требований санитарии, гигиены, закаливание;
    • профилактику вредных привычек;
    • культуру межличностного общения;
    • психорегуляцию организма;
    • культуру социального поведения.

    3.10.1 Режим труда  и отдыха

    Человек, который в  процессе жизни ведет целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается  к течению важных физиологических процессов. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, между процессами устанавливается взаимосвязь, которая закрепляется цепью условных рефлексов. Режим дня является нормативной основой жизнедеятельности студентов и, как правило, должен быть индивидуальным. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств. Суточный режим студента, как правило, строиться из 2 половин: 12 часов учебных занятий (6 ч. аудиторных и 4-6 ч. самостоятельных). Воскресные дни содержат 12 ч. резервных.

    3.10.2 Организация  сна

    Сон является наиболее полноценной  нормой ежедневного отдыха. Полноценный  сон длится 8 часов. При занятиях умственной деятельностью отход ко сну должен быть за 1.5 часа после ее окончания. Мало спящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5.6 ч. сна. Много спящие люди нуждаются в 9 ч. сна и даже более. Наиболее распространенное расстройство сна, когда человек мало и плохо спит, называют бессонницей. Она может быть ситуативной. Снотворные лекарства также могут негативно сказываться на самочувствии человека, если их долго принимать. Снотворные лекарства выключают механизмы сна, ломают и перекраивают его фазы.

    3.10.3 Организация режима  питания

    Культура питания играет значительную роль в формировании здорового  образа жизни студентов. Рациональное питание – это физиологически полноценный прием пищи людьми с  учетом пола, возраста. Питание должно строиться на следующих принципах:

    • достижение энергетического баланса;
    • правильное соотношение между основными пищевыми веществами;
    • сбалансированности минеральных веществ и витаминов;
    • ритмичности приема пищи.

    Пища служит источником энергии для работы всех систем организма, обновления тканей. Часть энергии идет на основной обмен, другая часть уходит на обеспечение профессиональной активности человека. У студентов в период сессии энергозатраты возрастают, возрастает также энергетическая ценность рациона. Важным аспектом культуры питания является режим питания в течение суток. Поэтому существует три точки зрения:

    • большое значение отдается завтраку;
    • равномерный прием пищи в течение дня;
    • максимальный ужин.

    К режиму питания следует  подходить индивидуально. Главное правило – полноценно питаться не менее 3-4 раза в день.

    3.10.4 Организация двигательной  активности

    Здоровый образ жизни  тесно связан с использованием физических нагрузок. У людей, которые заняты в сфере умственной, двигательная активность ограничена. Определенная часть студентов увлекается спортом, уровень достижений в котором требует от них выполнения сравнительно высоких по объему и интенсивности физических нагрузок. Существуют определенные режимы двигательной активности. Оздоровительно-развивающий режим – определяет функциональное состояние организма и минимальные границы двигательной активности. Режим индивидуально-адаптированный предостерегает от чрезмерного уровня выполнения физических нагрузок. Важный фактор оптимизации двигательной активности – самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями. Средняя двигательная активность студентов в период учебных занятий (8 мес.) составляет 8000-11000 шагов.

    У студентов-спортсменов  составляет 16000-24000 шагов. Оптимальным  двигательным режимом дня студентов  является такой, при котором мужчины  уделяют занятиям 8-12 ч. в неделю, а женщины 6-10 ч.

    3.10.5 Личная  гигиена и закаливание

    Для культурного человека обязательно знание элементарных правил гигиены. Гигиена предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов человека. Мыть тело под душем рекомендуется не реже 1 раза в 4-5 дней. Гигиена одежды спортивной требует, чтобы она была удобной, не стесняла движений, также гигиена обуви требуется чтобы она была легкой, хорошо вентилируемой, а также обеспечивала правильное положение стопы.

    Дополнительные гигиенические  средства массаж, гидромассаж, сауна. Закаливание  – важное средство профилактики. Существуют следующие виды закаливания:

    • закаливание воздухом;
    • закаливание солнцем;
    • закаливание водой.

     Приступая к закаливанию,  необходимо усвоить следующие  правила:

    • убедиться в необходимости закаливания;
    • закаливание должно быть систематическим;
    • соблюдать принцип постепенности;
    • индивидуальный подход;
    • специфика региона проживания;
    • эффективность закаливания;
    • закаливание должно быть адекватно здоровью;
    • повышение эффективности закаливания;
    • самоконтроль.

    3.10.6 Профилактика  вредных привычек

    Ведение здорового образа жизни несовместимо с вредными привычками, которые являются одним из факторов риска, и ведут к заболеванию. К числу вредных привычек относят употребление алкоголя, курение, наркотик. В употреблении алкоголя выделяют 3 группы факторов, способствующих его употреблению:

    • социально-психологический (обычаи, традиции);
    • социальный – «социальный опыт» употребления спиртного.

    Стиль жизни, связанный  с употреблением алкоголя, неизбежно  ведет к утрате социальной активности. Прием спиртного становится своеобразным сурагатом психической саморегуляции.

    Курение – одна из самых  вредных привычек и играет роль психической  защиты. Курение приводит к увеличению работы сердца, нарушению эндокринных  желез. К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Если употребление наркотиков становится систематически, то постепенно снижаются защитные реакции организма человека. Общая деградация личности наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант – даже не пробовать наркотики.

    3.10.7 Культура межличностного  общения

    Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, образцов поведения, принятых в  обществе. В настоящее время социально-психологическая  ситуация существенно обострила  проблему эмоционального общения людей. Поэтому следует применить адекватный стиль и тон общения. Важно уметь общаться в разных ситуациях – серьезная беседа предполагает одни требования, разговор на отдыхе, другие, на празднике другие; с людьми различного возраста – третьи. Культура общения опирается на такие особенности мышления, как открытость, гибкость, нестандартность плана действий. Правильность речи, правильное восприятие устного слова. Развитию культуры речи содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность.

    3.10.8 Психофизическая регуляция  организма

    Жизнь человека постоянно связана  с эмоциями. Эмоции практически связаны  со стрессовыми ситуациями. Стресс бывает положительный и отрицательный. Один из доступных способов регулирования  психического состояния – аутогенная тренировка. В основе лежит упражнение в произвольном, волевом, длительном и глубоком расслаблении мышц. В аутогенной тренировке мышечная релаксация занимает важное место при выполнении упражнения. Аутогенная тренировка имеет двойное физиологическое значение:

    • как самостоятельный фактор, уменьшающий эмоциональную напряженность;
    • как вспомогательный фактор, подготавливающий условия для переходного состояния от бодрствования ко сну.

    Аутогенная тренировка почти не имеет противопоказаний.

    3.10.9 Культура сексуального поведения

    Сексуальное поведение – один из аспектов социального поведения  человека. Социокультурные сдвиги влияют на сексуальное поведение, ритм сексуальной  активности, ее интенсивность и социальные формы. Молодежь сейчас раньше начинает половую жизнь, добрачные связи стали допустимы для обоих полов при наличии и отсутствии любви. 17-25 лет – это возраст максимальной активности половых гормонов. Сексуальная жизнь всегда была тесно связана с состоянием физического и психического здоровья. Физическая привлекательность лежит в основе полового внимания (красивая фигура, осанка, стройные ноги и др.), поэтому необходимо уделять, особенно в молодые годы, внимание культуре физической. Активная сексуальная жизнь требует соблюдать здоровый образ жизни. Сексуальная удовлетворенность повышает самоуважение и самооценку. Высокая самооценка и уверенность в собственной привлекательности важны для молодых людей.

    3.10.10 Критерии  эффективности использования здорового  образа жизни

    В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве:

    • психического здоровья;
    • хорошего самочувствия;
    • психологическая уравновешенность;
    • способность переносить последствия психологических стрессов;
    • настойчивость к достижению цели;
    • решительность;
    • уверенность в своих силах.

    Приведенное содержание критериев может быть расширено.

     

  • Физическое самовоспитание и самосовершенствование – 
  • условие здорового  образа жизни.

    Физическое самовоспитание понимается как процесс, целенаправленный на формирование культуры личности. Основными мотивами физического самовоспитания выступают требования к социальной жизни и культуры, осознание собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика. Процесс физического самовоспитания включает 3 основных этапа.

    МУ к контр.работе.doc

    — 66.50 Кб (Открыть, Скачать)

    Список Литературы для заочников.doc

    — 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

    Информация о работе Лекции по "Физическая культура"