Лекции по "Физическая культура"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:12, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Физическая культура и спорт как социальные феномены

1.1.1 Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека. Физическая культура включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, развития спорта и достижения в нем. В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена, режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.

Файлы: 4 файла

Зачетные вопросы.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекции Физ-ра и спорт.doc

— 658.00 Кб (Скачать)

Контрольный раздел обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве овладения теоретических и методических знаний и умений. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы.

Итоговый контроль (зачет, экзамен). Студент может быть допущен  к итоговой аттестации при условии  обязательных тестов, предусмотренных  в течение последнего семестра обучения. Аттестация проводиться в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:

    • Понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста.
    • Знать основы физической культуры и здорового образа жизни.
    • Иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый образ жизни.

 

Обязательные тесты  физической подготовленности студентов  основного и спортивного отделений.

 

Тесты на скорость, силу и выносливость

Оценка в очках

5

4

3

2

1

 

 

Бег 100 м

 

Подтягивание на перекладине 

(число раз)

 

Бег 3000 м (мин,с)

 

 

Бег 100 м (с)

 

Поднимание туловища из положения лежа на спине руки за головой

 

Бег 2000 м (мин)

Мужчины

13.2

 

15

 

 

 

 

 

12.00

13.6

 

12

 

 

 

12.35

14.0

 

9

 

 

 

13.10

14.3

 

7

 

 

 

13.50

14.6

 

2

 

 

 

14.30

Женщины

15.7

 

 

 

60

 

 

 

 

 

10.15

16.0

 

 

 

50

 

 

 

 

 

10.50

17.0

 

 

 

40

 

 

 

 

 

11.15

17.9

 

 

 

30

 

 

 

 

 

11.30

18.7

 

 

 

20

 

 

 

 

 

12.10


 

При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы. Освоить содержание данной дисциплины за 408 учебных часов. Для практических занятий студенты распределяются после медицинского обследования по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводиться в течение учебного года. Наполняемость групп специальное отделение 8-10 чел, основное – 12-15 человек.

В основное обучение зачисляются  студенты те, кто отнесен в основную и подготовительную группу. В специальную студенты попадают с учетом уровня их функционального состояния, пола. Студенты освобожденные от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы. В спортивное отделение зачисляются студенты, имеющие высокий уровень подготовленности в избранном виде спорта, с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований. Перевод студентов из одного учебного отделения в другое осуществляется после окончания семестра или учебного года. Перевод студента в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года. При проведении зачета студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую работу. В физическом воспитании используют разнообразные формы учебных занятий. Учебные занятия проводятся в форме:

  • Теоретических, практических, контрольных.
  • Индивидуальных, групповых занятий и консультаций.
  • Самостоятельных занятий по заданию и под контролям преподавателя.

Внеучебные занятия  организуются в форме:

  • Выполнение физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня.
  • Занятия в спортивных клубах, секциях, группах по интересам.
  • Самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом.
  • Массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Социально-биологические  основы физической культуры

Часть первая

 

2.1 Развитие организма осуществляется с момента зачатия до ухода из жизни. Это развитие называется в онтогенезе. При этом различают 2 периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения). Родившийся унаследует от родителей генетически обусловленные черты и особенности. С возрастом у человека увеличивается масса тела, рост, вес и т.д. Рост наблюдается у человека примерно до 20 лет. У девочек интенсивность роста наблюдается от 10 до 13 лет, у мальчиков 12-16 лет, стабилизируется масса тела к 20-25 годам. В последнее время в ряде стран наблюдаются процессы акселерации (ускорение). Оно связано с ускорением роста, половой зрелости, двигательных координаций и психических явлений. Юношеский возраст (16-21 год), зрелый возраст (22-60 лет), пожилой возраст (61-74 года) и старческий 75 и более. В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов, всякое отклонение ведет к немедленной мобилизации механизмов, которые восстанавливают этот уровень (процесс гомеостаза), т.е. постоянство внутренней среды организма. Постоянство поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания и др. Организм человека представляет собой сложную биологическую систему. В организме человека имеется огромное количество кислот, каждая из которых выполняет свои, присущие только ей функции.

 

2.2 Анатомно-морфологические  особенности и основные физиологические  функции организма

 

В строении тела человека имеется много общего с высшим млекопитающим, т.е. строение внутренних органов, нервной системы и т.д. Органы человека построены из тканей, ткани состоят из клеток и межклеточного вещества. Клетка обладает возбудимостью, раздражительностью участвует в обмене веществ, способна к росту, размножению, передаче генетической информации и приспособлению к условиям среды.

Межклеточное вещество – это  продукт жизнедеятельности клеток, оно состоит из основного вещества и расположенных в нем волокон  соединительной ткани. В организме  человека более 100 триллионов клеток.

Совокупность клеток и межклеточного вещества образует ткань. Различают четыре вида тканей: эпителиальную (покров, защитная функция, секреторная функция); соединительную (рыхлая, плотная, хрящевая, костная и кровь); мышечную (поперечно-полосатая, гладкая сердечная); нервную (состоит из нервных клеток, проводящих нервные импульсы). Орган – это часть целостного организма в виде комплекса тканей. В создании органа участвуют четыре вида тканей, но лишь одна из них является рабочей. Для мышц основной является мышечная, для печени – эпителиальная, для нервных образований – нервная. Совокупность органов, выполняющих общую для них функцию называют системой органов (пищеварительная, дыхательная и т.д.) и аппаратом органов (опорно-двигательный, эндокринный, вестибулярный и др.).

 

2.3 Функциональные  системы организма

2.3.1 Костная  система и ее функции

Скелет человека состоит  из 85 парных и из 36 непарных, в общей  сложности 200 костей. Скелет в переводе на русский означает высохший. Кости  по своей форме делятся на трубчатые (кости нижних конечностей), губчатые (выполняют защитную и опорную функцию - ребра, грудина и др.), плоские (кости черепа, таза, поясов конечностей) и смешанные (основание черепа).

В состав кости входят неорганические вещества. Это в основном фосфор и кальций (65-70% сухой кости). Органические (30-35%) – это клетки кости. Упругость кости зависит от количества органических веществ. На рост кости влияет окружающая среда, условия жизни, питание. Недостаток витаминов С, D, кальция или фосфора нарушает рост костей. Под действием физических упражнений к утолщению костей. Правильная физическая нагрузка способствует замедлению процесса старения костей.

Скелет человека состоит  из позвоночника, черепа, грудной клетки, поясов конечностей и скелета  свободных конечностей.

Позвоночник состоит  из 33-34 позвонков, имеет 5 отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5), копчиковый (4-5). Основная функция позвоночного столба – совершать  сгибание вперед и назад, вращательная т.д.

Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и грудной костью (грудиной). Она защищает внутренние органы, грудная клетка может изменяться в процессе дыхания.

Череп защищает мозг и  центры органов чувств. Он состоит  из 20 парных и непарных костей. Скелет верхней конечности образован плечевым поясом, состоит из 2 лопаток, 2 ключиц, плеча, предплечья и кисти. Скелет кости состоит из 3 костей , расположенных в два ряда. Скелет нижних конечностей образован тазовым поясом (2 тазовых костей и крестец) и скелетом свободной нижней конечности, который состоит из 3 основных отделов бедра (бедральная кость), голени (большая и малая берцовые кости) и стопы. Все кости соединены посредством суставов, связок и сухожилий. Главная функция суставов – осуществление движений.

2.3.2 Мышечная система и ее функции

Существует 2 вида мускулатуры: гладкая (непроизвольная) и поперечно-полосатая (произвольная). Гладкие мышцы находятся  в стенках позвоночных сосудов  и некоторых внутренних органах. Основная функция – расширение сосудов, продвигают пищу, сокращают стенки мочевого пузыря. Поперечно-полосатые мышцы – скелетные мышцы, которые обеспечивают разнообразные движения. Основа мышц – белки, составляющие 80-85% мышечной ткани. Главное свойство мышц – сократимость. К мышца подходят и отходят многочисленные нервные волокна (рефлекторные дуги). Двигательные нервные волокна передают импульсы от головного и спинного мозга, приводящие мышцы в рабочее состояние, чувствительные волокна передают импульсы в обратном направлении. Скелетные мышцы крепятся к костям скелета и при сокращении приводят в  движение отдельные звенья скелета.  Основная функция – фиксация тела, движение при беге, ходьбе, жевании, глотании и т.д. Всего в организме человека насчитывается  около  600 мышц. Скелетные мышцы снаружи покрыты плотной соединительной тканью. В каждой мышце различают активную часть (тело мышцы) и пассивную (сухожилия). Мышцы делятся на длинные, короткие и широкие. Сила мышц определяется весом груза, которые она может поднять на определенную высоту и удерживать максимально при возбуждении, не изменяя своей длины. Силы мышц зависят от суммы сил мышечных волокон, их сократительной способности. Сократительная способность характеризуется ее абсолютной силой на см2 поперечного сечения мышечных волокон. В среднем у человека сила икроножной мышцы ~ 6.24, разгибательный 9.0: трехглавой мышцы плеча – 16 кг. Центральная нервная система регулирует силу сокращения. Мышцы пронизаны разветвленной сетью кровеносных сосудов. Красные мышечные волокна обладают более густой сетью кровеносных сосудов, чем белые. Они имеют большой запас гликогена и липидов. Красные волока содержат от 3-5 капилляров и это создает активное кровообращение и высокий уровень активных процессов (динамическая работа). Белые мышечные волокна толще и сильнее красных волокон, они быстро сокращаются, но не способны к длительному напряжению (статическая работа). Функции мышц регулируются различными отделами ЦНС, которые во многом определяют характер их разносторонней активности. Сокращение и напряжение мышц осуществляется за счет энергии, освобождающейся при химических превращениях. Химические превращения в мышце протекают как при наличии кислорода (в аэробных условиях), так и его отсутствии (в анаэробных условиях). Первичным источником служит (НТФ) аденозинтрифосфорной кислоты, которая расщепляется на АДФ (аденозиндифосфорную) кислоту. При этом из каждой грамм-молекулы АТФ освобождается до 10.000 кал. АДФ далее деформируется в адениловую кислоту. Распад АТФ стимулирует белковый фермент актимиозин. АТФ воздействует на данный фермент. Запасы АТФ в организме человека не велики, и им необходим непрерывный ресинтез АТФ. Это происходит за счет энергии при работе в анаэробной фазе при распаде на креатинфосфат (КРФ) на креатин (КР). С помощью (КРФ) фосфатная группа переноситься на АДФ (в течение тысячных долей секунды). При истощении КРФ, ресинтез осуществляется за счет гликогена и глюкозы, т.е. является окислительным процессом.

Таким образом конечный процесс, обеспечивающий все энергетические расходы мышцы – процесс окисления. Длительная работа мышц возможна только при наличии кислорода, а также содержание веществ, способных отдавать энергию, в анаэробных условиях постепенно падает. При этом накапливается молочная кислота, сдвиг реакции в кислую сторону нарушает ферментные реакции и может привести к снижению работоспособности мышц. Подобные случаи возникают при работе максимальной, субмаксимальной, большой (мощности). При развитии гипоксии (нехватке кислорода) не полностью восстанавливается АТФ, возникает кислородный долг и накапливается молочная кислота. При интенсивной работе увеличивается потребление кислорода, т.е. то количество кислорода, которое необходимо для обеспечения выполняемой работы называют кислородным запросом. При окончании интенсивной работы потребление кислорода снижается. При этом выделяют 2 компонента (алактатный) – быстрый, (лактатный) – медленный.

2.3.3 Физиологические  системы организма

В организме человека существуют следующие физиологические  системы (костная система, мышечная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, нервная, система крови и др.).

Кровь представляет собой  жидкую ткань, которая циркулирует  в кровеносной системе и обеспечивает жизнедеятельность клеток и тканей организма в качестве физиологической  системы. Она состоит из плазмы и  ферментных элементов:

эритроцитов – красные  кровяные клетки, заполненные гемоглобином, который способен образовать соединение с кислородом и транспортировать его из легких к тканям, а из тканей переносить углекислый газ к легким, таким образом осуществляет дыхательную функцию. Продолжительность жизни в организме 100-120 дней. В 1 мл крови содержится 4.5 –5 млн. эритроцитов. У спортсменов достигает 6 млн. и более.

Лейкоциты белые кровяные тельца, выполняют защитную функцию, уничтожая кислородные тела. В 1 мл – 6-8 тыс.

Тромбоциты участвуют  в свертывании крови, в 1 мл – от 100-300 тыс.

Постоянство крови поддерживается химическими механизмами самой  крови и контролируются регуляторными  механизмами ЦНС. Лимфа крови  выполняет следующие функции: возвращает белки из межтканевого пространства в кровь, доставляет жиры к клеткам тканей, а также участвует в обмене веществ и удаляет болезнетворные микроорганизмы. Общее количество крови составляет 7-8% массы тела, в покое 40-50%.

Потеря 1/3  крови опасна для жизни человека. Различают 4 группы крови (I-II-III-IV).

Сердечно-сосудистая система

Сердечно-сосудистая система  состоит из большого и малого круга  кровообращения. Левая половина сердца обслуживает большой круг кровообращения, правая – малый. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка сердца, проходит через ткани всех органов и возвращается в правый желудочек. Откуда начинается малый круг кровообращения, который проходит через легкие, где венозная кровь, отдавая углекислый газ и насыщается кислородом, превращается в артериальную и направляется в левое предсердие. Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек и от туда вновь в большой круг кровообращения. Деятельность сердца заключается в ритмичной смене сердечных циклов, которые состоят из трех фаз: сокращение предсердия, желудочков и общего расслабления.

МУ к контр.работе.doc

— 66.50 Кб (Открыть, Скачать)

Список Литературы для заочников.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Физическая культура"