Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:12, курс лекций
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Физическая культура и спорт как социальные феномены
1.1.1 Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека. Физическая культура включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, развития спорта и достижения в нем. В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена, режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.
Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования
(по учебной дисциплине физическая культура)
г. Ростов-на-Дону
2004 г.
Первый год обучения (обязательная тематика)
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
1.1.1 Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура – часть
общей культуры общества и совершенствования
человека. Физическая культура включает:
систему физического
К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение.
К вторым можно отнести информацию, искусство, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и жизни.
1.1.2 Спорт – явление культурной жизни
Спорт представляет собой многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент культуры общества, является одним из средств и методов всестороннего гармоничного развития человека, укрепление здоровья, подготовки к труду и обороне, состоящие из упражнений и соревнований. Основная цель спорта – достижение высоких спортивных результатов и побед в спортивных соревнованиях. (Более подробно этот вопрос рассматривается в теме 7).
1.1.3 Компоненты физической культуры
Физическое воспитание – организованный процесс воздействия на человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы. С целью формирования у него физических качеств и приобретение им таких умений и навыков, которые отвечают требованиям данного общества и интересам личности.
Физическое развитие – под физическим развитием понимают процесс становления и изменения форм функций организма человека, которые совершенствуются под влиянием условий жизни, в частности управляемо. С помощью физических упражнений, а также видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха, можно изменять морфологические и функциональные свойства организма человека в процессе жизни. Процесс физического развития связан с процессом онтогенеза человека и подчиняется ступенчатому развитию, т.е. процесс становления и роста человека, наивысшего его развития, а также старение.
Здоровье человека является ведущим фактором и определяет не только гармоничное развитие человека, но и его профессиональную деятельность. Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются необходимые предпосылки для успешного овладения той или иной профессией (подробнее этот вопрос будет рассматриваться в теме 10,11).
Оздоровительно-
Она связана с использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний, восстановления функций организма человека. Ее разновидностью является лечебная физическая культура. При этом используются средства физической культуры (бег, ходьба и т.д.), в зависимости от характера заболеваний. Лечебную физическую культуру используют в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий».
Фоновые виды физической культуры
К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в режим повседневного быта (утренняя гимнастика, физические упражнения, прогулки). Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы, закаливание, гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания, гигиена тела, одежды, обуви, отказ от вредных привычек).
Профессионально-прикладная
направленность физического воспитания
в высшей школе – включение
в процесс физического
1.2.1 Физическая культура студента
В степени овладения ценностями физической культуры студента в вузе можно разделить на три этапа познавательной деятельности: теоретические, методические, практические знания.
Теоретические охватывают историю развития физической культуры. Методическое знание обеспечивает как использовать теоретические знания на практике. Практические знания характеризуют прежде всего как эффективно использовать физические упражнения. Знания необходимы для самопознания личности в процессе обучения. (Схема 1.1 структура физической культуры личности).
1.2.2 Физическая
культура и спорт как средства
сохранения и укрепления
Используя физические упражнения,
в процессе жизни человек
Физическое совершенство представляет собой исторически обусловленный процесс развития людей, обеспечивающих высокую дееспособность, нормальное протекание жизненно важных функций и долголетия. Физкультурно-спортивная дееспособность, в которую включаются студенты – является одним из эффективных механизмов отражения общественных и личных интересов.
Физическая культура личности проявляется в трех основных направлениях.
Во-первых, - определяет способность к саморазвитию, самосовершенствованию.
Во-вторых, - использование
средств физического
В-третьих, - отражает творчество личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
1.2.3 Профессиональная
направленность физического
Профессиональная
Пред номинальный уровень – складывается стихийно. Это проявляется неудовлетворенностью предлагаемой учебной программой, а также внеучебной деятельностью. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень физического развития может быть различным.
Номинальный уровень - прежде всего, использование средств физической культуры под влиянием товарищей по учебной группе, досугу. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится только в укреплении здоровья. Некоторые студенты принимают участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности по просьбе педагога. Уровень здоровья таких студентов имеет широкий диапазон.
По окончанию вуза они не проявляют инициативы в своем здоровье, физическом состоянии.
Потенциальный уровень – это прежде осознанное отношение студентов к физической культуре и самосовершенствование. Овладение необходимыми умениями и навыками, которые позволяют правильно выполнить физические упражнения. Познавательная деятельность проявляется в сфере спортивных зрелищ и интересом в освоении научно популярной литературы.
Направленность на себя – проявляется в эмоциональном общении и самовыражению в процессе занятий. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении извне (педагоги, деканат). По окончанию вуза проявляют физкультурно-спортивную деятельность, когда попадают в благоприятную среду.
Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностях физической культуры. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют навыками и умениями физического совершенствования. По окончанию вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.
Границы уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.
1.2.4 Организационно-правовые основы физической культуры
Высокая значимость физической
культуры потребовала создать для
этой сферы жизнедеятельности
В физическом воспитании населения принимают участие учреждения дополнительного образования: спортивные школы, секции, клубы и т.д.
Органы управления здравоохранения используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физическими упражнениями, создают пункты оздоровления и реабилитации средствами физической культуры, врачебно-физкультурные диспансеры.
Работники физической
культуры обязаны соблюдать
1.3 Физическая культура в высшем учебном заведении
В соответствии с государственным образовательным стандартом физическая культура с 1994г. представлена, как обязательный компонент гуманитарного образовательного цикла.
1.3.1 Гуманитарная значимость физической культуры
Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса. Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленный на освоение природных сил студентов к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств.
1.3.2 Ценностные
ориентации в отношении
Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве удовлетворения их потребностей.
В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть направлены на:
1.3.3 Основы
организации физического
Физическая культура в вузе выполняет следующие функции:
При изучении дисциплины «физической культуры» программы вузов должны основываться на государственном стандарте.
Чтобы достичь цели физического воспитания – нужно решать следующие задачи: воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные:
Обязательный минимум дисциплины «физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала.
Теоретический материал
формирует систему научно-
Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый обеспечивает овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности. Второй – помогает приобрести опыт творческой и практической деятельности в спорте.