Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:12, курс лекций
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Физическая культура и спорт как социальные феномены
1.1.1 Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека. Физическая культура включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, развития спорта и достижения в нем. В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена, режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.
Выполнение движений
связано с непрерывным
2.14.3 Длительная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды
В процессе жизни постоянно возникают ситуации, когда человек, будучи подготовлен к существованию в одних условиях, должен готовить себя к деятельности в других. При этом проблема адаптации связана с тем, что физиологические и биологические вопросы сопоставляются с социальными проблемами развитие человека и общества. Механизм адаптации впервые описал канадский ученый Гане Селье. Животный мир адаптировался к смене сезонов – времени года, которые включают изменения освещенности, температуры, влажности и т.д. Человек может мигрировать, оказываться в горных или равнинных условиях, в условиях жары и холода, индивидуального комфорта и цивилизации. В области спорта описал это явление русский физиолог А.В. Коробков, он выделял несколько таких фаз: начальное, переходное, устойчивое, дезадаптация, повторная адаптация.
2.14.4 Краткая характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями
Выполнение физических упражнений, которые связаны с соревновательной деятельностью человека, характеризуются изменением многих функций организма человека. В результате выполнения соревновательного упражнения возникает. Предстартовое состояние за несколько часов и даже суток до начала запланированной мышечной деятельности. Физиологическими исследованиями выявлено три разновидности предстартовых состояний.
- Боевая готовность (оптимальный и желаемый результат).
- Предстартовая лихорадка
характеризуется резко
-Предстартовая апатия
– преобладают тормозные
Проявление предстартовых реакций связано с уровнем тренированности и вполне может быть регулируемо.
Разминка состоит из общей и специальной частей. Первая способствует созданию оптимальной возбудимости ЦНС. Вторая часть направлена на подготовку двигательного аппарата человека на выполнение того или иного соревновательного упражнения. В среднем разминка продолжается 10-20 минут.
Врабатывание – это
постепенное повышение
При ложном устойчивом состоянии деятельность дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы приближается к уровню, необходимому для обеспечения работы, но несмотря на это, кислородная потребность полностью не удовлетворяется и постепенно нарастает кислородный долг. Данная работа не может продолжаться более 20-30 мин. Происходит временное снижение работоспособности, называемое «мертвой точкой», состояние организма после ее преодоления называют «вторым дыханием». Эти два компонента характерны для работы циклического характера большой и умеренной мощности.
2.14.5 Адаптация
к нарушению биологических
Все органы и функции организма имеют свой собственный ритм протекания процессов жизнедеятельности. Синхронность ритмов во внешней среде и внутри организма, правильно составленный распорядок дня. Несогласованность биоритмов приводит к болезненным изменениям в организме. У студенческой молодежи рассогласованность ритмов наблюдается в период экзаменационной сессии. Уровень адаптации у тренированных студентов выше. К процессам адаптации организм человека перестраивается в течение 2-10 дней, у нетренированных – в течение месяца.
2.14.6 Внимание
в условиях дефицита времени,
эмоционального напряжения, стресса.
Его сосредоточение и
С биологической и психологической точек зрения у студентов имеются возможности работать по 10-12 часов в сутки при условии соблюдения режима сна, питания, двигательной активности и отдыха.
К основным факторам, вызывающим переутомление, снижающим внимание, восприятие, память и т.д., относятся плохая организация учебного процесса, неритмичность работы, отсутствие отдыха, недостаточная двигательная активность.
2.14.7 Работа в замкнутом пространстве
Работа в горах, под водой, на шахтах, в любом замкнутом пространстве, в том числе и помещении происходит в условиях гипоксии. Это приводит к снижению работоспособности.
Физическая тренировка на выносливость повышает уровень работоспособности в условиях гипоксии. Повышается уровень эритроцитов в крови, повышение функциональных систем.
2.14.8 Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату
При изменении микроклимата или резко меняющихся погодных условий в организме человека заметно изменяются процессы жизнедеятельности.
Похолодание сильно влияет на обмен веществ, поэтому должно быть увеличено количество липидов. Питание должно быть белково-липидным. При жарком климате предъявляются большие требования к механизму теплоотдачи. Физическая тренировка и закаливание повышают устойчивость организма человека к резко меняющимся условиям внешней среды.
2.14.9 Устойчивость к вибрации, укачивание, невесомости.
Физическая подготовленность приобретает большое значение при необходимости адаптироваться к вибрации и укачиванию, которые могут существенно снижать производительность труда и даже приводить к полной потери работоспособности. Под действием вибрации развивается вибрационная болезнь, когда снижается острота зрения, болевая чувствительность, поражаются кровеносные сосуды. Эффективным средством служат производственная гимнастика, упорядоченный режим труда и отдыха. К физическим упражнениям для тренировки вестибулярного аппарата относятся акробатические упражнения, упражнения на специальных тренажерах.
2.14.10 Повышение устойчивости организма к воздействию радиации
В настоящее время увеличивается интенсификация ядерного оружия и развития атомной энергетики. В связи с этим весьма важен вопрос о возможности повысить стойкость организма человека к действию проникающей радиации. Дозы облучения, близкие к смертельным по разному влияют на тренированных и нетренированных животных, в 2-3 раза чаще выживали крысы, которые до облучения получали регулярные физические нагрузки.
Применительно к людям медицинские наблюдения дали следующие результаты: у тренированных людей, работающих в производстве, состав крови гораздо лучше, чем у нетренированных. Можно сделать вывод, что при не смертельных дозах лучевое поражение физически тренированных людей будет относительно более легким, выздоровление пойдет быстрее, работоспособность восстановиться раньше.
Тема 3. Основы здорового образа жизни студента.
Роль физической культуры в обеспечении здоровья.
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма. Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом:
Понятие «здоровье» можно определить следующим образом: «здоровье» - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Наиболее широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Происхождение болезни имеет два источника: состояние человеческого организма, т.е. «внутренние», и внешние причины, воздействующие на него. Следовательно для предупреждения болезней, повышения устойчивости организма есть 2 способа: первый способ мало надежен. Человеку, живущему в обществе, практически невозможно устранить все внешние факторы болезни. Второй способ более результативен. Он заключается в способности адаптироваться к условиям внешней среды и является одним из факторов оценки здоровья человека.
в различных сферах жизнедеятельности
Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. Наивысшая работоспособность наблюдается в следующих группах 30-39 и 40-49 лет. С 50 лет наблюдается снижение трудовой активности, в котором ведущую роль занимает фактор здоровья. Уровень здоровья и физического развития – одно из важнейших условий качества рабочей силы. Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и общества в целом.
Укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Это проявляется в доли бюджета личности, которая на них тратится; в том на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Одни студенты используют свободное время для чтения, другие – для занятия физическими упражнениями, третьи – на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться. Образ жизни студенту нельзя навязывать извне. Личность имеет право выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Выражением регуляции личности в жизнедеятельности является стиль жизни. Это поведенческая система, которая характеризует постоянство составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, достижение целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Современная жизнь студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичности организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). Поскольку процесс обучения в вузе длится 5-6 лет, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его должны определять многие составляющие образа жизни, среди которых важное место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями.
В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой. Здоровый образ жизни отражает процессы самоорганизации и самодисциплины. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, отказа от вредных привычек, культура поведения в коллективе, досуг.
Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая выражается в том, какие ценности им производятся. Важно не только, как студент живет, но и о, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Такой образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие. Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится.
На здоровье современного человека воздействует ряд факторов окружающей среды (климат, погода, экология). Биометрология – наука, которая занимается изучением зависимости самочувствия от погоды, разработала своеобразный «календарь» болезней, характерных для средних географических широт. Зимой в основном обмен понижен и это связано с эндокринной системой; весной и осенью повышен, что сказывается на неустойчивости настроения. На самочувствие человека влияние оказываются изменения электромагнитного поля. Обостряются заболевания ЧЕС и нервной системы, наблюдается утомляемость, ухудшается сон. Экологическая обстановка влияет на здоровье человека. Организм отвечает различными расстройствами на вредные воздействия физических излучений. Адаптационные особенности человека зависят от типа нервной системы человека. Слабый тип (меланхолический) приспосабливается труднее и часто подвержен серьезным срывам. Сильный, подвижный тип (сангвинистический) психологически легче приспосабливается к новым условиям. Исследования показали, что у людей, занимающихся активной двигательной деятельностью устойчивость организма выше.
Физическое и психологическое здоровье необходимо рассматривать в динамике, которая изменяется в процессе жизни человека. Здоровье зависит от наследственности и возрастных изменений. Период раннего развития (до 6-8 лет) формирует потенциальную способность к сопротивлению вредным факторам и постоянно совершенствуется. Уровень здоровья человека зависит:
- от гигиенического «фона»;