Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:19, курсовая работа
В своей курсовой работе я хочу выяснить, какой же по своей природе является финансово-правовая ответственность, какими отраслями права регулируются бюджетные, налоговые и иные связанные с ними финансовые отношения, а также какие санкции следуют за нарушение финансового законодательства.
Введение………………………………………………………………………………….. 3
2. Бюджетно-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности…………………………………………………………………………..5
2.1. Предупредительные, компенсационные и карательные меры…………………8
3. Налогово-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности………………………………………………………………………….11
3.1. Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства………………………………………………………………………...13
3.2. Санкции за нарушение налогового законодательства………………………....14
3.3. Перечень налоговых правонарушений…………………………………………15
4. Административная ответственность в финансовом праве………………………...19
4.1. Понятие административной ответственности…………………………………19
4.2. Санкции в административном праве за нарушение финансового законодательства……………………………………………………………………...21
5. Уголовная ответственность в финансовом праве…………………………………..23
5.1. Понятие уголовной ответственности………………………………………...…23
5.2. Санкции в уголовном праве за нарушение финансового законодательства....25
Заключение………………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………
3. Налогово-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности.
Актуальность рассмотрения института юридической ответственности в налоговом праве обусловлена прежде всего тем, что налог, являясь принудительным изъятием денежных средств в форме обязательных, безвозмездных и безвозвратных платежей в бюджет соответствующего уровня, взимаемых с юридических и физических лиц в строго определенных размерах и в установленные сроки на основании федеральных законов в области налогообложения и актов законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также по решениям органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, на современном этапе реформирования экономических отношения выступает одним из важных методов внешнеэкономического регулирования экономики государства.
Налоговая ответственность, наступающая в результате совершения налогового правонарушения, обладает рядом общих признаков, характерных для любого из видов юридической ответственности: она является средством охраны правопорядка; состоит в применении мер государственного принуждения; наступает за нарушение правовых норм; наступает на основе норм права; является следствием виновного деяния; заключается в применении санкций и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые нарушитель должен претерпеть; реализуется в соответствующих процессуальных формах.
Вместе с тем налоговая ответственность характеризуется и рядом специфических черт, которые можно свести к следующему:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
В соответствии с налоговым законодательством должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о налогах и сборах, привлекаются в установленном порядке помимо налоговой к административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности.
3.1. Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства.
Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется в случае нарушения работником организации трудовой или служебной дисциплины. Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляет администрация в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. В сфере налогообложения вопрос о дисциплинарной ответственности наиболее актуален в отношении сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и налоговой полиции, которые являются государственными служащими.
Ответственность государственного служащего предусмотрена Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которым за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей на него могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Государственный служащий может быть временно, до одного месяца, отстранен от исполнения своих обязанностей.
Дисциплинарным проступком сотрудников налоговых, таможенных органов и налоговой полиции является разглашение коммерческой, банковской, налоговой тайны, халатное отношение к своим обязанностям по учету налогоплательщиков, а также деяния, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан, и др.
Если неправомерными действиями государственных служащих наносится ущерб интересам и правам физических или юридических лиц, потерпевшие могут потребовать возмещения возникшего материального или морального вреда в установленном российским законодательством порядке. Так, в частности, Законом «О Государственной налоговой службе» предусмотрена материальная ответственность должностных лиц государственных налоговых инспекций за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей.
3.2. Санкции за нарушение налогового законодательства.
В случае привлечения лица к налоговой ответственности на него налагаются санкции, под которыми понимаются меры ответственности за совершение налогового правонарушения. Они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в указанных в налоговом законодательстве размерах за конкретные виды нарушений.
При наличии одного из обстоятельств, смягчающих ответственность, размер штрафа должен быть сокращен не менее чем в два раза по сравнению с указанным в законодательстве за совершение конкретного нарушения.
Наличие отягчающего ответственность обстоятельства означает увеличение размера штрафа на 100 процентов.
Совершение двух и более налоговых правонарушений одним лицом не влечет поглощения менее строгой санкции более строгой, поэтому штраф взыскивается за каждое правонарушение.
Сумма штрафа взыскивается только после перечисления в полном объеме самой суммы задолженности и соответствующих пеней.
Налоговые санкции взыскиваются только в судебном порядке и налоговым органам предоставлена возможность обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Если отказано в возбуждении уголовного дела или оно прекращено, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
3.3. Перечень налоговых правонарушений.
В Налоговом кодексе РФ (далее НК РФ) впервые установлен систематизированный перечень налоговых правонарушений, за совершение которых предусмотрена налоговая ответственность.
1.) Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ). Если налогоплательщик не встал на учет в налоговом органе в установленные законом сроки, с него взыскивается штраф в размере пяти тысяч рублей. Если налогоплательщик просрочил срок подачи заявления о постановке на учет более чем на 90 дней, с него взыскивается штраф в размере 10 тысяч рублей.
2.) Под уклонением от постановки на учет (ст. 117 НК РФ) понимается совершение организацией или гражданином-предпринимателем своей деятельности без постановки на учет в налоговом органе, что ведет к взысканию штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение названного периода времени, но не менее 20 тысяч рублей. То же деяние, совершаемое более трех месяцев подряд, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в данный период.
3.) Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 Н К РФ) наказывается взысканием штрафа в размере пяти тысяч рублей.
4.)Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ) в период до 180 дней со дня наступления даты представления налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более тридцати процентов от указанной суммы и не менее ста рублей.
Непредставление декларации в течение более 180 дней по истечении срока представления названной декларации влечет взыскание штрафа в размере тридцати процентов суммы налога, подлежащего уплате, и 10 процентов суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 дня.
5.) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 Н К РФ). Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения законодатель понимает отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Если данное грубое нарушение было совершено в течение одного налогового периода, это влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Если эти грубые нарушения были совершены в течение одного налогового периода, они наказываются штрафом в размере пятнадцати тысяч рублей.
Если те же деяния повлекли занижение дохода, взимается штраф в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.
6.) Неуплата или неполная уплата суммы налога (ст. 122 Н К РФ). Если выездная налоговая проверка налогового органа выявила, что в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода налог не был уплачен или был уплачен не полностью, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Если те же действия были совершены умышленно, это влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.
7.)Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
8.) Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента (ст. 124 НК РФ) влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
9.) Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ), влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
10.) Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Если непредставление сведений выразилось в отказе представить требуемые документы или иным образом организация уклонилась от представления документов либо документы были представлены с заведомо недостоверными сведениями, взыскивается штраф в размере пяти тысяч рублей. Те же деяния, совершенные физическим лицом, наказываются штрафом в размере 500 рублей.
К налоговым правонарушениям относятся противоправные деяния, совершенные не только налогоплательщиками, но и иными лицами. К такого рода правонарушениям отнесены следующие:
1.) Ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ) наступает в следующих случаях: а) неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, - влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей; б) неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний - влекут штраф в размере трех тысяч рублей.
2.) Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 Н К РФ) влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей и одной тысячи рублей соответственно.
3.)Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ), если это деяние не содержит признаков правонарушения, предусмотренного ст. 126 Налогового кодекса РФ, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей. За повторные деяния налагается штраф в размере 5000 рублей.
4.) Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ) заключается в открытии банком счета налогоплательщику без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также в открытии счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.
5.) Нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК РФ) влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.
6.) Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 134 НК РФ). В качестве меры обеспечения выполнения налогоплательщиком своих обязанностей законодатель предоставляет налоговому органу право приостанавливать операции по счетам налогоплательщика или налогового агента. В случае неисполнения банком подобного решения налогового органа налагается штраф в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика или налогового агента другим лицам, но не более суммы задолженности.
Информация о работе Виды ответственности за нарушение финансового законодательства