Виды ответственности за нарушение финансового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я хочу выяснить, какой же по своей природе является финансово-правовая ответственность, какими отраслями права регулируются бюджетные, налоговые и иные связанные с ними финансовые отношения, а также какие санкции следуют за нарушение финансового законодательства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….. 3
2. Бюджетно-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности…………………………………………………………………………..5
2.1. Предупредительные, компенсационные и карательные меры…………………8
3. Налогово-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности………………………………………………………………………….11
3.1. Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства………………………………………………………………………...13
3.2. Санкции за нарушение налогового законодательства………………………....14
3.3. Перечень налоговых правонарушений…………………………………………15
4. Административная ответственность в финансовом праве………………………...19
4.1. Понятие административной ответственности…………………………………19
4.2. Санкции в административном праве за нарушение финансового законодательства……………………………………………………………………...21
5. Уголовная ответственность в финансовом праве…………………………………..23
5.1. Понятие уголовной ответственности………………………………………...…23
5.2. Санкции в уголовном праве за нарушение финансового законодательства....25
Заключение………………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая-Виды ответственности за нарушение финансового законодательства.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Налогово-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности.

Актуальность рассмотрения института юридической ответственности в налоговом праве обусловлена прежде всего тем, что налог, являясь принудительным изъятием денежных средств в форме обязательных, безвозмездных и безвозвратных платежей в бюджет соответствующего уровня, взимаемых с юридических и физических лиц в строго определенных размерах и в установленные сроки на основании федеральных законов в области налогообложения и актов законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также по решениям органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, на современном этапе реформирования экономических отношения выступает одним из важных методов внешнеэкономического регулирования экономики государства.

  Налоговая ответственность, наступающая в результате совершения налого­вого правонарушения, обладает рядом общих признаков, характерных для любо­го из видов юридической ответственности: она является средством охраны пра­вопорядка; состоит в применении мер государственного принуждения; наступает за нарушение правовых норм; наступает на основе норм права; явля­ется следствием виновного деяния; заключается в применении санкций и связа­на с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые нарушитель должен претерпеть; реализуется в соответствующих про­цессуальных формах.

Вместе с тем налоговая ответственность характеризуется и рядом специфи­ческих черт, которые можно свести к следующему:

1.                               Основанием налоговой ответ­ственности является налоговое правонарушение;

2.                               Наступление ответственности урегулировано нормами налогового права;

3.                               Ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкции (штрафы, пеня);

4.                              Законо­дательство предусматривает особый порядок привлечения к ответственности, предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации;

5.                              Субъектами данной ответственности являются налогоплательщики и иные обязанные лица;

6.                              К ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах привлека­ются налоговые, таможенные органы, органы налоговой полиции и их должно­стные лица.

В соответствии с налоговым законодательством должностные лица и граж­дане, виновные в нарушении законодательства о налогах и сборах, привлека­ются в установленном порядке помимо налоговой к административной, уго­ловной, дисциплинарной и материальной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства.

 

Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательст­ва применяется в случае нарушения работником организации трудовой или слу­жебной дисциплины. Привлечение к дисциплинарной ответственности осуще­ствляет администрация в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. В сфере налогообложения вопрос о дисциплинарной ответственности наиболее актуален в отношении сотрудников налоговых, таможенных орга­нов, органов государственных внебюджетных фондов и налоговой полиции, ко­торые являются государственными служащими.

Ответственность государственного служащего предусмотрена Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которым за неисполнение или ненадлежащее ис­полнение государственным служащим возложенных на него обязанностей на него могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответст­вии, увольнение. Государственный служащий может быть временно, до одного месяца, отстранен от исполнения своих обязанностей.

Дисциплинарным проступком сотрудников налоговых, таможенных орга­нов и налоговой полиции является разглашение коммерческой, банковской, налоговой тайны, халатное отношение к своим обязанностям по учету нало­гоплательщиков, а также деяния, ведущие к нарушению прав и законных ин­тересов граждан, и др.

Если неправомерными действиями государственных служащих наносится ущерб интересам и правам физических или юридических лиц, потерпевшие мо­гут потребовать возмещения возникшего материального или морального вреда в установленном российским законодательством порядке. Так, в частности, Зако­ном «О Государственной налоговой службе» предусмотрена материальная ответ­ственность должностных лиц государственных налоговых инспекций за невы­полнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей.

3.2. Санкции за нарушение налогового законодательства.

 

В случае привлечения лица к налоговой ответственности на него налага­ются санкции, под которыми понимаются меры ответственности за соверше­ние налогового правонарушения. Они устанавливаются и применяются в ви­де денежных взысканий (штрафов) в указанных в налоговом законодательстве размерах за конкретные виды нарушений.

При наличии одного из обстоятельств, смягчающих ответственность, размер штрафа должен быть сокращен не менее чем в два раза по сравнению с указан­ным в законодательстве за совершение конкретного нарушения.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства означает увеличе­ние размера штрафа на 100 процентов.

Совершение двух и более налоговых правонарушений одним лицом не вле­чет поглощения менее строгой санкции более строгой, поэтому штраф взыски­вается за каждое правонарушение.

Сумма штрафа взыскивается только после перечисления в полном объеме самой суммы задолженности и соответствующих пеней.

Налоговые санкции взыскиваются только в судебном порядке и налого­вым органам предоставлена возможность обратиться в суд с иском о взыска­нии налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения нало­гового правонарушения и составления соответствующего акта.

Если отказано в возбуждении уголовного дела или оно прекращено, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисля­ется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбужде­нии или о прекращении уголовного дела.

 

 

 

 

3.3. Перечень налоговых правонарушений.

В Налоговом кодексе РФ (далее НК РФ) впервые установлен систематизированный пе­речень налоговых правонарушений, за совершение которых предусмотрена налоговая ответственность.

1.) Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ). Если налогоплательщик не встал на учет в налоговом органе в установленные законом сроки, с него взыскивается штраф в размере пяти тысяч рублей. Ес­ли налогоплательщик просрочил срок подачи заявления о постановке на учет более чем на 90 дней, с него взыскивается штраф в размере 10 тысяч рублей.

2.) Под уклонением от постановки на учет (ст. 117 НК РФ) понимается со­вершение организацией или гражданином-предпринимателем своей деятель­ности без постановки на учет в налоговом органе, что ведет к взысканию штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение названно­го периода времени, но не менее 20 тысяч рублей. То же деяние, совершаемое более трех месяцев подряд, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в данный период.

3.) Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии сче­та в банке (ст. 118 Н К РФ) наказывается взысканием штрафа в размере пяти тысяч рублей.

4.)Непредставление налоговой дек­ларации (ст. 119 НК РФ) в период до 180 дней со дня наступления даты пред­ставления налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более тридцати процентов от указанной суммы и не менее ста рублей.

Непредставление декларации в течение более 180 дней по истечении сро­ка представления названной декларации влечет взыскание штрафа в размере тридцати процентов суммы налога, подлежащего уплате, и 10 процентов сум­мы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, за каждый пол­ный или неполный месяц, начиная со 181 дня.

5.) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообло­жения (ст. 120 Н К РФ). Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения законодатель понимает отсутствие пер­вичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвое­временное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных цен­ностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщи­ка. Если данное грубое нарушение было совершено в течение одного налого­вого периода, это влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Если эти грубые нарушения были совершены в течение одного налогово­го периода, они наказываются штрафом в размере пятнадцати тысяч рублей.

Если те же деяния повлекли занижение дохода, взимается штраф в разме­ре десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадца­ти тысяч рублей.

6.) Неуплата или неполная уплата суммы налога (ст. 122 Н К РФ). Если вы­ездная налоговая проверка налогового органа выявила, что в результате зани­жения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по ито­гам налогового периода налог не был уплачен или был уплачен не полностью, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 20 процен­тов от неуплаченной суммы налога.

Если те же действия были совершены умышленно, это влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

7.)Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) пе­речислению налогов (ст. 123 НК РФ) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

8.) Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фон­да на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового аген­та (ст. 124 НК РФ) влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

9.) Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения иму­ществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ), влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

10.) Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуще­ствления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Если непредстав­ление сведений выразилось в отказе представить требуемые документы или иным образом организация уклонилась от представления документов либо документы были представлены с заведомо недостоверными сведениями, взыскивается штраф в размере пяти тысяч рублей. Те же деяния, совершен­ные физическим лицом, наказываются штрафом в размере 500 рублей.

К налоговым правонарушениям относятся противоправные деяния, со­вершенные не только налогоплательщиками, но и иными лицами. К такого рода правонарушениям отнесены следующие:

1.) Ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ) наступает в следующих слу­чаях: а) неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызы­ваемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, - влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей; б) неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний - вле­кут штраф в размере трех тысяч рублей.

2.) Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача заведомо ложного заключения или осуще­ствление заведомо ложного перевода (ст. 129 Н К РФ) влечет взыскание штра­фа в размере 500 рублей и одной тысячи рублей соответственно.

3.)Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ), ес­ли это деяние не содержит признаков правонарушения, предусмотренного ст. 126 Налогового кодекса РФ, влечет взыскание штрафа в размере тысячи руб­лей. За повторные деяния налагается штраф в размере 5000 рублей.

4.) Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ) заключается в открытии банком счета налогоплательщику без предъ­явления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также в от­крытии счета при наличии у банка решения налогового органа о приостанов­лении операций по счетам этого лица.

5.) Нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК РФ) влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.

6.) Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении опе­раций по счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 134 НК РФ). В качестве меры обеспечения выполнения налогоплательщиком своих обя­занностей законодатель предоставляет налоговому органу право приостанав­ливать операции по счетам налогоплательщика или налогового агента. В слу­чае неисполнения банком подобного решения налогового органа налагается штраф в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с по­ручением налогоплательщика или налогового агента другим лицам, но не бо­лее суммы задолженности.

Информация о работе Виды ответственности за нарушение финансового законодательства