Виды ответственности за нарушение финансового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я хочу выяснить, какой же по своей природе является финансово-правовая ответственность, какими отраслями права регулируются бюджетные, налоговые и иные связанные с ними финансовые отношения, а также какие санкции следуют за нарушение финансового законодательства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….. 3
2. Бюджетно-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности…………………………………………………………………………..5
2.1. Предупредительные, компенсационные и карательные меры…………………8
3. Налогово-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности………………………………………………………………………….11
3.1. Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства………………………………………………………………………...13
3.2. Санкции за нарушение налогового законодательства………………………....14
3.3. Перечень налоговых правонарушений…………………………………………15
4. Административная ответственность в финансовом праве………………………...19
4.1. Понятие административной ответственности…………………………………19
4.2. Санкции в административном праве за нарушение финансового законодательства……………………………………………………………………...21
5. Уголовная ответственность в финансовом праве…………………………………..23
5.1. Понятие уголовной ответственности………………………………………...…23
5.2. Санкции в уголовном праве за нарушение финансового законодательства....25
Заключение………………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая-Виды ответственности за нарушение финансового законодательства.doc

— 127.00 Кб (Скачать)


27

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ СПО КРАСНОЯРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Виды ответственности за нарушение финансового законодательства

Дисциплина: Финансовое право
 

 

                                                                                  Студентки 2 курса

                                                                                           очной формы обучения

                                                                           281-А группы

                                                                Вивдюк

                                                              Дарьи

                                                                             Владимировны

 

                                                                                                     Руководитель курсовой

                                                                работы

                                                                                Мамкина Галина

                                                                            Владимировна

 

 

 

Дата сдачи курсовой работы «___» ____________________________________2008 г.  

Оценка _________________________________________________________________

________________________________________________________ «___»_____2008 г.

 

 

2008 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

    

Введение………………………………………………………………………………….. 3

2. Бюджетно-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности…………………………………………………………………………..5

2.1. Предупредительные, компенсационные и карательные меры…………………8

3. Налогово-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности………………………………………………………………………….11

3.1. Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства………………………………………………………………………...13

3.2. Санкции за нарушение налогового законодательства………………………....14

3.3. Перечень налоговых правонарушений…………………………………………15

4. Административная ответственность в финансовом праве………………………...19

4.1. Понятие административной ответственности…………………………………19

4.2. Санкции в административном праве за нарушение финансового законодательства……………………………………………………………………...21

5. Уголовная ответственность в финансовом праве…………………………………..23

5.1. Понятие уголовной ответственности………………………………………...…23

5.2. Санкции в уголовном праве за нарушение финансового законодательства....25

Заключение………………………………………………………………………………26

Список литературы……………………………………………………………………...27

ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимым условием укрепления и развития общества являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Юридическая ответственность относится к числу необходимых и важных специальных средств, предназначенных для обеспечения законности.

В Советском энциклопедическом словаре 1987 г. под юридической ответственностью понимается «государственное принуждение к исполнению требований права, выраженное в санкциях правовых норм».  Как известно, наиболее распространенной, если не сказать общепризнанной, позицией в юриспруденции является суждение о том, что юридическая ответственность – это правовая реакция государства на правонарушение. Правонарушение – это основание юридической ответственности. Иными словами, где есть правонарушение, там возникает ответственность, т.е. необходимость претерпеть за него предусмотренное законом наказание. И, наоборот, без правонарушения нет юридической ответственности и не должно быть соответствующего наказания.

Иначе говоря, юридическая ответственность – это предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия.     

Классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям:

1)                По форме осуществления. Различают ответственность, осуществляемую в судебном, административном, ином порядке.

2)                По органам государства, которые возлагают юридическую ответственность, выделяют юридическую ответственность, возлагаемую законодательными органами государства; юридическую ответственность, возлагаемую исполнительно-распорядительными (административными) органами государства; юридическую ответственность, возлагаемую судебными и иными юрисдикционными органами государства.

3)                Виды юридической ответственности предопределяются содержанием санкций. Санкции делятся на два основных вида  в соответствии со способом, каким они служат охране правопорядка: правовосстановительные санкции, направленные на устранение непосредственного вреда, причинённого правопорядку, и штрафные, карательные санкции.

4)                Однако наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают такие ответственности: уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную. Каждый из этих видов имеет своё специфическое основание (вид правонарушения), особый порядок реализации, специфические меры принуждения.

В процессе подготовки данной работы я прочитала множество статей на тему сущности юридической ответственности вообще, и тем более существуют противоположные мнения по поводу наличия финансово-правовой ответственности, и по поводу выделения в рамках такой ответственности бюджетно-правовой, налогово-правовой и других подвидов данной ответственности. 

В своей курсовой работе я хочу выяснить, какой же по своей природе является финансово-правовая ответственность, какими отраслями права регулируются бюджетные, налоговые и иные связанные с ними финансовые отношения, а также какие санкции следуют за нарушение финансового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджетно-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности.

Вопрос о существовании особенной бюджетно-правовой ответственности является дискуссионным. Если вести рассуждение сначала, то необходимо заметить, что существует огромное количество исследований и мнений по вопросу о природе юридической ответственности вообще и допущению отраслевых видов юридической ответственности в науке административного права и в теории права. Тем более существуют противоположные мнения по поводу наличия финансово-правовой ответственности, и по поводу выделения в рамках такой ответственности бюджетно-правовой, налогово-правовой и других подвидов финансовой ответственности.

Основанием для привлечения лица к юридической ответственности явля­ется совершение им правонарушения. Под нарушением бюджетного законода­тельства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установ­ленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за ис­полнением бюджетов уровней бюджетной системы Российской Федерации.

К нарушителю бюджетного законодательства могут быть применены сле­дующие меры: 1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; 2) блокировка расходов; 3) изъятие бюджетных средств; 4) приоста­новление операций по счетам в кредитных организациях; 5) наложение штра­фа; 6) начисление пени; 7) иные меры, предусмотренные Кодексом и феде­ральными законами.

В соответствии с Кодексом применять меры принуждения могут руководи­тели органов Федерального казначейства и их заместители, которые вправе:

1) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств:

а) исполь­зуемых не по целевому назначению;

б) подлежащих возврату в бюджет, срок которых истек;

2) списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользо­вание бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

3) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уп­латы процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефи­нансирования Банка России за каждый день просрочки;

4) выносить предупреждение руководителям органов исполнительной вла­сти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о не­надлежащем исполнении бюджетного процесса;

5) составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штра­фов;

6) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за не­своевременное исполнение платежных документов на зачисление или пере­числение бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей став­ки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

7) приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сро­ком до одного месяца.

К нарушениям бюджетного законодательства законодатель, в частности, относит:

- нецелевое использование бюджетных средств;

- невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, получен­ных на возвратной основе;

- неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (пла­ты) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

- непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением;

- неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

- несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств;

- несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом;

- несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи;

- финансирование расходов сверх утвержденных лимитов;

- предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка;

- предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка;

- предоставление государственных или муниципальных гарантий с нару­шением установленного порядка;

- осуществление государственных или муниципальных закупок с нару­шением установленного порядка;

- нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление;

- несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов;

- несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов;

- несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств;

- несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюд­жетным обязательствам.[1]

За совершение названных видов нарушений предусмотрено наложение штрафов в соответствии с Кодексом РФ об административных правона­рушениях и иные меры принуждения.

 

 

2.1. Предупредительные, компенсационные и карательные меры

Все меры, реализуемые в случае установления нарушения бюджетного законодательства, можно разделить на три большие группы, исходя из цели их применения: предупредительные меры, правовосстановительные (компенсационные меры) и карательные меры (см. таблицу 1). При этом специфический, присущий только бюджетному законодательству характер имеют лишь некоторые из компенсационных мер.

Таблица 1. Предупредительные, компенсационные и карательные меры[2]

Предупредительные меры

Компенсационные меры

Карательные меры

Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (ст.282 БК РФ, ст.284.1 БК РФ)

Блокировка расходов (ст.282 БК РФ)

Наложение штрафа

Представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (п.2 ст.284 БК РФ)

Списание в бесспорном порядке сумм бюджетных средств, выданных на возвратной основе, срок возврата которых истек (п.1 ст.284, п.2 ст.284.1 БК РФ)

Списание в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями (п.1 ст.284.1БК РФ)

Приостановление операций по счетам в кредитных организациях

Взыскание в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат денежных средств бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей  ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки (п.1 ст.284, п.2 ст.284.1 БК РФ)

Взыскание в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки (п.2 ст.284.1 БК РФ)

 

Списание в бесспорном порядке сумм процентов(платы) за пользование средствами бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (п.1 ст.284 БК РФ, п.2 ст.284.1 БК РФ)

Приостановление в предусмотренных бюджетным законодательством случаях в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета (п.3 ст. 284 БК РФ)

Привлечение к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ (п.2 ст.284, п.2 ст.284.1 БК РФ)

Информация о работе Виды ответственности за нарушение финансового законодательства