Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:19, курсовая работа
В своей курсовой работе я хочу выяснить, какой же по своей природе является финансово-правовая ответственность, какими отраслями права регулируются бюджетные, налоговые и иные связанные с ними финансовые отношения, а также какие санкции следуют за нарушение финансового законодательства.
Введение………………………………………………………………………………….. 3
2. Бюджетно-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности…………………………………………………………………………..5
2.1. Предупредительные, компенсационные и карательные меры…………………8
3. Налогово-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности………………………………………………………………………….11
3.1. Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства………………………………………………………………………...13
3.2. Санкции за нарушение налогового законодательства………………………....14
3.3. Перечень налоговых правонарушений…………………………………………15
4. Административная ответственность в финансовом праве………………………...19
4.1. Понятие административной ответственности…………………………………19
4.2. Санкции в административном праве за нарушение финансового законодательства……………………………………………………………………...21
5. Уголовная ответственность в финансовом праве…………………………………..23
5.1. Понятие уголовной ответственности………………………………………...…23
5.2. Санкции в уголовном праве за нарушение финансового законодательства....25
Заключение………………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………
27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ СПО КРАСНОЯРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Виды ответственности за нарушение финансового законодательства
Дисциплина: Финансовое право
Дата сдачи курсовой работы «___» ______________________________
Оценка ______________________________
______________________________
2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
2. Бюджетно-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности………………………………………
2.1. Предупредительные, компенсационные и карательные меры…………………8
3. Налогово-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности………………………………………
3.1. Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства……………………………………
3.2. Санкции за нарушение налогового законодательства………………………....1
3.3. Перечень налоговых правонарушений…………………………………………
4. Административная ответственность в финансовом праве………………………...19
4.1. Понятие административной ответственности…………………………………19
4.2. Санкции в административном праве за нарушение финансового законодательства……………………………………
5. Уголовная ответственность в финансовом праве…………………………………..23
5.1. Понятие уголовной ответственности………………………………………
5.2. Санкции в уголовном праве за нарушение финансового законодательства....25
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Необходимым условием укрепления и развития общества являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Юридическая ответственность относится к числу необходимых и важных специальных средств, предназначенных для обеспечения законности.
В Советском энциклопедическом словаре 1987 г. под юридической ответственностью понимается «государственное принуждение к исполнению требований права, выраженное в санкциях правовых норм». Как известно, наиболее распространенной, если не сказать общепризнанной, позицией в юриспруденции является суждение о том, что юридическая ответственность – это правовая реакция государства на правонарушение. Правонарушение – это основание юридической ответственности. Иными словами, где есть правонарушение, там возникает ответственность, т.е. необходимость претерпеть за него предусмотренное законом наказание. И, наоборот, без правонарушения нет юридической ответственности и не должно быть соответствующего наказания.
Иначе говоря, юридическая ответственность – это предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия.
Классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям:
1) По форме осуществления. Различают ответственность, осуществляемую в судебном, административном, ином порядке.
2) По органам государства, которые возлагают юридическую ответственность, выделяют юридическую ответственность, возлагаемую законодательными органами государства; юридическую ответственность, возлагаемую исполнительно-
3) Виды юридической ответственности предопределяются содержанием санкций. Санкции делятся на два основных вида в соответствии со способом, каким они служат охране правопорядка: правовосстановительные санкции, направленные на устранение непосредственного вреда, причинённого правопорядку, и штрафные, карательные санкции.
4) Однако наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают такие ответственности: уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную. Каждый из этих видов имеет своё специфическое основание (вид правонарушения), особый порядок реализации, специфические меры принуждения.
В процессе подготовки данной работы я прочитала множество статей на тему сущности юридической ответственности вообще, и тем более существуют противоположные мнения по поводу наличия финансово-правовой ответственности, и по поводу выделения в рамках такой ответственности бюджетно-правовой, налогово-правовой и других подвидов данной ответственности.
В своей курсовой работе я хочу выяснить, какой же по своей природе является финансово-правовая ответственность, какими отраслями права регулируются бюджетные, налоговые и иные связанные с ними финансовые отношения, а также какие санкции следуют за нарушение финансового законодательства.
2. Бюджетно-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности.
Вопрос о существовании особенной бюджетно-правовой ответственности является дискуссионным. Если вести рассуждение сначала, то необходимо заметить, что существует огромное количество исследований и мнений по вопросу о природе юридической ответственности вообще и допущению отраслевых видов юридической ответственности в науке административного права и в теории права. Тем более существуют противоположные мнения по поводу наличия финансово-правовой ответственности, и по поводу выделения в рамках такой ответственности бюджетно-правовой, налогово-правовой и других подвидов финансовой ответственности.
Основанием для привлечения лица к юридической ответственности является совершение им правонарушения. Под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов уровней бюджетной системы Российской Федерации.
К нарушителю бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: 1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; 2) блокировка расходов; 3) изъятие бюджетных средств; 4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях; 5) наложение штрафа; 6) начисление пени; 7) иные меры, предусмотренные Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с Кодексом применять меры принуждения могут руководители органов Федерального казначейства и их заместители, которые вправе:
1) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств:
а) используемых не по целевому назначению;
б) подлежащих возврату в бюджет, срок которых истек;
2) списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
3) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
4) выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
5) составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
6) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
7) приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.
К нарушениям бюджетного законодательства законодатель, в частности, относит:
- нецелевое использование бюджетных средств;
- невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;
- неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
- непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением;
- неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
- несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств;
- несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом;
- несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи;
- финансирование расходов сверх утвержденных лимитов;
- предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка;
- предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка;
- предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка;
- осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка;
- нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление;
- несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов;
- несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов;
- несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств;
- несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам.[1]
За совершение названных видов нарушений предусмотрено наложение штрафов в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и иные меры принуждения.
2.1. Предупредительные, компенсационные и карательные меры
Все меры, реализуемые в случае установления нарушения бюджетного законодательства, можно разделить на три большие группы, исходя из цели их применения: предупредительные меры, правовосстановительные (компенсационные меры) и карательные меры (см. таблицу 1). При этом специфический, присущий только бюджетному законодательству характер имеют лишь некоторые из компенсационных мер.
Таблица 1. Предупредительные, компенсационные и карательные меры[2]
Предупредительные меры | Компенсационные меры | Карательные меры |
Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (ст.282 БК РФ, ст.284.1 БК РФ) | Блокировка расходов (ст.282 БК РФ) | Наложение штрафа |
Представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (п.2 ст.284 БК РФ) | Списание в бесспорном порядке сумм бюджетных средств, выданных на возвратной основе, срок возврата которых истек (п.1 ст.284, п.2 ст.284.1 БК РФ) Списание в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями (п.1 ст.284.1БК РФ) Приостановление операций по счетам в кредитных организациях Взыскание в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат денежных средств бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки (п.1 ст.284, п.2 ст.284.1 БК РФ) Взыскание в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки (п.2 ст.284.1 БК РФ)
Списание в бесспорном порядке сумм процентов(платы) за пользование средствами бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (п.1 ст.284 БК РФ, п.2 ст.284.1 БК РФ) Приостановление в предусмотренных бюджетным законодательством случаях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета (п.3 ст. 284 БК РФ) | Привлечение к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ (п.2 ст.284, п.2 ст.284.1 БК РФ) |
Информация о работе Виды ответственности за нарушение финансового законодательства