Виды ответственности за нарушение финансового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я хочу выяснить, какой же по своей природе является финансово-правовая ответственность, какими отраслями права регулируются бюджетные, налоговые и иные связанные с ними финансовые отношения, а также какие санкции следуют за нарушение финансового законодательства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….. 3
2. Бюджетно-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности…………………………………………………………………………..5
2.1. Предупредительные, компенсационные и карательные меры…………………8
3. Налогово-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности………………………………………………………………………….11
3.1. Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства………………………………………………………………………...13
3.2. Санкции за нарушение налогового законодательства………………………....14
3.3. Перечень налоговых правонарушений…………………………………………15
4. Административная ответственность в финансовом праве………………………...19
4.1. Понятие административной ответственности…………………………………19
4.2. Санкции в административном праве за нарушение финансового законодательства……………………………………………………………………...21
5. Уголовная ответственность в финансовом праве…………………………………..23
5.1. Понятие уголовной ответственности………………………………………...…23
5.2. Санкции в уголовном праве за нарушение финансового законодательства....25
Заключение………………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая-Виды ответственности за нарушение финансового законодательства.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

7.) Неисполнение банком решения о взыскании налога или сбора, а также пени (ст. 135 НК РФ) влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой став­ки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 процента за каждый день про­срочки. Взыскание штрафа предусмотрено и за совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплатель­щика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в бан­ке находится инкассовое поручение налогового органа.

8.) Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган (ст. 135' НКРФ).

В ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» за­креплено правило, в соответствии с которым банки представляют справки об операциях и счетах своих клиентов налоговым органам. [3]

 

4. Административная ответственность в финансовом праве.

4.1. Понятие административной ответственности.

Административная ответственность выражается в применении полномочным государственным органом (должностным лицом) предусмотренных действующими нормами административного права конкретных административно-правовых санкций к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении особого рода правонарушения – административного правонарушения.

Административная ответственность имеет свою собственную нормативно-правовую базу. В настоящее время ст.1.1 КоАП устанавливает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое  в соответствии с законодательством об административных правонарушениях может последовать административная ответственность.[4]    

К административной ответственности граждане Российской Федерации могут быть привлечены с 16-летнего возраста.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

Административная ответственность за административные пра­вонарушения, совершенные на территории Российской Федера­ции, несут на общих основаниях иностранные граждане и лица без гражданства, если они не пользуются иммунитетом от адми­нистративной юрисдикции РФ.

За некоторые административные правонарушения, например связанные с несоблюдением установленных правил в сфере ох­раны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, обеспечение выполне­ния которых входит в их служебные обязанности, администра­тивной ответственности подлежат только должностные лица. К должностным лицам могут быть применены только два вида ад­министративной ответственности: предупреждение и штраф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Санкции в административном праве за нарушение финансового законодательства

Кодекс об административных правонарушениях в главе 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» предусматривает перечень правонарушений, предусмотренных в Бюджетном, Налоговом и Банковском праве:

-Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;

-Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций;

-Нарушение срока поставки на учет в налоговом органе

-Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст.15.4 КоАП).

-Нарушение срока представления налоговой декларации (ст.15.5 КоАП).

-Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.15.6 КоАП).

-Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст.15.7 КоАП).

-Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса), (ст.15.8 КоАП).

-Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.15.9 КоАП).

-Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст.15.10 КоАП);

-Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст.15.11 КоАП)

-Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст.15.14 КоАП);

-Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст.15.15 КоАП);

-Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст.15.16 КоАП);

-Недобросовестная эмиссия ценных бумаг (ст.15.17 КоАП);
-Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (ст.15.25 КоАП);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Уголовная ответственность в финансовом праве.

5.1. Понятие уголовной ответственности.

Уголовная ответственность, являясь видом правовой ответственности, принадлежит к числу фундаментальных понятий права. Она устанавливается нормами уголовного закона, которые указывают, какие общественно опасные деяния объявляются преступлениями, дают их исчерпывающий перечень в Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ)[5] . Иными словами, запрещают совершать указанные в них деяния под страхом уголовной ответственности.

Уголовная ответственность – это наиболее суровый вид юридической ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определить общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности.

Единственным органом, управомоченным привлекать виновных лиц к уголовной ответственности, является суд. Иные государственные органы не могут осуществлять правосудия и соответственно рассматривать уголовные дела. Осуждённый, несогласный с приговором, имеет право на его обжалование в вышестоящий суд, а также на прошение о помиловании или смягчении наказания.

Уголовная ответственность возникает в полном объёме с момента совершения преступления, но реализуется постепенно. Фактически реализация уголовной ответственности начинается с момента привлечения лица в качестве обвиняемого на стадии предварительного следствия. Она длится в процессе судебного рассмотрения дела, вынесения обвинительного приговора, существует на стадии реального исполнения назначенного судом наказания.

По своему характеру уголовная ответственность ретроспективна. Она устанавливается за прошлое – совершение преступления. Также уголовная ответственность обладает таким качеством как трансформация, изменение своего характера, размера, досрочного или условно-досрочного её прекращения в зависимости от поведения или состояния здоровья осужденного.

Основания для возникновения уголовной ответственности бывают фактические и юридические.

Фактические основания – определённая форма поведения субъекта (совершение общественно опасного деяния).

Юридические основания – наличие в этом деянии указанного в законе состава конкретного преступления.

Основания прекращения уголовной ответственности:

      Отбытие наказания;

      Освобождение от уголовной ответственности;

      Акт амнистии или помилование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2. Санкции в уголовном праве за нарушение финансового законодательства.

Уголовная ответственность, в том числе и за нарушения налогового зако­нодательства, характеризуется следующими специфическими чертами:

- субъектами уголовной ответственности являются только граждане;

- уголовная ответственность осуществляется только в судебном порядке;

- она вытекает из норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права;

- она применяется за наиболее опасные общественные деяния - преступ­ления.

УК РФ предусматривает несколько составов преступлений за нарушение финансового законодательства:

- Незаконная банковская деятельность (ст.172);

- Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст.185);

- Неправомерные действия при банкротстве (ст. 195);

- Преднамеренное банкротство (ст.196);

- Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст.198);

- Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст.199);

- Неисполнение обязанностей налогового агента (ст.1991);

- Нецелевое расходование бюджетных средств (ст.2851);

- Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст.2852); и др.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ответственность за нарушение финансового законодательства является юридической ответственностью, и поэтому ей присущи все признаки юридической ответственности в общеправовом смысле. Во-первых, данная ответственность наступает исключительно за правонарушение; во-вторых, она устанавливается государством и связана с применением к правонарушителю санкций правовых норм уполномоченными на это субъектами; в-третьих, связана с причинением правонарушителю определенных отрицательных последствий; в-четвертых, реализуется в специальной процессуальной форме.

Существует несколько точек зрения по поводу финансово-правовой ответственности. И. Мозговым высказано мнение о том, что «…финансовая ответственность по своей юридической природе является разновидностью ответственности административной»[6]

А.З.Арсланбекова считает, что «…за правонарушения, предусмотренные в БК РФ, может наступать одновременно два вида ответственности: административная и финансовая. Следовательно, такие правонарушения являются сложными, т.е. административно-финансовыми, имеющими сложный объект»[7].

Некоторые авторы считают, что как таковой финансово-правовой ответственности не существует, а в теории права нет такого понятия.

И, действительно, ни в одном из прочитанных мною источников не дано четкого определения этому понятию, и я придерживаюсь точки зрения о том, что за нарушение финансового законодательства устанавливается комплексная ответственность: собственно бюджетная ответственность, налоговая ответственность, административная ответственность, уголовная ответственность и, в определенных случаях, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

1.)   Конституция Российской Федерации;

2.)   Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998);

3.)   Налоговый кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства РФ,

        N 31, 03.08.1998, ст. 3824).

4.)   Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1).

5.)   Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954).

6.)   Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»().

7.)   Федеральный закон от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности»,  (Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492).

 

 

 

Список научной литературы:

1.)   Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. Финансовое право: Учебное пособие//

М: Юриспруденция, 2000.

2.)   Н.Д. Эриашвили. Финансовое право: Учебник для вузов//М: Юристъ,2000.

3.)   Н.И.Химичева. Финансовое право: Учебник// М: Юристъ,2000.

4.)   Б.В. Здравомыслов. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть//М: Юристъ,1996.

5.)   Ю.М. Козлов. Административное право: Учебник// М: Юристъ,2004

6.)   А.В. Малько. Теория государства и права: Учебник для вузов//М: Юристъ,2001.

7.)   Журнал «Финансовое право»: №7-2005, №10-2006, №12-2007

 

 

 



[1] Ст. 289-306 Бюджетного кодекса Российской Федерации

[2] Журнал «Финансовое право», №10-2006 год

[3] Российская газета от  24.05.2007

 

 

[4] Кодекс об административных правонарушениях (Российская газета от 31.12.2001)

 

[5] Собрание законодательства РФ от 17.06.1996

 

 

[6] Мозговой И. Как осуществлять принудительное исполнение решений о финансовых санкциях?, Российская юстиция, 1997 г. №10.

[7] Арсланбекова А.З. Характеристика санкций, применяемых за нарушение бюджетного законодательства, Юрист, 2006 №3.С.З.


Информация о работе Виды ответственности за нарушение финансового законодательства