Шпаргалки по "Банковскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:00, шпаргалка

Краткое описание

Банковское право – самостоятельная комплексная отрасль права.
Предмет банковского права – банковские правоотношения как вид общественных отношений, которые возникают в процессе функционирования банковской системы, обслуживающей платежно-расчетные отношения, привлечение денежных средств юридических и физических лиц и размещение их от своего имени на определенных условиях.

Файлы: 1 файл

Шпоры Банковское право!!!.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

1) устойчивое положение  организации на рынках;

2) признание организации  субъектами рынка и общественностью;

3) своевременную адаптацию  систем производства и управления  организации к динамичной внешней.

Внутренний контроль организации — это осуществление  субъектами организации таких действий, как:

а) определение фактического состояния организации (объекта  контроля);

б) сравнение фактических  данных с планируемыми;

в) оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты  функционирования организации;

г) выявление причин зафиксированных  отклонений.

Цель внутреннего контроля — информационное обеспечение системы  управления для получения возможности  принятия эффективных решений.

Особенность внутреннего  контроля — в его двойственной роли в процессе управления организацией. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому теоретически рассматривая каждую стадию как отдельный элемент процесса управления, можно допустить, что элемент контроля присутствует на каждой стадии. Для оптимального хода любой из стадий процесса управления над каждой из них необходим контроль.

На стадии планирования реализуются следующие контрольные  функции:

оценка рациональности возможных вариантов плановых решений;

соответствие плановых решений принятым установкам и намеченным ориентирам, а также общей стратегии.

Для обеспечения рациональности и адекватности окружающим условиям самого курса действий и общей  стратегии, для обеспечения соответствия управленческих решений  самой возможности  их успешной реализации (с точки  зрения потенциалов организации) также необходим контроль. Если в стадию планирования не «включить» элемент контроля, ошибочность планирования в лучшем случае проявится на стадии организации и регулирования.

На стадиях организации  и регулирования реализации управленческих решений необходим контроль правильности хода реализации принятых плановых решений для достижения необходимых результатов. Необходимо контролировать и рациональность осуществления  организации и регулирования принятых решений.

На стадии учета должен быть обеспечен контроль за:

1) наличием и движением  имущества; 

2) рациональным использованием  производственных ресурсов в  соответствии с утвержденными  нормами, нормативами и сметами; 

3) состоянием выданных  и полученных обязательств;

4) целесообразностью и законностью хозяйственных операций организации, и т.д.

Данные учета служат информационной базой для контроля. C другой стороны, необходим контроль качества самого учета.

На стадии анализа  осуществляется оценка информации о  результатах выполнения управленческих решений на основе ее разложения на различные составляющие и их соотнесения между собой. Контроль и анализ глубоко интегрированны. Данные контроля часто являются основой для проведения анализа. На стадии анализа реализуются и контрольные функции, например контроль уровня обеспеченности запасов и затрат источниками формирования. Методы  анализа, используемые на стадиях осуществления контрольной деятельности, оценивают степень приближения фактических результатов к конечному пункту какой-либо управленческой программы независимо от того, изложена она в общих или конкретных выражениях. Контроль качества проведения анализа — необходимый этап при оценке информации относительно результатов выполнения управленческих решений.

Таким образом, внутренний контроль организации является:

1) неотьемлемым элементом  каждой стадии процесса управления;

2) «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.

Функция контроля глубоко  интегрированна с другими функциями управления. Вместе с тем существует информационная интеграция внутри функции контроля. Интеграция контроля и  других функций на одном уровне управления — это горизонтальная интеграция, а информационная интеграция функций контроля на разных уровнях управления (контроль на уровне рабочего места, бригады, участка, цеха, организации) — это вертикальная интеграция.

В результате интеграции по горизонтали достигается согласование  отдельных элементов управления с целью решения какой-либо управленческой проблемы или достижения какой-либо цели управления. При вертикальной же интеграции  функция контроля реализуется на разных уровнях управления, но на базе одной и той же информации, подвергаемой агрегированию (укрупнению). Вертикальная интеграция необходима для контроля со стороны вышестоящего звена (системы) управления.

 

 

22. Понятие  и признаки несостоятельности  (банкротства) кредитных организаций

В настоящее время  отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативно-правовые акты:

Гражданский кодекс РФ;

Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г.;

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»;

Федеральный закон от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

Постановление Правительства  РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“ и т. д.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность  должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

При этом гражданин считается  неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо – если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки несостоятельности (банкротства):

наличие денежного обязательства  должника долгового характера;

неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

наличие задолженности  в отношении гражданина на сумму  не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;

официальное признание  несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан законодательством  устанавливается дополнительный признак  несостоятельности (банкротства) –  превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему  имущества.

 

23. Меры по  предупреждению банкротства кредитных  организаций.

В соответствии с настоящим  Федеральным законом до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие  меры по предупреждению банкротства  кредитных организаций:

1) финансовое оздоровление  кредитной организации. Для целей настоящего Федерального закона под финансовым оздоровлением кредитной организации понимается осуществление во внесудебном порядке мер, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона;

2) назначение временной  администрации по управлению  кредитной организацией (далее - временная администрация), за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;

3) реорганизация кредитной организации.

Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона.

Кредитная организация, ее учредители (участники), члены совета директоров (наблюдательного совета), ее единоличный исполнительный орган  и коллегиальный исполнительный орган в случае возникновения указанных оснований обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации.

О типовых недостатках, допускаемых в организации работы по предупреждению несостоятельности (банкротства), см. письмо ЦБР от 2 октября 2002 г. N 134-Т

Банк России в соответствии с порядком, установленным нормативными актами Банка России, в случае возникновения  оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию.

Требование об осуществлении  мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не направляется в случае, когда Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по одному или нескольким основаниям, предусмотренным частью второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности").

 

24. Особенности  признания кредитной организации  несостоятельной (банкротом)

Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Такие особенности установлены  Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Кредитная  организация не может объявить о  своем банкротстве. Ее неспособность  удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей должна быть признана арбитражным судом. Сокращен до одного месяца формальный признак несостоятельности (банкротства).

В качестве мер по предупреждению банкротства применяются:

1) финансовое оздоровление  кредитной организации;

назначение временной  администрации по управлению кредитной  организацией;

реорганизация кредитной  организации.

Дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением помимо лиц, перечисленных в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», наделен Банк России. Предусмотрены также случаи, когда обращение в суд является не правом его, а обязанностью.

Арбитражный суд может  возбудить производство по делу, если требования к кредитной организации  в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются такие процедуры, как наблюдение и конкурсное производство. Внешнее управление и мировое соглашение в отношении кредитных организаций не применяются.

Арбитражный управляющий  должен иметь лицензию, а также  соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь  выданный им квалификационный аттестат. В ходе конкурсного производства управляющий может использовать только корреспондентский счет кредитной организации, открытый в учреждении Банка России. При распределении конкурсной массы в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц по заключенным с ними договорам банковского вклада и договорам банковского счета, а также требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Банк России осуществляет контроль за ходом конкурсного производства. Он же осуществляет запись о признании  кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства в Книге государственной регистрации кредитных организаций. С момента внесения такой записи ликвидация кредитной организации считается завершенной, а организация прекратившей свое существование.

Публикуются сведения о банкротстве помимо «Вестника Высшего Арбитражного Суда РФ» в «Вестнике Банка России» и в местной печати по месту рас­положения кредитной организации.

 

25. Понятие и виды банковских вкладов.

Доход по вкладу выплачивается  в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Информация о работе Шпаргалки по "Банковскому праву"