Шпаргалки по "Банковскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:00, шпаргалка

Краткое описание

Банковское право – самостоятельная комплексная отрасль права.
Предмет банковского права – банковские правоотношения как вид общественных отношений, которые возникают в процессе функционирования банковской системы, обслуживающей платежно-расчетные отношения, привлечение денежных средств юридических и физических лиц и размещение их от своего имени на определенных условиях.

Файлы: 1 файл

Шпоры Банковское право!!!.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

По степени (уровню) банковские риски можно разделить на:

низкие;

умеренные;

полные.

В процессе своей деятельности банки сталкиваются с совокупностью  различных видов риска, отличающихся между собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и, следовательно, по способу их анализа и методам их описания. Кроме того, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияние на деятельность банков. Изменения одного вида риска вызывают изменения почти всех остальных видов.

По основным факторам возникновения банковские риски  бывают:

экономическими –  это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике самого банка или в экономике страны. Наиболее распространенным видом экономического риска, в котором сконцентрированы частные риски, является риск несбалансированной ликвидности (невозможность своевременно выполнять платежные обязательства). Экономические риски также представлены изменением конъюнктуры рынка, уровня управления;

политическими – это  риски, обусловленные изменением политической обстановки, неблагоприятно влияющей на результаты деятельности предприятия (закрытие границ, запрет на вывоз товаров  в другие страны, военные действия на территории страны и др.).

 

Эти основные виды рисков связаны между собой, и часто  на практике достаточно трудно их разделить. В свою очередь и политические, и экономические риски могут  быть:

1) внешними – к которым  относятся риски, непосредственно  не связанные с деятельностью банка или его контактной аудитории (под контактной аудиторией подразумеваются социальные группы, юридические и (или) физические лица, которые проявляют потенциальный и (или) реальный интерес к деятельности конкретного банка). На уровень внешних рисков влияет очень большое число факторов:

политические;

экономические;

демографические;

социальные;

географические и пр.;

2) внутренними – к  которым относятся риски, обусловленные  деятельностью самого банка, его  клиентов (заемщиков) или его конкретных контрагентов. На их уровень оказывают влияние:

деловая активность руководства  самого банка;

выбор оптимальной маркетинговой  стратегии;

выбор политики и тактики;

другие факторы.

 

18. Понятие  и виды пруденциальных норм  банковской деятельности.

Пруденциальные нормы - это все те нормативы и обязательные требования, которые устанавливаются  законом и Банком России для кредитных  организаций в целях обеспечения  надежности, ликвидности и платежеспособности, управления банковскими рисками, защиты интересов акционеров и вкладчиков.

Под пруденциальными  нормами деятельности понимаются установленные  Банком России: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.

Пруденциальные нормы  используются в пруденциальном регулировании  и пруденциальном надзоре.

Пруденциальное регулирование - это предусмотренная банковским правом деятельность Банка России по установлению определенных разрешительных требований, финансовых нормативов, требований к представлению отчетности, которые должны соблюдаться кредитными организациями.

Пруденциальный надзор - это предусмотренный банковским правом надзор со стороны Банка России за соблюдением требований пруденциальных норм.

Между пруденциальным регулированием и пруденциальным надзором есть некоторые  различия, суть которых - в результатах  банковской деятельности. Регулирование  предшествует банковскому надзору. Банковский надзор существует не сам  по себе, он подчинен целям регулирования банковской деятельности. Однако и пруденциальное регулирование является регулированием только применительно к деятельности каждого в отдельности конкретного банка или другой кредитной организации. Его цель - создать такие нормативные условия, при которых деятельность каждого в отдельности банка будет приведена в соответствие с целями функционирования всей банковской системы. Получается, что пруденциальное регулирование - это разновидность надзора за деятельностью всей банковской системы в целом.

Пруденциальные нормы  делятся на две группы:

а) регулятивные пруденциальные нормы;

б) охранительные пруденциальные нормы.

К регулятивным пруденциальным нормам относятся все те нормы, которые  устанавливают требования по лицензированию банковской деятельности, по финансовым нормативам, по составу и порядку отчетности кредитных организаций перед Банком России.

К охранительным пруденциальным нормам относятся те нормы, которые  предусматривают основания, порядок  и формы осуществления банковского надзора. Ко второй группе принадлежат и все правила, которые регламентируют деятельность надзорных подразделений Банка России. Охранительные нормы следует разделить на две группы:

а) материальные;

б) процессуальные (процедурные).

Материальные нормы относятся к так называемому материальному праву, а процедурные - к процессуальному. (В юридической литературе по теории права существует мнение, что все право делится на материальное и процессуальное).

Примером материальных норм могут быть нормы банковского законодательства, предусматривающие цели, задачи и функции банковского надзора, основания ответственности, виды санкций, которые могут быть применены к кредитным организациям. Эти нормы затрагивают существенные гражданско-правовые интересы кредитных организаций и их учредителей (участников), а косвенно - кредиторов и вкладчиков. Поэтому нормы материального банковского права устанавливаются федеральными законами. Например, общий размер штрафа, который может быть наложен на кредитную организацию, устанавливается федеральным законом.

В отличие от этого  процессуальные нормы, как правило, устанавливаются Банком России. Например, процедура взимания штрафа с кредитной  организации, нарушившей пруденциальные нормы, устанавливается нормативными актами Банка России.

Требования, предъявляемые  к отчетности кредитной организации, как и сам порядок отчетности, - это процедурные нормы, которые  регулируют взаимоотношения кредитной  организации и надзорных структур Банка России. Они, как и нормы, которые регулируют инспектирование кредитных организаций, относятся к нормам пруденциального надзора. Это регламентация процедур наблюдения со стороны Банка России за тем, как кредитные организации соблюдают требования регулятивных пруденциальных норм. Процедуры этого наблюдения могут быть различными: документарный надзор, инспектирование и т.п., особенно те, что касаются валютных операций и позиций банков*(30).

Примером пруденциальных охранительных норм процессуального  свойства может служить Инструкция Банка России N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)"*(31). В этой Инструкции предусматривается порядок проверок, которые проводятся группами экспертов Банка России с выходом в кредитные организации. Заметим, правда, что с учетом специфики российской банковской системы даже эти процессуальные нормы в своей основе могли бы предусматриваться в банковских законах. Ведь, казалось бы, чисто процедурные вопросы, которые в условиях устойчивой и сложившейся банковской практики не должны привлекать к себе внимания, в условиях той действительности, с которой мы сталкиваемся, требуют законодательного регулирования. В российской печати, начиная с 1996 года, неоднократно поднимался вопрос о конфликтности при проверках крупнейших российских банков. Учитывая это обстоятельство, следовало бы закрепить в федеральном законе основные принципы проведения таких проверок.

 

 

19. Меры воздействия,  применяемые к кредитным организациям за нарушения, выявленные в их деятельности.

В зависимости от степени  тяжести выявленных нарушений в  деятельности кредитных организаций, к ним могут быть применены  следующие виды санкций:

 штрафы;

 ограничения в части  запрета на осуществления отдельных  видов операций или установления количественных лимитов на их осуществление, на открытие филиалов;

 меры по санации  (финансовому оздоровлению) банка  и изменению структуры его  активов;

 требования по замене  руководителей кредитной организации;

 требования по осуществлению реорганизации банка;

 установление индивидуальных  значений обязательных нормативов  банковской деятельности;

 назначение временной  администрации;

 назначение уполномоченного  представителя Банка России в  кредитной организации с отозванной  лицензией;

 применение мер  по предупреждению банкротства  кредитной организации;

 приостановление действия  лицензии на осуществление банковских  операций;

отзыв лицензии на осуществление  банковских операций.

В случаях нарушения  кредитной организацией федеральных  законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в  установленный Банком России срок предписаний  Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

 

1) взыскать с кредитной  организации штраф в размере  до 1 процента размера оплаченного  уставного капитала, но не более  1 процента минимального размера  уставного капитала;

2) потребовать от кредитной  организации:

 осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

 замены руководителей  кредитной организации;

 осуществления реорганизации  кредитной организации;

3) изменить на срок  до шести месяцев установленные  для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на  осуществление кредитной организацией  отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей  лицензией на осуществление банковских  операций, на срок до одного  года, а также на открытие ею  филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную  администрацию по управлению  кредитной организацией на срок  до шести месяцев; 

6) ввести запрет на  осуществление реорганизации кредитной  организации, если в результате  ее проведения возникнут основания  для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

7) предложить участникам  кредитной организации, которые  самостоятельно или в силу  существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Законом «О банках…» (о них уже говорилось выше). Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Кредитная организация  не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи, если со дня его совершения истекло пять лет.

 

 

20. Деятельность  кредитных организаций по противодействию  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступных путём.

 

21. Внутренний контроль: понятие, цели и порядок проведения.

Контроль — объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе  производства. На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне управления экономической  единицей, различают внешний контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, потребители, общественность), и внутренний контроль, осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал). От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов (экономических единиц), а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности — одно из условий эффективности всего общественного производства. В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления. Система внутреннего контроля должна ориентироваться на:

Информация о работе Шпаргалки по "Банковскому праву"