Развитие института (несостоятельности) банкротства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 05:44, научная работа

Краткое описание

Получение прибыли - является наиважнейшей составной частью любой коммерческой деятельности осуществляемой коммерческими организациями и другими хозяйствующими субъектами. В условиях же развивающейся рыночной экономики России особо важное значение имеет защита прав и интересов хозяйствующих субъектов и граждан. Большую роль в этом играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..….……..3

Глава 1. История развития института банкротства в России конца 19 - начала 20 века………………………………………………4

Глава 2. Сравнительная характеристика: Федерального закона

«О несостоятельности (банкротстве)» и ранее действовавшего Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"……………………………………………………..……..10

Глава 3. Общая характеристика современного института банкротства………………………………………………………….…..15

Глава 4. Банкротство юридических лиц

Глава 4.1. Общие положения о банкротстве юридических лиц………………………………………………………………………...20

Глава 4.2. Особенности банкротство кредитных организаций……………………………………………………………...22

Глава 4.2.1 Сравнительная оценка финансовых трудностей

кредитных организаций Астраханского региона………...…..…….24

Глава 5. Банкротство индивидуального предпринимателя и банкротство гражданина.

Глава 5.1. Банкротство гражданина. ……………………………….30

Глава 5.2. Банкротство индивидуального предпринимателя…..34

Глава 6. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению……………....40

Заключение…………………………………………………………………...43

Использованная литература…………………………………………….…

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.77 Кб (Скачать)

       Наряду  с понятием в Законе, отдельно выделяются признаки банкротства:

       ·        гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества;

       ·        юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

       Таким образом, со статьи 3 Закона "Признаки банкротства", идет "разделение" Закона по субъектному составу. Это  разделение проявляется и во всех последующих статьях. Несомненно, это  нужно считать это плюсом закона, позволяющим эффективно использовать нормы закона.

       Так, законом, а именно статьей 23, в соответствии с субъектным составом  предусмотрены  следующие процедуры банкротства:

       1. при рассмотрении дела о банкротстве  должника - юридического лица это: 

       ·        наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника;

       ·        внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему;

       ·        конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

       ·        мировое соглашение - соглашение между должником и кредитором (кредиторами), а также третьими лицами, содержащее положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, и утверждаемое арбитражным судом.

       2. при рассмотрении дела о банкротстве  должника-гражданина применяются: 

       ·        конкурсное производство;

       ·        мировое соглашение.

       Несмотря  на субъекта банкротства, дела о банкротстве  рассматриваются арбитражным судом. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а к должнику-гражданину - не менее ста минимальных размеров оплаты труда, если не предусмотрено иное12[12].

         Не останавливаясь более подробно  на общей части института банкротства  - перейду к особенностям банкротства  отдельных субъектов.                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава  4. Банкротство юридических  лиц.  

Глава 4.1. Общие положения о банкротстве юридических лиц.  

       Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает возникновение и  развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления  товаров и услуг. Достижение оптимальной  инфраструктуры производства, соответствующей  потребностям и платежеспособному  спросу субъектов экономической  деятельности (населения, предприятий, общественных и государственных  организаций), осуществляется посредством  национального рынка и складывающейся в каждый данный момент рыночной ситуации13[13].

       Рыночная  экономика на протяжении многих десятилетий  и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий  от полного краха, или систему  банкротства. Достаточная универсальность  этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и  предотвращения их от банкротства в  Российской Федерации (РФ).

                     Неизбежное в условиях формирования  рыночной экономики реформирование  предприятий предполагает создание  в обществе законодательных предпосылок  для развития эффективных взаимоотношений  между предприятиями-заемщиками  и заимодавцами, должниками и  кредиторами. Одна из таких предпосылок - наличие законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

       Одним из основных недостатков ранее действовавшего законодательства о банкротстве  следует назвать одномерный подход ко всем категориям должников при  применении к ним процедур банкротства. Закон, как уже отмечалось, не делал  никаких различий между юридическим  лицом и индивидуальным предпринимателем; между крупным (зачастую единственным в населенном пункте) предприятием и посреднической организацией, не обладавшей собственным имуществом; промышленным предприятием и кредитной  организацией. Одинаковыми были и  признаки банкротства таких должников, и применяемые к ним процедуры, и порядок рассмотрения дел арбитражными судами14[14].

       Новый закон в полной мере учитывает  специфику отдельных категорий  должников и предусматривает  связанные с этим особенности  применения к ним процедур банкротства. Речь идет о таких категориях должников, как должники - юридические лица,  а также должники-граждане.          
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4.2. Особенности банкротство кредитных  организаций.

       Процедуры банкротства банков и иных кредитных  организаций осуществляются в соответствии со специальным федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Нормы  Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применяются субсидиарно  при отсутствии специальных правил.

       Нельзя  не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом  дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления  о банкротстве банка нередко  служит детонатором панических настроений среди кредиторов и провоцирует  их на возврат денежных средств, находящихся  на счетах и во вкладах в указанном  банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.

       В то же время, ранее действовавшее  законодательство не содержало никаких  норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников.

       Один  из способов решения этой проблемы - исключение из числа кредиторов, предъявляющих  заявления о банкротстве банков, граждан-вкладчиков путем гарантирования (либо обязательного страхования) банковских вкладов.

       Другой  путь, намеченный в федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"15[15], - введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде.

       Речь  идет о том, чтобы допустить возбуждение  дела о несостоятельности (банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной процедуры  рассмотрения Центральным банком заявления  кредитора об отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка. Таким образом, финансовое состояние банка-должника будет определяться Центральным  банком с учетом всего комплекса  показателей, характеризующих его  платежеспособность. При отсутствии признаков несостоятельности Центральный  банк откажет в отзыве лицензии. Тем самым исключается возможность  возбуждения дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового  обязательства. При наличии таких  признаков Центральному банку представится возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем  введения временной администрации  либо предложить его учредителям (участникам) реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте. И только после принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве неплатежеспособного банка16[16].

       В Законе "О несостоятельности (банкротстве) предприятий17[17]" лишь ст. 11 была посвящена особенностям рассмотрения дел о банкротстве банков, которые были сведены к предварительному отзыву лицензии на совершение банковских операций перед подачей заявления о банкротстве коммерческого банка. Процесс банкротства даже небольшого банка затрагивает имущественные интересы значительного круга участников предпринимательских отношений и граждан, являющихся его клиентами.

(например, АК  АвтоУАЗбанк имеет более 1000 кредиторов)

       Глава 4.2.1 Сравнительная оценка финансовых трудностей кредитных организаций Астраханского региона.

       Первый  коммерческий  банк на территории Астраханской области в новейшей истории был  зарегистрирован в 1990 году. Затем, с 1991 по 1994 год получили регистрацию  и, далее, лицензии на осуществление  банковских операций 13 кредитных организаций. Однако уже в декабре 1994 года у  частного банка "Республика" лицензия была отозвана. Периоды финансовой неустойчивости остальных кредитных  организаций, закончившиеся отзывом  у последних лицензий Банка России, можно условно объединить в три  группы: в сентябре-октябре 1996 года прекратили свою кредитную деятельность 3 коммерческих банка - "Каспрыба", "Асткомбанк", "Понизовье"; в феврале-марте 1997 года - АКБ "Саксин" и "Артемида". УКБ "Алиса-Банк-Асткар" был лишен лицензии в ноябре 1997 года, однако финансовые затруднения у него пришлись примерно н тот же период, что и у "Саксина" и "Артемиды", и лишь попытка учредителей "Алиса- Банка-Асткар" принять меры финансового оздоровления отложили естественный ход событий. Поэтому и этот банк можно отнести ко второй группе.

       Еще две кредитные организации - АКБ "Союз-Универсал-Банк" и АКБ "Экспресс- Банк" были лишены лицензии Банка  России в декабре 1998 года и апреле 1999 года соответственно.

       Анализ  финансового состояния кредитных  организаций Астраханского региона, у которых в дальнейшем были отозваны лицензии, мер финансового оздоровления, принятых перед этим, позволяет сделать  вывод, что при проведении процедур банкротства этих кредитных организаций  можно выделить как общие черты, характеризующие данные процедуры, так и индивидуальные моменты, присущие конкретным коммерческим банкам.

       Одной из общих характерных черт процедуры  банкротства кредитных организаций  Астраханского региона является несоблюдение банками обязательных экономических нормативов еще на стадии отсутствия проблем в финансовой деятельности банка. Систематическое  нарушение нормативных требований не приводят напрямую к банкротству  кредитной организации, но создает  предпосылки к дестабилизации деятельности банка. Кроме того, такие нарушения  являются признаком того, что у  кредитной организации появились  финансовые проблемы, которые либо пока явно не проявились, либо скрываются руководством банка.

       Например, частным банком "Республика" часто  нарушался норматив Н3 "Соотношение  капитала банка и его обязательств" - от 21 до 34% при установленном нормативе 20%. Анализ показал, что это произошло в результате принятия банком на себя дополнительных обязательств без учета наличия достаточного объема собственного капитала. Дальнейшие события показали, что именно превышение распределенной прибыли над фактически полученной прибылью послужило основной причиной краха банка.

       Коммерческий  банк "Каспрыба" в разные периоды  времени нарушал обязательные нормативы  Н2 "Норматив текущей ликвидности", Н3 "Норматив мгновенной ликвидности", Н5 "Соотношение ликвидных активов  и суммарных активов кредитной  организации", Н6 "Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков", Н7 "Максимальный размер крупных кредитных рисков". Данные нарушения напрямую связаны  с проводимой банком рискованной  кредитной политикой, что способствовало росту просроченной задолженности  и, как следствие, привело к неплатежеспособности и неликвидности банка.

       Товарищество  с ограниченной ответственностью "Понизовье" регулярно допускало нарушение  директивных нормативов Н9 "Максимальный размер риска на одного заемщика", Н4 "Соотношение суммы кредитов и суммы расчетных, текущих счетов, вкладов и депозитов", Н6 "Соотношение  суммы ликвидных активов и  общей суммы активов". Эти обстоятельства свидетельствовали о слабом регулировании  банком активных и пассивных операций и недостаточности ликвидных  активов, что в последствии явилось  одной из причин банкротства кредитной  организации.

Информация о работе Развитие института (несостоятельности) банкротства в Российской Федерации