Ответственность за совершение финансового правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Самостоятельным основанием применения мер государственного принуждения за нарушения финансового законодательства является финансовое правонарушение. Финансовое законодательство не содержит единого комплексного понятия финансового правонарушения, но закрепляет определения его разновидностей - налогового правонарушения и нарушения бюджетного законодательства.

Оглавление

Введение______________________________________________
Понятие, признаки, содержание и виды финансовых правонарушений
Состав финансового правонарушения____________________
Понятие и виды финансовых санкций_____________________
Основание и порядок применения финансовых санкций______
Соотношение финансово-правовой ответственности с другими видами юридической ответственности____________________

Ответственность за совершение финансового правонарушения
Ответственность по финансовому законодательству________
Ответственность по бюджетному законодательству_________
Ответственность по УК РФ_____________________________
Ответственность по КоАП РФ___________________________

Актуальные проблемы ответственности в сфере финансовых правоотношений________________________________________
Список литературы______________________________________

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 99.18 Кб (Скачать)

Санкции за нарушение норм представляют собой неблагоприятные  последствия в имущественной  и личной сфере для лица, совершившего правонарушение. В силу имущественного характера финансовых правоотношений в конструкции финансовой ответственности  преобладают санкции, связанные  с лишениями в основном имущественного характера (штраф, пени). В то время  как в административной ответственности, и это было видно из приведенного перечня санкций, существенное место  занимают личные лишения.

Как отмечалось выше, финансовая ответственность преследует не только цель восстановления нарушенной имущественной  сферы, но и наказания. В связи  с этим возникает необходимость  учета факта предыдущего привлечения  к финансовой ответственности (аналогично любой другой публично-правовой ответственности). Однако в силу различной правовой природы неблагоприятные последствия  привлечения к ответственности будут различными. Например, применяются различные способы исчисления, а соответственно сроки учета повторности привлечения к финансовой и административной ответственности. Статья 4.6 КоАП РФ предусматривает, что лицо считается подвергнутым наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Например, с момента выплаты штрафа, когда будет закончена его выплата. В то же время ст. 112 НК РФ считает лицом, ранее совершившим налоговое правонарушение, то, которое ранее (в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции) привлекалось к ответственности за аналогичное правонарушение. Понятие повторности нарушения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле отсутствует.

Кроме того, при привлечении  к административной ответственности  существуют особенности, касающиеся лиц  от 16 до 18 лет. Например, согласно ст. 2.3 КоАП РФ возраст привлечения к ответственности - 16 лет (аналогичный порог существует и в налоговой ответственности) к моменту совершения административного правонарушения. Кроме того, предусматривается возможность освобождения от административной ответственности с применением к лицу в возрасте от 16 до 18 лет мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.7

Законодательно закреплены и различные сроки давности привлечения  к финансовой и административной ответственности. Ст. 4.5 КоАП РФ устанавливает общий срок давности - два месяца со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение валютного законодательства РФ о налогах и сборах по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. В то же время ст. 74 ФЗ "О ЦБ РФ" устанавливает, что за ряд нарушений кредитная организация не может быть привлечена к ответственности, если со дня его совершения истекло пять лет. Ст. 113 НК РФ закрепляет срок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в три года. Таким образом, здесь тоже имеют место противоречия, обусловленные опять-таки различной правовой природой этих видов ответственности и ошибочным закреплением составов финансовых правонарушений в КоАП РФ.

Сама процедура привлечения  к ответственности также различна в случае финансовой и административной ответственности. Порядок привлечения  к административной ответственности  жестко регламентирован в настоящий  момент разделом IV "Производство по делам об административных правонарушениях" КоАП РФ, где, в частности, оказались и особенности судебного рассмотрения подобной категории дел. Ранее подобные разделы содержались в ГПК РСФСР (гл. 22 - 25). Привлечение к ответственности за финансовые правонарушения осуществляется соответствующими финансовыми органами самостоятельно (ст. 284 БК РФ - Федеральное казначейство, ст. 74 ФЗ РФ "О ЦБ РФ" - Центральный банк РФ, ст. 46 НК РФ - налоговые органы) или через суд. Порядок привлечения к финансовой ответственности закрепляется в соответствующем отраслевом законодательстве, например в части четвертой "Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации" БК РФ, ст. ст. 101 - 105 НК РФ. Следует отметить, что в составах правонарушений бюджетного законодательства имеется отсылка к КоАП РСФСР и к УК РФ. Это связано с тем, что при нарушениях бюджетного законодательства имеет место и нарушение должностным лицом (например, руководителем получателей бюджетных средств) порядка управления, т.е. совершения административного правонарушения или преступления. Но в каждом составе имеет место и определенная финансово-правовая санкция, которая описывается в ст. ст. 284 - 288 БК РФ. Такое происходит в связи с тем, что нарушения бюджетного законодательства представляют собой сложное комплексное правонарушение - комбинацию финансового правонарушения и административного правонарушения (преступления). Данная ситуация аналогична той, которая имеет место при дорожно-транспортном происшествии, когда возникает и гражданско-правовая, и административная ответственность. В результате нарушений финансового законодательства происходит не только нарушение финансовой деятельности государства, но и в силу влияния последней на другие сферы деятельности государства и на порядок управления, нарушение порядка управления в государстве.

Надо добавить, что в  финансовой сфере возможны и чисто  административные правонарушения. Например, ст. 14.5 КоАП РФ - продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин.

Существуют различия и  по источнику закрепления финансовой и административной ответственности. Как отмечалось выше, санкции, которые  установлены за финансовые правонарушения, полностью закреплены в финансовом законодательстве. Несмотря на то что в настоящий момент предпринята попытка в КоАП РФ закрепить ответственность за финансовые правонарушения, финансово-правовые санкции, как отмечалось выше, в нем отсутствуют.

Кроме того, если проанализировать законодательное закрепление финансовой ответственности на примере налоговой  в акте финансового законодательства (НК РФ) и в КоАП РФ, то можно выявить следующие недостатки законодательного регулирования.

Существуют различия по давности исполнения наказаний. В НК РФ она  отсутствует. Ст. 31.9 КоАП РФ освобождает от исполнения постановления о назначении административного наказания, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

Согласно ст. 114 НК РФ налоговые  санкции (штрафы) взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Ст. 31.3 КоАП РФ предусматривает возможность обращения постановления по делу об административном правонарушении к исполнению лицом, вынесшим постановление.

Прекращение исполнения постановления  о назначении административного  наказания имеет место (ст. 31.7 КоАП РФ) в связи с изданием акта амнистии, с отменой или признанием утратившим силу закона или его положения, устанавливающих ответственность за содеянное, со смертью лица, с истечением сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, с отменой постановления. В НК РФ подобные основания отсутствуют.

Различаются и смягчающие, и отягчающие финансовую и административную ответственность обстоятельства. В  административной сфере это 6 отягчающих и 5 смягчающих обстоятельств, в финансовом праве этот перечень зависит от конкретного  института, но никогда не совпадает  с административным. Например, единственным отягчающим обстоятельством НК РФ, как отмечалось выше, признает повторность привлечения к ответственности лица (совпадение с пп. 2 п. 1 ст. 4.3 КоАП РФ), смягчающие обстоятельства перечислены в ст. 112 НК РФ. Среди них совпадает только совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных обстоятельств (пп. 3 п. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), остальные пункты не совпадают с перечнем ст. 4.2 КоАП РФ. Если придерживаться перечня КоАП РФ, то при установлении факта непредставления налоговой декларации в срок (ст. 15.5 КоАП РФ) в связи с тем, что гражданин находился несколько недель в состоянии сильного алкогольного опьянения, должно повлечь увеличение наказания, так же как и нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах. Хотя ст. 4.3 КоАП РФ и делает отягчающие обстоятельства оценочными, вводя возможность непризнания их органом, должностным лицом или судом в качестве таковых, но в результате порождает дополнительные возможности для злоупотреблений.

К перечисленным выше отличиям можно добавить, что даже в том  случае, когда не возникает административной ответственности за несвоевременную  уплату налога, у лица возникает  обязанность уплаты пени, т.е. финансовая ответственность за нарушение требований финансового законодательства.

Разграничив финансовую и  административную ответственность, рассмотрим сходства и отличия финансовой и  гражданско-правовой ответственности.

Как отмечалось выше, обе  они являются разновидностями юридической  ответственности и обладают всеми  ее характерными чертами. Также их сходство наблюдается в следующем:

Гражданско-правовая ответственность  и финансовая имеют имущественный  характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Ответственность за совершение финансового правонарушения
  1. Ответственность по финансовому законодательству

Исследование финансовых правонарушений не может быть полным, если не рассмотреть  вопрос об ответственности за данные правонарушения, т.е. вопрос финансовой ответственности. Правовые нормы, регулирующие финансовую ответственность разбросаны по нескольким правовым актам:

Кодекс  об административных правонарушениях (КоАП);

Налоговый Кодекс РФ;

Бюджетный Кодекс РФ;

Уголовный кодекс РФ.

Ответственность за нарушение финансового  законодательства представляется как  определённая совокупность различных  видов юридической ответственности. Сама юридическая ответственность, как известно включает в себя несколько основных видов ответственности: гражданская ответственность; административная ответственность; уголовная ответственность; дисциплинарная ответственность; материальная ответственность.

Следует разобраться, элементы каких видов ответственности несёт в своём составе финансовая ответственность.

Гражданская ответственность свойственна  отношениям юридически равных сторон, а в финансовом праве стороны  не имеют равенства, здесь видны  отношения государственно-властного  характера: сторона, представляющая интересы государства, вправе давать указания, обязательные для исполнения другой стороной.

Исходя из этого можно сделать заключение, что финансовая ответственность не несёт в своём составе элементы гражданской ответственности.

Но из этого вывода можно сделать  исключение. Допустим,  

государственный орган, представляющий интересы государства в налоговых  отношениях, своими действиями причинил ущерб интересам другого лица. Здесь имеет место причинение вреда, которое регулируется в гражданском  порядке. Из выше написанного можно сделать вывод, что меры гражданской ответственности не направлены на обеспечение соблюдения финансового законодательства, хотя косвенное влияние имеет место.

Дисциплинарный и материальный вид ответственности  также косвенным образом влияют на формирование финансовой ответственности, т.к. государство не может выступать стороной в отношениях подобного характера.

Дисциплинарная ответственность  является правовой формой воздействия  администрации предприятий, учреждений и организаций на своих работников за совершение дисциплинарных правонарушений.8

Поскольку налоговое законодательство должно исполняться и на предприятиях, в учреждениях и организациях, его нарушением является и нарушение, связанное с неисполнением либо ненадлежащим исполнением работниками  своих служебных (должностных) обязанностей. Такие правонарушения можно квалифицировать  одновременно и как административные, и как дисциплинарные проступки  должностных лиц.

В данном случае необходимо помнить, что действия подчиненных должностным  лицам работников, которые нарушили налоговое законодательство, также  являются основанием для привлечения  должностных лиц к ответственности. Таким образом, возможно наложение  одновременно двух взысканий за одно на рушение налогового законодательства. Это обусловлено, вероятно, необходимостью создания режима законности в сфере налоговых правоотношений. Ведь должностные лица обязаны обеспечивать соблюдение налогового законодательства, что является также их служебной обязанностью.

Конечно, основанием дисциплинарной ответственности этой категории  должностных лиц являются не только административно-дисциплинарные, но и  другие дисциплинарные проступки, совершение которых не влечет административной ответственности, т. е. дисциплинарные проступки в их “чистом виде”.

Если работники предприятий  не выполняют свои личные налоговые  обязательства, то это не образует состав дисциплинарного проступка и  не является основанием дисциплинарной ответственности.

У каждого налога есть свой самостоятельный  объект налогообложения, который устанавливается  законодательством, регулирующим конкретный вид налога.

Обязанность уплатить налог появляется у налогоплательщика при наличии  у него объекта налогообложения. Поэтому если у налогоплательщика  по данным его бухгалтерского учета  возникает какой-либо объект налогообложения, наступает и обязанность исчислить соответствующий налог и уплатить его в установленные сроки в бюджет.

Информация о работе Ответственность за совершение финансового правонарушения