Ответственность за совершение финансового правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Самостоятельным основанием применения мер государственного принуждения за нарушения финансового законодательства является финансовое правонарушение. Финансовое законодательство не содержит единого комплексного понятия финансового правонарушения, но закрепляет определения его разновидностей - налогового правонарушения и нарушения бюджетного законодательства.

Оглавление

Введение______________________________________________
Понятие, признаки, содержание и виды финансовых правонарушений
Состав финансового правонарушения____________________
Понятие и виды финансовых санкций_____________________
Основание и порядок применения финансовых санкций______
Соотношение финансово-правовой ответственности с другими видами юридической ответственности____________________

Ответственность за совершение финансового правонарушения
Ответственность по финансовому законодательству________
Ответственность по бюджетному законодательству_________
Ответственность по УК РФ_____________________________
Ответственность по КоАП РФ___________________________

Актуальные проблемы ответственности в сфере финансовых правоотношений________________________________________
Список литературы______________________________________

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 99.18 Кб (Скачать)

Общие и  отличительные черты финансовых санкций.

Финансовые санкции имеют общую  юридическую природу, но вместе с  тем и отличительные признаки. Основные различия между штрафом  как представителем карательной  санкции и недоимкой и пеней  как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем:

  • основанием штрафной ответственности является совершение финансового правонарушения, правильная его квалификация, индивидуализация суммы денежного взыскания. Основанием правовосстановительной ответственности является наличие финансовых обязанностей перед государством и, в случае необходимости, государственно-властное принуждение к их исполнению;
  • штраф носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также могут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. Размеры недоимки и пени всегда абсолютно определены и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонарушением, может быть подсчитана достаточно точно;
  • взыскание штрафа является результатом правоохранительной деятельности государственных органов, и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности. В отличие от штрафа уплатить недоимку или пени правонарушитель может самостоятельно, без вмешательства государственных органов.

Имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключения. Так, п. 2 ст. 75 НК РФ закрепляет, что сумма соответствующих пеней взыскивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; п. 4 ст. 101 НК РФ устанавливает, что на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Субъект финансового права, привлекаемый к финансовой ответственности, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участвовать в производстве по исследованию обстоятельств совершения правонарушения.

Единую правовую природу финансовых санкций подчеркивает и БК РФ, п. 2 ст. 41 которого относит пени и штрафы к налоговым доходам бюджетов.

В российском финансовом праве  санкции имеют еще один общий  аспект, наличие которого существенно  отличает финансово-правовую ответственность  от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими другими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.

 

 

 

 

    1. Основание и порядок применения финансовых санкций

Применение финансовых санкций  за нарушение в сфере финансовой деятельности осуществляется в соответствии с НК РФ, БК РФ, ТК РФ и др.

За налоговые правонарушения, нарушение таможенного законодательства, а также бюджетные правонарушения применяется такая финансово-правовая санкция, как пеня.

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ пеня может быть уплачена налогоплательщиком добровольно или  взыскана с него в принудительном порядке. При этом в соответствии с п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание  пени с налогоплательщика производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

Добровольная уплата пени осуществляется следующим образом:

 налоговый орган, приняв  решение по результатам налоговой  проверки, направляет налогоплательщику  в 10-дневный срок от даты  вынесения соответствующего решения  требования об уплате налога  и соответствующих пеней. Срок  исполнения такого требования  указывается в самом требовании;

в случае исполнения налогоплательщиком требования налогового органа по уплате налога и пеней в установленный  срок имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в  виде пени.

Принудительное взыскание  пени с организации-налогоплательщика  или организации — налогового агента осуществляется в следующем  порядке:

- такое взыскание возможно  в случае неуплаты налогоплательщиком  пени в добровольном порядке;

- налоговый орган осуществляет  принудительное взыскание пени  за счет денежных средств, находящихся  на счетах организаций, а при  недостаточности или отсутствии —> за счет иного имущества организации-налогоплательщика или организации налогового агента:

- принудительное взыскание  пени с организаций происходит  путем направления налоговым  органом в банк инкассового  поручения на списание и перечисление  в соответствующие бюджеты денежных  средств со счетов этих организаций.  Решение о взыскании принимается  не позднее 10, дней после истечения  срока исполнения требования  об уплате налога. Решение, принятое  после истечения этого срока,  является недействительным и  исполнению не подлежит. Однако  в этом случае налоговый орган  может обратиться в суд с  иском о взыскании с организации причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании должно быть доведено до сведения организации в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о нем;

- взыскание пени может  производиться с рублевых расчетных  (текущих) и валютных счетов  организаций и не может производиться  с депозитного счета организации,  если не истек срок действия  депозитного договора;

- при взыскании средств с валютных счетов организации руководитель налогового органа (его заместитель) одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты этой организации;

- инкассовое поручение  (распоряжение) исполняется банком  не позднее одного операционного  дня, следующего за днем получения  им указанного поручения, в  случае, когда взыскание производится  с рублевых счетов, и не позднее  двух операционных дней, если  пени взыскивается с валютных  счетов.

При недостаточности или  отсутствии денежных средств на счетах организации налоговый орган  вправе взыскать пени за счет иного  имущества организации в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Порядок принудительного  взыскания пени с физического  лица-налогоплательщика или физического  лица-налогового агента характеризуется следующим:

а) согласно ст. 48 НК РФ налоговый  орган обращается в суд с иском  о взыскании пени за счет имущества  физического лица. Такой иск может  быть подан налоговым органом  в течение шести месяцев после  истечения требования об уплате налога;

б) взыскание пени за счет имущества физического лица производится на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве»  с учетом особенностей, предусмотренных  Налоговым кодексом РФ.

Порядок наложения штрафа за налоговые правонарушения установлен в ст. 101, 104, 111, 115 НК РФ. Штраф может  быть уплачен лицом, совершившим  налоговое правонарушение, добровольно  или взыскан с него в судебном порядке.

Добровольная уплата штрафа за налоговые правонарушения возможна в следующем порядке:

а) налоговый орган направляет налогоплательщику (иному обязанному лицу) требование об уплате недоимки по налогу, пени, а также штрафа. Срок уплаты указывается в требовании;

б) в случае исполнения налогоплательщиком (иным обязанным лицом) требования налогового органа в установленный срок, имеет  место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде штрафа.           

Взыскание штрафа с налогоплателъщика (или иного обязанного лица) за налоговое правонарушение в судебном порядке осуществляется в случае:

а) если налогоплательщик (иное обязанное лицо) отказался добровольно  уплатить сумму штрафа или пропустил  срок уплаты, указанный в требовании;

б) исковое заявление о  взыскании штрафа с организации  или индивидуального предпринимателя  подается налоговым органом в  арбитражный суд, а с физического  лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей  юрисдикции.

Мерами принудительного  исполнения решения являются:

1) обращение взыскания  на имущество должника путем  наложения ареста и продажи  имущества; 

2) обращение взыскания  на заработную плату, пенсию, стипендию  и иные источники доходов должника;

3) обращение взыскания  на денежные суммы и имущество  должника, находящиеся у других  лиц; 

4) изъятие у должника  и передача взыскателю определенных  предметов, указанных в решении  суда.

Обстоятельства, исключающие  вину, смягчающие и отягчающие ответственность

В ст. 111 НК РФ предусматриваются  обстоятельства, исключающие лица в  совершении налогового правонарушения. Эти обстоятельства должны учитываться  при вынесении налоговым органом  решения о привлечении лица к  налоговой ответственности и  направлении ему требования об уплате, штрафа, а также судом при рассмотрении дела о налоговом правонарушении. К таким обстоятельствам относятся:

а) совершение налогового правонарушения вследствие стихийного бедствия или  других чрезвычайных и непреодолимых  обстоятельств;  б) совершение налогового правонарушения физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

в) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

В ст. 112 НК РФ указываются  обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся:

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной  или иной, зависимости;

иные обстоятельства, которые  налоговым органом или судом  могут быть признаны смягчающими  ответственность.

При наличии хотя бы одного из вышеназванных смягчающих обстоятельств  размер штрафа, указанный в налоговом  требовании, подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению  с установленным в Налоговом  кодексе РФ.

К обстоятельствам, отягчающим ответственность, относится совершение налогового правонарушения лицом, ранее  привлекаемым к ответственности  за аналогичное правонарушение. В  этом случае размер штрафа увеличивается  налоговым органом или судом  на 100% (ст. 114 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ в ст. 115 устанавливает срок давности и  для взыскания штрафа за налоговое  правонарушение. Налоговые органы могут  обратиться в суд с иском о взыскании штрафа не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Однако в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.

Порядок наложения финансового  штрафа за бюджетные правонарушения установлен сегодня Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О федеральном  казначействе». Он производится налоговыми органами в бесспорном порядке в трехдневный срок по представлении органов Федерального казначейства.

Наложение финансового штрафа за несоблюдение правил ведения кассовых операций, а также несоблюдение условий  работы с денежной наличностью осуществляется органами Министерства по налогам и  сборам РФ по сведениям, предоставляемым  коммерческими банками и другими  органами, контролирующими соблюдение организациями порядка ведения  кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Соотношение финансово-правовой ответственности с другими видами юридической ответственности

Таким образом, финансовая ответственность  отличается от административной и уголовной прежде всего по цели, т.к. у двух последних отсутствует правовосстановительная цель.

Различаются и применяемые  санкции в административной и  финансовой ответственности. Так, например, не предусматривает в качестве санкций  пени (правовосстановительная санкция) ст. 3.2 КоАП РФ. В то же время и НК РФ - ст. 114, и БК РФ - ст. 282 предусматривают в качестве санкции применение пеней. Следует отметить, что ряд мер воздействия не применяется в финансовом праве. Например, предусмотренные ст. 3.2 КоАП РФ: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; дисквалификация.

Информация о работе Ответственность за совершение финансового правонарушения