Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:47, курсовая работа
Самостоятельным основанием применения мер государственного принуждения за нарушения финансового законодательства является финансовое правонарушение. Финансовое законодательство не содержит единого комплексного понятия финансового правонарушения, но закрепляет определения его разновидностей - налогового правонарушения и нарушения бюджетного законодательства.
Введение______________________________________________
Понятие, признаки, содержание и виды финансовых правонарушений
Состав финансового правонарушения____________________
Понятие и виды финансовых санкций_____________________
Основание и порядок применения финансовых санкций______
Соотношение финансово-правовой ответственности с другими видами юридической ответственности____________________
Ответственность за совершение финансового правонарушения
Ответственность по финансовому законодательству________
Ответственность по бюджетному законодательству_________
Ответственность по УК РФ_____________________________
Ответственность по КоАП РФ___________________________
Актуальные проблемы ответственности в сфере финансовых правоотношений________________________________________
Список литературы______________________________________
Общие и отличительные черты финансовых санкций.
Финансовые санкции имеют
Имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключения. Так, п. 2 ст. 75 НК РФ закрепляет, что сумма соответствующих пеней взыскивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; п. 4 ст. 101 НК РФ устанавливает, что на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.
Субъект финансового права, привлекаемый к финансовой ответственности, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участвовать в производстве по исследованию обстоятельств совершения правонарушения.
Единую правовую природу финансовых санкций подчеркивает и БК РФ, п. 2 ст. 41 которого относит пени и штрафы к налоговым доходам бюджетов.
В российском финансовом праве санкции имеют еще один общий аспект, наличие которого существенно отличает финансово-правовую ответственность от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими другими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.
Применение финансовых санкций за нарушение в сфере финансовой деятельности осуществляется в соответствии с НК РФ, БК РФ, ТК РФ и др.
За налоговые правонарушения,
нарушение таможенного
В соответствии с Налоговым
кодексом РФ пеня может быть уплачена
налогоплательщиком добровольно или
взыскана с него в принудительном
порядке. При этом в соответствии
с п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание
пени с налогоплательщика
Добровольная уплата пени осуществляется следующим образом:
налоговый орган, приняв
решение по результатам
в случае исполнения налогоплательщиком требования налогового органа по уплате налога и пеней в установленный срок имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде пени.
Принудительное взыскание
пени с организации-
- такое взыскание возможно
в случае неуплаты
- налоговый орган осуществляет
принудительное взыскание пени
за счет денежных средств,
- принудительное взыскание
пени с организаций происходит
путем направления налоговым
органом в банк инкассового
поручения на списание и
- взыскание пени может
производиться с рублевых
- при взыскании средств с валютных счетов организации руководитель налогового органа (его заместитель) одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты этой организации;
- инкассовое поручение
(распоряжение) исполняется банком
не позднее одного
При недостаточности или
отсутствии денежных средств на счетах
организации налоговый орган
вправе взыскать пени за счет иного
имущества организации в
Порядок принудительного
взыскания пени с физического
лица-налогоплательщика или
а) согласно ст. 48 НК РФ налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании пени за счет имущества физического лица. Такой иск может быть подан налоговым органом в течение шести месяцев после истечения требования об уплате налога;
б) взыскание пени за счет
имущества физического лица производится
на основании вступившего в
Порядок наложения штрафа за налоговые правонарушения установлен в ст. 101, 104, 111, 115 НК РФ. Штраф может быть уплачен лицом, совершившим налоговое правонарушение, добровольно или взыскан с него в судебном порядке.
Добровольная уплата штрафа за налоговые правонарушения возможна в следующем порядке:
а) налоговый орган направляет налогоплательщику (иному обязанному лицу) требование об уплате недоимки по налогу, пени, а также штрафа. Срок уплаты указывается в требовании;
б) в случае исполнения налогоплательщиком (иным обязанным лицом) требования налогового органа в установленный срок, имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде штрафа.
Взыскание штрафа с налогоплателъщика (или иного обязанного лица) за налоговое правонарушение в судебном порядке осуществляется в случае:
а) если налогоплательщик (иное обязанное лицо) отказался добровольно уплатить сумму штрафа или пропустил срок уплаты, указанный в требовании;
б) исковое заявление о
взыскании штрафа с организации
или индивидуального
Мерами принудительного исполнения решения являются:
1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и продажи имущества;
2) обращение взыскания
на заработную плату, пенсию, стипендию
и иные источники доходов
3) обращение взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц;
4) изъятие у должника
и передача взыскателю
Обстоятельства, исключающие вину, смягчающие и отягчающие ответственность
В ст. 111 НК РФ предусматриваются
обстоятельства, исключающие лица в
совершении налогового правонарушения.
Эти обстоятельства должны учитываться
при вынесении налоговым
а) совершение налогового правонарушения вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств; б) совершение налогового правонарушения физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
в) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.
В ст. 112 НК РФ указываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся:
совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной, зависимости;
иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
При наличии хотя бы одного из вышеназванных смягчающих обстоятельств размер штрафа, указанный в налоговом требовании, подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным в Налоговом кодексе РФ.
К обстоятельствам, отягчающим ответственность, относится совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В этом случае размер штрафа увеличивается налоговым органом или судом на 100% (ст. 114 НК РФ).
Налоговый кодекс РФ в ст. 115 устанавливает срок давности и для взыскания штрафа за налоговое правонарушение. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафа не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Однако в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.
Порядок наложения финансового штрафа за бюджетные правонарушения установлен сегодня Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О федеральном казначействе». Он производится налоговыми органами в бесспорном порядке в трехдневный срок по представлении органов Федерального казначейства.
Наложение финансового штрафа
за несоблюдение правил ведения кассовых
операций, а также несоблюдение условий
работы с денежной наличностью осуществляется
органами Министерства по налогам и
сборам РФ по сведениям, предоставляемым
коммерческими банками и
Таким образом, финансовая ответственность отличается от административной и уголовной прежде всего по цели, т.к. у двух последних отсутствует правовосстановительная цель.
Различаются и применяемые санкции в административной и финансовой ответственности. Так, например, не предусматривает в качестве санкций пени (правовосстановительная санкция) ст. 3.2 КоАП РФ. В то же время и НК РФ - ст. 114, и БК РФ - ст. 282 предусматривают в качестве санкции применение пеней. Следует отметить, что ряд мер воздействия не применяется в финансовом праве. Например, предусмотренные ст. 3.2 КоАП РФ: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; дисквалификация.
Информация о работе Ответственность за совершение финансового правонарушения