Ответственность за совершение финансового правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Самостоятельным основанием применения мер государственного принуждения за нарушения финансового законодательства является финансовое правонарушение. Финансовое законодательство не содержит единого комплексного понятия финансового правонарушения, но закрепляет определения его разновидностей - налогового правонарушения и нарушения бюджетного законодательства.

Оглавление

Введение______________________________________________
Понятие, признаки, содержание и виды финансовых правонарушений
Состав финансового правонарушения____________________
Понятие и виды финансовых санкций_____________________
Основание и порядок применения финансовых санкций______
Соотношение финансово-правовой ответственности с другими видами юридической ответственности____________________

Ответственность за совершение финансового правонарушения
Ответственность по финансовому законодательству________
Ответственность по бюджетному законодательству_________
Ответственность по УК РФ_____________________________
Ответственность по КоАП РФ___________________________

Актуальные проблемы ответственности в сфере финансовых правоотношений________________________________________
Список литературы______________________________________

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 99.18 Кб (Скачать)

Принцип привлечения к юридической  ответственности только за совершение виновного деяния является исходным началом всех публичных отраслей права, в том числе и финансового. Например, согласно п. 1 ст. 110 НК РФ налоговое  правонарушение может быть совершенно умышлено или по неосторожности.

При совершении финансового правонарушения организацией также возможно определение  вины в ее действиях (бездействии). Необходимость  установления вины организации и  учета ее формы прямо устанавливается

финансовым  законодательством. В частности, ч. 4 ст. 110 НК РФ определяет, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, деяния (действия или бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Таким образом, состав финансового правонарушения представляет собой законодательно построенную юридическую модель типичных признаков виновного противоправного  деяния, нарушающего финансовые нормативно правовые акты и за которое финансовым законодательством федерального уровня установлены меры ответственности.

Состав финансового правонарушения является критерием достоверной  квалификации совершенного деяния и, следовательно, обоснованного применения финансово-правовой санкции. Наличие в противоправном деянии совокупности объективных и  субъективных признаков является единственным юридическим основанием для привлечения  субъекта финансового права к  финансовой ответственности, поэтому  при отсутствии хотя бы одного признака конкретного состава финансового  правонарушения квалификация содеянного в качестве противоправного и  наказуемого явления исключается.

 

    1. Понятие и виды финансовых санкций

 

Соблюдение финансово-правовых норм обеспечивается возможностью государства  применять меры принуждения за нарушение  обязанностей, предусмотренных финансовым законодательством. Ответственность  за финансовые правонарушения находит  свое выражение в соответствующей  части нормы права, называемой санкцией. Анализ действующих финансовых нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что ретроспективная финансовая ответственность невозможна без  взыскания с виновного лица финансовой санкции, так как финансовое законодательство не содержит института полного освобождения от ответственности по основаниям малозначительности содеянного, деятельного раскаяния  либо снижения размера штрафа в зависимости  от количества обстоятельств, смягчающих вину.

Особенности финансово-правовых санкций.

Финансово-правовые санкции включены в общеправовую систему мер государственного принуждения, поэтому им свойственны  все признаки юридических санкций. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в правовых нормах предписания о мерах принуждения  за неисполнение обязанностей в целях  защиты прав других лиц.

Вместе с тем финансово-правовая санкция представляет собой форму  реагирования государства на нарушение  законодательства, регулирующего порядок  аккумулирования, распределения и  использования государственных  и муниципальных денежных фондов, и является внешним материальным выражением государственно-властного  принуждения за совершение финансового  проступка. Санкции в финансовом праве тем самым обладают рядом  особенностей, обусловленных спецификой механизма правового регулирования  отношений, складывающихся в процессе публичной финансовой деятельности.

Финансово-правовая санкция представляет элемент финансовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоблюдения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм и применяемых в особом процессуальном порядке.5

В финансовом праве применяются  санкции, которые известны другим отраслям права и применимы для защиты имущественных интересов многих субъектов, - штрафы и пени, а также  меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере, - взыскание  недоимки, блокировка расходов, изъятие  бюджетных средств, приостановление  операций по счетам в кредитных организациях.

Интересная особенность финансово-правовых санкций проявляется в их открытом перечне: ст. 282 БК РФ допускает возможность  применения к нарушителям бюджетного законодательства иных мер в соответствии с федеральными законами.

Установление финансово-правовых санкций в текущем бюджетном  законодательстве объясняется отсылочным характером норм БК РФ, устанавливающих  составы бюджетных правонарушений. По замыслу законодателя, в бюджетных  правоотношениях меры ответственности  и их размер должны содержаться в  Кодексе об административных правонарушениях. Однако такой подход разрывает охранительную  финансово-правовую норму, делает ее применение невозможной в силу разного предназначения финансового и административного  права. К тому же санкции за финансовые правонарушения установлены КоАП только по отношению к трем составам, остальные остались без мер государственной защиты. Поэтому пробелы действующего законодательства восполняются законодателем при принятии ежегодного закона

о федеральном бюджете.

Особенность финансово-правовых санкций  проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых правоотношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функцию, то и финансово-правовые санкции нацелены прежде всего на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний. Наличие восстановительных санкций не исключает необходимость воздействия на правонарушителя с целью общей и частной превенции. Санкции, в зависимости от способов, какими они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на два вида:

  • правовосстановительные, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства; принудительное исполнение невыполненных финансовых обязанностей, а также на восстановление нарушенных имущественных прав государства;

карательные (штрафные), реализация которых  направлена на предупреждение финансового  правонарушения, а также на исправление  и наказание нарушителей финансового  законодательства.

Так, санкции, установленные в ст. 116, 117, 118, 124 - 129 НК РФ, носят карательный  характер, остальные направлены на восполнение финансовых потерь государства. Компенсационный характер носят  большинство мер воздействия, применяемых  к нарушителям бюджетного законодательства.

Размеры финансовых санкций предусматриваются  специальными статьями отраслевого  законодательства, устанавливаются  и применяются, как правило, в  виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении финансового правонарушения. Денежная форма финансовых санкций обусловлена характером финансовых обязанностей субъектов финансового права, которые также выражены в денежной форме: налогоплательщик обязан уплачивать налоги в денежной форме; распорядители бюджетных средств обязаны их использовать по целевому назначению; предприятия обязаны совершать денежные расчеты между собой в безналичной форме, перечислять валютную выручку на счета в уполномоченных банках и т.д.

Несмотря на различные способы  исчисления, все финансовые санкции  имеют общую юридическую природу  и характерную особенность, заключающуюся  в смене права собственности  посредством принудительного изъятия  денежных средств у физического  лица или организации в пользу государства. Тем не менее процессуальный порядок применения финансово-правовых санкций зависит от их вида.

Штрафы за нарушения финансового законодательства взыскиваются только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций

является развитием  принципа неприкосновенности собственности, закрепленного в ч.3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В некоторых случаях финансовое законодательство предусматривает  изменение порядка уплаты штрафа. Например, налоговые органы имеют  право предоставить субъекту, виновному  в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсрочку по уплате санкции.

Нарушение финансового законодательства неминуемо причиняет вред имущественным  интересам государства, поэтому  задача финансовых санкций состоит  в максимальной нейтрализации денежных потерь казны, в восстановлении нарушенных прав и наказании правонарушителя. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности  по налоговому обязательству, полным возмещением  ущерба, понесенного государством в  результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона. Иного рода меры, а именно: взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также различного рода штрафов - по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового и являются наказанием за налоговое правонарушение.

При взыскании недоимки и пени имеет место принудительное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, существовавшей до нарушения финансового законодательства. Недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законодательством срок, и носит компенсационный характер.6 Следовательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов является налоговой санкцией, обусловленной юридической природой налогового обязательства.

В качестве мер государственно-властного  воздействия на нарушителей финансового  законодательства используется пеня. Прообразом пени,

взыскиваемой  за нарушения налогового законодательства, можно считать

законную  неустойку, применяемую в гражданско-правовых отношениях. Согласно п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойка представляет денежную сумму, определенную законом  или договором на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Одной из разновидностей неустойки  является пеня, которая может быть договорной и законной. Законная неустойка  устанавливается законодательством  и применяется независимо от соглашения сторон. Вместе с тем необходимо учитывать особенности финансово-правовой пени, начисляемой при нарушении  публично-правовых обязанностей.

Наибольшее распространение пеня как разновидность финансово-правовых санкций получила в налоговом  праве. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня защищает налоговые правоотношения и применяется в случае нарушения  налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов или сборов в  срок и в полном объеме. Государственное  принуждение прослеживается в механизме  взыскания пени, заключающемся в  принудительном изъятии за счет денежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. С налогоплателыциков-организаций пени взыскиваются в бесспорном порядке, с физических лиц - по решению суда.

Анализ финансового законодательства позволяет сделать вывод, что  пеня является мерой юридической  ответственности и содержит необходимые  признаки последней:

  • условия применения и механизм взыскания пени установлены законодательством;
  • основанием применения пени выступает нарушение финансового законодательства;
  • пеня является следствием совершения финансового правонарушения и связана с реализацией санкции финансово-правовой нормы;
  • взыскание пени сопровождается государственно-властным принуждением;
  • уплата начисленной пени означает добровольную реализацию финансовоправовой (налоговой) обязанности;
  • взыскание пени означает причинение правонарушителю имущественного урона в денежной форме.

Взыскание недоимки и пени носит  ярко выраженный компенсационный характер, в качестве мер государственно-властного  принуждения они имеют правовосстановительную природу и имущественную форму. Недоимка и пеня направлены на исполнение финансовых обязанностей перед государством, в частности бесспорной обязанности налогоплательщика перечислить причитающиеся платежи в пользу казны. Восстановление нарушенных финансовых прав государства предполагает достижение полной эквивалентности, то есть возвращение казне как потерпевшей стороне объема финансовых прав, утраченного в результате произошедшего факта финансового правонарушения.

Информация о работе Ответственность за совершение финансового правонарушения