Место и роль Счетной палаты в системе государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы актуальна, т.к. одним из важнейших элементов управления является финансовый контроль, который предопределяется сущностью финансов как системы денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием совокупного продукта и национального дохода. В процессе финансового контроля анализируется деятельность субъектов хозяйствования, учреждений, органов власти и управления.

Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции финансов и с позиций финансового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать права государства и муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Назначение и формы финансового контроля…………………………..5

1.1. Классификация объектов финансового контроля……………….…………....5

1.2. Виды финансового контроля……………………………….…………………..7

1.3. Методы финансового контроля………….…………….……………………...11

1.4. Парламентский и административный контроль……………………………..16

Глава 2. Место Счетной палаты в системе органов финансового контроля…...20

2.1. Формирование и принципы работы Счетной палаты……………………….20

2.2. Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты…….………………….21

2.3. Аудит эффективности…………………………………………………………22

2.4. Организация и планирование работы Счетной палаты……………………..23

2.5. Взаимодействие Счетной палаты с Президентом Российской Федерации и органами государственной власти………………………………….……………..25

Глава 3. Проблемы контроля за деятельностью Счетной палаты РФ………….26

Заключение………………………………………………………………………….34Библиографический список………...………….…………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовик Финансовое право.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

      Аудит эффективности, помимо функции контроля, обеспечит прозрачность деятельности органов власти, предоставит общественности точную и всеобъемлющую информацию о результатах их деятельности. В рамках внедрения аудита эффективности в практику работы Счетной палаты идет перестройка существующих форм и методов финансового контроля, корректировка и внесение соответствующих изменений в действующее законодательство.11 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.4. Организация и планирование работы Счетной палаты

      Счетная палата осуществляет годовое и текущее  планирование своей деятельности. План работы Счетной палаты представляет собой совокупность контрольных  мероприятий, экспертно-аналитических и других работ.12

      Проект  годового плана работы рассматривается и утверждается Коллегией Счетной палаты, после чего становится обязательным для исполнения всеми должностными лицами и сотрудниками аппарата. Любые изменения, дополнения, уточнения могут быть внесены в план работы Счетной палаты не иначе как по решению Коллегии Счетной палаты.

      Текущее планирование реализуется в ежеквартальных планах работы Коллегии. Эти планы  определяют конкретные сроки (месяц, число) представления и рассмотрения на заседаниях Коллегии отчетных материалов по контрольным мероприятиям.

      В соответствии с законом обязательному  включению в планы и программы  работы Счетной палаты подлежат поручения  Совета Федерации и Государственной  Думы, обращения не менее одной  пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Обязательному рассмотрению при формировании планов работы Счетной палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, членов Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации.

      Счетная палата информирует Федеральное  Собрание о результатах проведенных  ревизий и проверок, в частности  об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона.

      Обращения иных организаций и отдельных  граждан рассматриваются по поручению  Председателя или заместителя Председателя Счетной палаты аудиторами, в компетенцию  которых входят поставленные в обращении  вопросы. При этом в любом случае организации или гражданину дается официальный ответ по принятому решению.

      По  результатам контрольных мероприятий  Счетная палата направляет органам  государственной власти Российской Федерации, руководителям объектов проверки представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности.

      При выявлении нарушений, наносящих  государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.

      При неоднократном неисполнении или  ненадлежащем исполнении предписаний  Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной  Думой принять решение о приостановлении  всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам объекта проверки.

      Если  при проведении проверки или ревизии  обнаружены хищение государственных  денежных или материальных средств, иные злоупотребления Счетная палата незамедлительно передает материалы  контрольного мероприятия в правоохранительные органы.  

          
 
 
 
 
 

2.5. Взаимодействие Счетной палаты с Президентом Российской Федерации и органами государственной власти

      Счетная палата поддерживает активное взаимодействие с Президентом Российской Федерации. Председатель Счетной палаты регулярно встречается с Президентом, направляет главе государства аналитические записки и информационные материалы, предложения для включения в Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. По аналитическим и информационным материалам Счетной палаты, в том числе по вопросам реформирования естественных монополий, развития инвестиционных процессов, реформирования пенсионной системы страны, Президентом даются соответствующие поручения Правительству Российской Федерации для принятия мер по устранению нарушений.

      Счетная палата взаимодействует также с Контрольным управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Советом Безопасности.

      Расширяется взаимодействие Счетной палаты с  такими федеральными органами государственной  власти как Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности в части проведения контрольных мероприятий по объектам, представляющим взаимный интерес.13 
 
 
 
 
 
 

     3. Проблемы контроля  за деятельностью  Счетной палаты  РФ

      Назначение  на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов производится Государственной Думой, а назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и другой половины аудиторов - Советом Федерации. Основной функцией Счетной палаты Российской Федерации, как определено в Федеральном законе, является функция контроля.

      Вопросы деятельности Счетной палаты Российской Федерации при безусловной их актуальности, на наш взгляд, остаются недостаточно разработанными в научной литературе. При этом одной из сложнейших проблем является проблема контроля за деятельностью Счетной палаты Российской Федерации, поскольку орган, осуществляющий контрольные функции, не может, во-первых, оставаться бесконтрольным со стороны иных государственных органов и должностных лиц, во-вторых, должен взаимодействовать с другими органами и должностными лицами, осуществляющими контрольные функции.

      Это мнение согласуется с позицией законодателя, поскольку согласно ст. 22 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" контрольные органы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, правоохранительные органы, контрольные органы субъектов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и его Контрольно-ревизионное управление, Министерство финансов Российской Федерации и его Контрольно-ревизионное управление, налоговые органы и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок.

      При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

      Однако, закрепив нормы о взаимодействии Счетной палаты РФ с иными контрольными органами, законодатель не предусмотрел действенный и эффективный механизм контроля за деятельностью самой  Счетной палаты РФ. Сегодня деятельность Счетной палаты РФ проверяет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, подконтрольная Министерству финансов Российской Федерации. Более того, в 2005 г. в текущем плане контрольной деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ (Росфиннадзора России) проверка деятельности Счетной палаты РФ была намечена ранее, чем Счетная палата РФ начнет проверять бюджет.14

      Подобное  положение, по нашему мнению, не может  быть оценено как удовлетворительное по ряду причин. Прежде всего следует  отметить, что Счетная палата РФ подвергается проверке со стороны органа, который сама должна контролировать, что искажает сущность и смысл независимого контроля. В теории государственного контроля в зависимости от научных и практических задач в основу классификации видов контроля могут быть положены различные критерии. Так, исходя из направленности контроля, характерологических признаков его субъекта, контроль можно подразделить на внутренний (ведомственный, внутриведомственный) и внешний (вневедомственный, межведомственный и надведомственный). Внутренний контроль осуществляется в отношении органов одной системы, а внешний - в отношении организационно неподчиненных субъектов.15

      Внешний контроль парламента в материально-финансовой сфере осуществляется, как правило, через институты парламентского контроля, а также через специализированные государственные органы - счетные, контрольно-счетные палаты.16

      Ряд авторов, отмечая специфику направленности функций этого органа - проверку законности деятельности исполнительной власти по финансовым вопросам, относят Счетную палату к законодательной ветви власти.17

      Другие  ведут речь о тенденции "отпочкования" от существующей традиционной, принятой в настоящее время, триады властей  новой ветви власти – контрольной.18

      Счетная палата является высшим и единственным постоянно действующим органом в системе парламентского контроля, выполняющим функции организатора и осуществляющим контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, за эффективным использованием федеральной собственности.19

      Счетная палата является органом со специальным  конституционным статусом, поэтому  проверка ее деятельности не входит в  компетенцию финансового контроля исполнительных органов власти, в частности Росфиннадзора, в обязанности которого в отличие от Счетной палаты входит внутренний, а не внешний контроль.

      Не  подвергая сомнению полезность и  необходимость контроля за деятельностью  Счетной палаты РФ, отметим, что сопоставление положений законодательства с конституционными нормами и прогнозирование последствий практического применения его нормативных положений позволяют сделать вывод о необходимости внесения изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", предусмотрев действенную процедуру проверки, не противоречащую конституционному принципу разделения властей. По мнению первого заместителя комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой С. Иванова, выход из сложившейся ситуации - в назначении аудитора для проверки финансовой деятельности Счетной палаты на конкурсной основе. При этом право на назначение должно быть исключительно у Федерального Собрания России, которое и формирует Счетную палату Российской Федерации.20

      Это предложение согласуется с международным опытом. Так, в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой международной организацией высших контрольных органов в 1977 г., определены общие принципы функционирования контрольных органов, их взаимоотношения с парламентом и правительством, права, полномочия, методы (технология) работы. Как отмечает А.М. Тарасов, в той или иной степени сформулированные в ней принципы применяются практически всеми высшими контрольными органами зарубежных стран. В большинстве государств высшие контрольные институты подотчетны парламентам, при этом они наделены широкой самостоятельностью.21

      Более того, имеется положительный опыт проверки контрольно-счетных органов  аналогичными органами иностранных  государств, который также следует использовать. Так, например, устоявшейся практикой стала проверка финансовой деятельности Счетной палаты США аналогичным органом Канады, Счетный суд Франции проверяет Генеральная счетная палата Нидерландов. В мае 2004 г. функциональный обзор деятельности Счетной палаты Российской Федерации по методике Всемирного банка был проведен высшим органом государственного финансового контроля Великобритании - Национальным контрольным управлением.22

Информация о работе Место и роль Счетной палаты в системе государственного финансового контроля