Место и роль Счетной палаты в системе государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы актуальна, т.к. одним из важнейших элементов управления является финансовый контроль, который предопределяется сущностью финансов как системы денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием совокупного продукта и национального дохода. В процессе финансового контроля анализируется деятельность субъектов хозяйствования, учреждений, органов власти и управления.

Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции финансов и с позиций финансового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать права государства и муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Назначение и формы финансового контроля…………………………..5

1.1. Классификация объектов финансового контроля……………….…………....5

1.2. Виды финансового контроля……………………………….…………………..7

1.3. Методы финансового контроля………….…………….……………………...11

1.4. Парламентский и административный контроль……………………………..16

Глава 2. Место Счетной палаты в системе органов финансового контроля…...20

2.1. Формирование и принципы работы Счетной палаты……………………….20

2.2. Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты…….………………….21

2.3. Аудит эффективности…………………………………………………………22

2.4. Организация и планирование работы Счетной палаты……………………..23

2.5. Взаимодействие Счетной палаты с Президентом Российской Федерации и органами государственной власти………………………………….……………..25

Глава 3. Проблемы контроля за деятельностью Счетной палаты РФ………….26

Заключение………………………………………………………………………….34Библиографический список………...………….…………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовик Финансовое право.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     Сотрудники  контролирующих органов и их близкие  обеспечиваются государственной защитой, система мер которой установлена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»7 с последующими изменениями и дополнениями. Обеспечение государственной защиты должностных лиц контролирующих органов представляет собой комплекс мер безопасности, правовой и социальной защиты. Государственная защита применяется, если существует угроза посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных сотрудников в связи с их профессиональной деятельностью. Меры государственной защиты могут применяться и в отношении их близких родственников (в исключительных случаях — и других лиц), на жизнь, здоровье или имущество которых осуществляется посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности по проведению финансового контроля либо принудить контролирующих лиц изменить какие-либо данные, факты и т. д. 
 
 
 
 
 

      1.4. Парламентский и административный контроль

      В Российской Федерации контроль за исполнением  бюджета имеет две формы — парламентский и административный.8

      Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает:

      • право соответствующих представительных органов власти на получение от органов  исполнительной власти необходимых  сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

      • право соответствующих представительных органов власти на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной  информации об исполнении бюджета;

      •  право соответствующих представительных органов власти на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

      •  право  создавать собственные  контрольно-счетные  органы (Счетную  Палату РФ, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъектов  РФ и местного самоуправления) для  проведения внешнего аудита бюджетов;

      • право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.

      Административный  контроль осуществляется Министерством  финансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми  органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

      Административный  контроль предполагает:

      •  право проведения проверок главных  распорядителей и получателей бюджетных  средств;

      •  право получения информации, необходимой  для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;

      •  право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;

      • право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений  бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.9

      Административный  финансовый контроль ведут:

      1. Со стороны Президента РФ финансовый  и бюджетный контроль осуществляет  Главное контрольное управление  Президента РФ, которое наделено  следующими контрольными функциями: контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ; контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц.

      2. Финансово-бюджетный контроль постоянно осуществляется Правительством РФ. Оно контролирует весь бюджетный процесс, экономическую и финансовую деятельность всех федеральных министерств и ведомств, деятельность всех федеральных органов, осуществляющих контрольные функции. С этой целью при Правительстве РФ создан Межведомственный совет по государственному финансовому контролю.

      3. Министерство финансов РФ осуществляет: контроль за исполнением федерального  бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций; анализ сводной финансовой отчетности федеральных органов исполнительной власти; внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетов,  бюджетополучателей.  Оно может также осуществлять аудит бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерального бюджета.

      На  основании Постановления Правительства  РФ от 6 марта 1998 г. № 276 функции финансово-бюджетного контроля со стороны Министерства финансов РФ в настоящее время возложены на Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, созданный на базе КРУ, Департамента организации аудиторской деятельности и Отдела контроля за использованием государственных средств в организациях Минобороны РФ и правоохранительных органов.

      Министерство  финансов РФ организует финансовый контроль и аудит юридических лиц - получателей  гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.

      Казначейство  РФ осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами главных  распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

      4.  Финансовые органы субъектов  РФ и местного самоуправления  осуществляют контроль за операциями  с бюджетными средствами главных  распорядителей бюджетных средств,  распорядителей бюджетных средств,  бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

      5. Главные распорядители бюджетных  средств осуществляют контроль  за бюджетополучателями в части  обеспечения целевого использования  бюджетных средств, своевременного  их возврата и предоставления   отчетности.   Главные   распорядители   бюджетных средств проводят аудит казенных предприятий.

      6.  Контроль за исполнением федерального  бюджета осуществляют Совет Федерации  и Государственная Дума Федерального  Собрания РФ. Для этих целей  создана Счетная Палата РФ. По указанию Совета Федерации и Государственной Думы она проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использованием бюджетных средств. В Совет Федерации и Государственную Думу ею ежеквартально представляются отчеты о ходе исполнения федерального бюджета и дается ежегодное заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Место Счетной палаты в системе органов финансового контроля

      2.1. Формирование и  принципы работы  Счетной палаты

      Согласно  Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации»:

      – Счетная палата является постоянно  действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему (статья 1);

      – Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета  на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности (статья 3);

      – для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты (статья 7).

      Председатель  Счетной палаты Российской Федерации  и заместитель Председателя Счетной  палаты Российской Федерации назначаются и освобождаются от должности, соответственно, Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Половина состава аудиторов Счетной палаты назначается и освобождается от должности Государственной Думой, а другая половина состава аудиторов Счетной палаты - Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации (статьи 5 и 6).

      Срок  полномочий Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты составляет 6 лет. Деятельность Счетной палаты не приостанавливается в связи с роспуском Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (статьи 5, 6 и 29).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2. Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты

      Согласно  закону Счетная палата Российской Федерации  осуществляет: 10

      – контроль за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

      – определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

      – оценку обоснованности доходных и расходных  статей проектов федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

      – финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

      Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и  учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:

      – получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

      – используют федеральную собственность  либо управляют ею;

      – имеют предоставленные федеральным  законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

      Все органы государственной власти в  Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации  независимо от форм собственности обязаны  предоставлять по запросам Счетной  палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную статьей 287 Уголовного кодекса Российской Федерации.

      Контрольные органы Президента и Правительства  Российской Федерации, министерств  и ведомств, иные государственные  контрольные органы обязаны оказывать  содействие деятельности Счетной палаты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3. Аудит эффективности

      Увеличение  удельного веса одного из наиболее перспективных и социально значимых видов контрольной деятельности – аудита эффективности – продиктовано потребностями национальной экономики. Аудит эффективности определяет результат использования государственных средств, проверяет не только законность и целевое назначение, но и эффективность затрат финансовых ресурсов с точки зрения решения общегосударственных задач. В рамках внедрения новой системы учета меняются роль и характер деятельности органов внешнего государственного финансового контроля. Важный шаг на пути повышения результативности контрольных мероприятий, осуществляемых Счетной палатой, – усиление акцента на определении эффективности и целесообразности расходов бюджетных средств и использования федеральной собственности.

Информация о работе Место и роль Счетной палаты в системе государственного финансового контроля