Место и роль Счетной палаты в системе государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы актуальна, т.к. одним из важнейших элементов управления является финансовый контроль, который предопределяется сущностью финансов как системы денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием совокупного продукта и национального дохода. В процессе финансового контроля анализируется деятельность субъектов хозяйствования, учреждений, органов власти и управления.

Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции финансов и с позиций финансового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать права государства и муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Назначение и формы финансового контроля…………………………..5

1.1. Классификация объектов финансового контроля……………….…………....5

1.2. Виды финансового контроля……………………………….…………………..7

1.3. Методы финансового контроля………….…………….……………………...11

1.4. Парламентский и административный контроль……………………………..16

Глава 2. Место Счетной палаты в системе органов финансового контроля…...20

2.1. Формирование и принципы работы Счетной палаты……………………….20

2.2. Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты…….………………….21

2.3. Аудит эффективности…………………………………………………………22

2.4. Организация и планирование работы Счетной палаты……………………..23

2.5. Взаимодействие Счетной палаты с Президентом Российской Федерации и органами государственной власти………………………………….……………..25

Глава 3. Проблемы контроля за деятельностью Счетной палаты РФ………….26

Заключение………………………………………………………………………….34Библиографический список………...………….…………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовик Финансовое право.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

      • балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей. Фактический контроль подразделяется на три группы:

      •   инвентаризация;

      • экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного  объема и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдения технологических режимов;

      • визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима, а также фиксация отдельных элементов изучаемого процесса в определенный период времени (хронометраж, фотография рабочего дня и др.).

      Предварительный, текущий и последующий  финансовый контроль. По времени проведения финансовый контроль делится на три вида: предварительный, текущий и последующий. 4

      Предварительный контроль предшествует фактическому расходованию и поступлению средств. Главная его цель - выявить возможности увеличения доходов и пути наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.

      Текущий контроль осуществляется в процессе финансирования плановых мероприятий  и мобилизации доходов. Он заключается  в анализе оперативных данных, текущей отчетности контролируемыми организациями. В процессе его выявляются и недостатки в работе отдельных организаций. Текущий контроль позволяет предупредить неоправданное расходование средств и улучшить работу по мобилизации доходов.

      Последующий контроль представляет собой проверки и ревизии, проводимые после поступления  средств или использования учреждениями выделенных им бюджетных ассигнований. Данный контроль предполагает тщательное выяснение непосредственно в  организациях законности и целесообразности использования, а также сохранности средств, выявление внутрихозяйственных резервов повышения технико-экономических показателей работы, проверку постановки бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности.

      Последующий контроль проводится финансовыми органами в форме документальной ревизии, проверки и анализа отчетов.

      1. Документальная ревизия — первая  форма последующего контроля. Она  устанавливает обеспеченность сохранности,  законности целесообразности использования  материальных ценностей и денежных средств. Для этого на основе первичных учетных документов проверяются проведенные операции по счетам в банке. Обязательной проверке подлежит правильность оприходования, использования и списания на себестоимость сырья, материалов, топлива и других ценностей.

      Для выяснения достоверности имеющихся  в ревизуемой организации бухгалтерских  и других документов о произведенных  затратах осуществляются проверки в  тех организациях, от которых поступили  или которым переданы материальные ценности или денежные средства. Эти проверки называются встречные.

      По  степени охвата, периода или объема показателей, подвергающихся документальной проверке, ревизии подразделяются на полные, частичные, тематические, комплексные. Полная ревизия проводится, когда необходимо всесторонне проверить хозяйственно-финансовую деятельность. Частичная ревизия предполагает проверку одного или нескольких участков работы ревизуемого объекта. При тематических ревизиях проверяется положение дел на одном из участков работы нескольких предприятий (учреждений) отрасли или ведомства. Комплексная ревизия — это ревизия всех разделов работы проверяемой организации. Ею охватываются не только вопросы, связанные с хозяйственно-финансовой деятельностью, но также технические, кадровые и др.

      Каждый вид ревизии может быть проведен сплошным методом, когда проверяются все документы за ревизуемый период (как правило, с момента последней ревизии), и выборочным, при котором ревизуются документы за определенный период, представляющий наибольший интерес, исходя из целей данной ревизии.

      2.  Проверка (вторая форма последующего  контроля), как правило, проводится экономистами финансовых органов на закрепленном за ними участке работы (по бюджету, налогам, штатам и т.д.). Проверке  подвергаются  по хозрасчетным  организациям выполнение плановых показателей,  их финансовое положение и тем самым обеспеченность своевременного и полного поступления платежей в бюджет, а по бюджетным учреждениям — составление и исполнение их сметы расходов. При этом проверяется соблюдение законности, эффективности использования средств, выделенных на текущее содержание, оснащение учреждений и др.

      3.  Третьей формой последующего контроля является анализ финансовыми органами отчетов ведомств, управлений, отделов исполнительных органов власти, организаций и учреждений. По итогам рассмотрения результатов этого анализа могут быть внесены уточнения в финансовые планы организаций в сметы бюджетных учреждений, увеличивающие платежи в бюджет и сокращающие ассигнования из бюджета.5

      Результаты ревизии или проверки оформляются актом. В нем обязательно должны быть отражены вопросы и период, охваченные ревизией, выявленные злоупотребления, недостатки, нарушения действующего законодательства, инструкций и других нормативных актов, а также указаны виновные должностные лица.

      Важным  этапом контрольной работы является реализация материалов ревизий и  проверок. Ее формы зависят от объекта  проверки и характера выявленных недостатков и нарушений. В принимаемом  документе по результатам ревизии  намечаются мероприятия по устранению выявленных упущений в деятельности организаций и учреждений, а на виновных лиц налагаются взыскания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Методы финансового контроля

     Практическая  реализация финансового контроля осуществляется с использованием определенных методов. Методы финансового контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.6

     Методы  финансового контроля имеют большое  значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов финансового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию хозяйственной деятельности.

     Наличие у финансового контроля разнообразных  целей и задач обусловливает  и дифференцированный подход к их решению, необходимость использования различных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных объектов. Применение конкретного метода зависит и от ряда других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; форм и объектов проведения контроля; оснований возникновения контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансо-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.

     Можно выделить шесть основных методов  финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза, надзор.

     Наблюдение (мониторинг) представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

     Обследование — один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или) о ее нарушениях, также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и т. д.

     Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.). В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.

     Проверка  представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; Федеральное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т. д.

     В зависимости от различных оснований  проверки подразделяются на комплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные и др.

     Формой  завершения проверки служит акт о  выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений:

     - о направлении проверяемому субъекту  предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства;

     - о применении к нарушителю  мер ответственности в соответствии  с компетенцией органа проверки;

     - о направлении материалов дела  в иной компетентный орган  финансового контроля;

     - о предъявлении иска в суд в защиту нарушенных прав государства (муниципального образования).

     При вынесении решения о привлечении  подконтрольного объекта к ответственности  акт проверки имеет доказательственную силу, однако указанные в нем факты  должны быть исследованы в ходе судебного разбирательства.

     Ревизия — это комплексная проверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется с целью выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций, что достигается в ходе контроля за следующими сферами финансово-хозяйственной деятельности: соблюдением финансовой дисциплины; рациональным использованием государственных денежных средств; сохранностью материальных и денежных ресурсов; правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и др.

     Проведение  ревизии требует оперативности, высокой квалификации сотрудников  проверяющего органа, четкого механизма  их взаимодействия, поэтому комплексные  проверки осуществляются, как правило, специальными органами финансового контроля - Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и др.

     Ревизии можно подразделить на документальные и фактические; плановые и внеплановые; фронтальные (сплошные) и выборочные; единичные и встречные; комплексные и тематические.

     Надзор,  предусматривающий проверку организации,  получившей лицензию на определенный вид деятельности

     Финансово-экономическая  экспертиза — проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств, в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот метод финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Информация о работе Место и роль Счетной палаты в системе государственного финансового контроля