Меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как: чем является бюджетное законодательство, а так же какие существуют виды нарушений бюджетного законодательства и меры ответственности за эти нарушения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1.1 Сущность бюджетного законодательства
1.2 Задачи бюджетного законодательства
1.3 Функции бюджетного законодательства
ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1 Виды нарушений бюджетного законодательства
2.2 Санкции применяемые к нарушителям бюджетного законодательства
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ «АНАЛИЗ БЮДЖЕТА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Файлы: 1 файл

39338.rtf

— 613.68 Кб (Скачать)

Государственный аудит- это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, региональных и местных органов государственной власти.

Эти виды нарушений выступают основанием применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства. Задача государственного финансового контроля состоит в том, чтобы способствовать надежности и устойчивости бюджетной системы.

 

2.2 Меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства

 

В современных условиях в связи с развитием бюджетного законодательства и необходимостью соблюдения бюджетной дисциплины все большее значение приобретает ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Новым этапом развития российского бюджетного законодательства является вступление в силу Бюджетного кодекса РФ, который сделал большой шаг вперед по регулированию бюджетных правоотношений. Бюджетные санкции являются одним из способов обеспечения бюджетной дисциплины, без которой невозможно четкое соблюдение установленных предписаний порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства и местных (муниципальных) образований.

Согласно ст. 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

- блокировка расходов;

- изъятие бюджетных средств;

- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

- наложение штрафа;

- начисление пени и др.

К иным мерам можно отнести:

- сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290);

- выплату компенсации получателем бюджетных средств в размере недофинансирования (ст. 293);

- аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300).

Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса предусматривается как мера превентивного характера, говорящая о недолжном поведении, о незначительном нарушении бюджетного законодательства. Предупреждение могут выносить: руководители органов Федерального казначейства и их заместители; руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители. При этом должностные лица имеют право:

  • Списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случая предусмотренных БК;
  • Списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
  • Списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
  • Взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день прострочки;
  • Выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти. Органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • Составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
  • Взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

К мерам ответственности за нарушение бюджетного законодательства следующие:

  • Блокировка расходов:

представляет собой сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на определенных условиях, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. Иными словами, данная мера воздействия представляет собой невозможность использовать уже выделенные средства бюджета, причем применяется она на любом этапе исполнения бюджета.

  • Изъятие бюджетных средств:

носит правовосстановительный и предупредительный характер и применяется для того, чтобы имеющиеся средства бюджета у органа или организации, которые допустили нарушение, не были растрачены в дальнейшем. Такая мера применяется к следующим нарушениям: нецелевое использование бюджетных средств; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов; предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка; предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

  • Приостановление операций по счетам в кредитных организациях:

Данная мера заключается в том, что уполномоченные органы имеют право приостанавливать текущие операции организаций и учреждений, использующих денежные средства федерального бюджета.

  • Наложение штрафа:

является самой распространенной санкцией за нарушение бюджетного законодательства. Взыскание штрафов осуществляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Эта санкция заключается в том, что с лиц, допустивших нарушение бюджетного законодательства, взимается денежная сумма в наказание за допущенные нарушения.

  • Начисление и взимание пени:

данная мера принуждения обычно применяется как дополнительная к основной мере наказания: за невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе; за неперечисление или несвоевременное перечисление процентов за пользование бюджетными средствами; за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств; за несвоевременное исполнение платежных средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов.

Помимо перечисленных мер, к мерам принуждения, применяемым за нарушение бюджетного законодательства можно также отнести:

  • Передачу исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Минфина России за превышение субъектом РФ норматива расходов на обслуживание государственного долга и неспособность самостоятельно осуществлять погашение и обслуживание долговых обязательств (ст. 112).
  • Право законодательного (представительного) органа субъектов РФ, органа местного самоуправления (в случае отклонения отчета об исполнении бюджета по мотивам несоответствия исполнения бюджета утвержденному закону (решению) о бюджете) возбудить процедуру недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отзыва выборных должностных лиц субъектов РФ, органов местного самоуправления, привлечения к иным формам ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц (ст. 27).

Меры принуждения, применяемые за нарушение бюджетного законодательства, налагаемые министром финансов РФ, носят следующий характер:

- Осуществление блокировки расходов и отмена решения о блокировке расходов в случае, определенном ст. 231 БК РФ (п. 1 ст. 166);

- Запрещение главному распорядителю бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы (п. 2 ст. 166);

- Лишение федерального государственного органа, бюджетного учреждения прав главного распорядителя бюджетных средств вследствие назначения в этот орган (учреждение) уполномоченного по федеральному бюджету, к которому переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств (п. 3 ст. 166).

Исходя их положений, закрепленных теорией права, меры государственного принуждения можно разделить на следующие группы:

- Меры предупредительного характера;

- Меры пресекательного характера;

- Меры правовосстановительного характера;

- Меры юридической ответственности.

Наказание возможно только в рамках привлечения к юридической ответственности, так как санкции выступают в качестве мер ответственности.

К пресекательным мерам государственного принуждения относятся:

1) блокировка расходов (ст. 231);

2) приостановление операций по счетам в кредитных организациях (ст. 290);

3) сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290);

4) аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300).

Перечисленные меры являются пресекательными, т.к. направлены на прекращение, пресечение противоправных действий в бюджетной сфере, предотвращение причинения имущественного вреда общественно-территориальным образованиям. Никаких дополнительных обременений в случае применения этих мер принуждения нарушители бюджетного законодательства не несут.

Правовосстановительными мерами являются:

1) изъятие в бесспорном порядке следующих видов бюджетных средств:

а) используемых не по целевому назначению;

б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек, а также процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (ст. ст. 289 - 291, 296 - 299, 302 - 303);

2) пеня (ст. ст. 290, 291, 304, 305);

3) выплата компенсации получателем бюджетных средств в размере недофинансирования (ст. 293).

Перечисленные меры направлены на компенсацию, устранение вреда и убытков, причиненных как общественно-территориальным образованиям, так и бюджетополучателям неправомерными действиями в бюджетной сфере.

В юридической литературе встречаются и другие виды систематизации мер принуждения, применяемых в бюджетной сфере. Так, кроме пресекательных и восстановительных мер, выделяют и меры предупредительного характера, применяемые в соответствии с БК РФ. В частности, за невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, предусматриваются не только финансово-правовые санкции, но и предупредительная мера в виде сокращения или прекращения всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в т.ч. предоставления отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет. Эта мера направлена на то, чтобы предупредить возможное аналогичное правонарушение со стороны получателей бюджетных ссуд в будущем.

Как уже отмечалось, в ст. 282 БК РФ среди перечисленных мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, названы предупреждение и штраф. Так как во всех статьях БК РФ, где наказание определено в виде штрафа, содержится отсылка к Кодексу РФ об административных правонарушениях, можно сделать вывод, что штраф, применяемый за нарушение бюджетного законодательства, имеет административную природу. Заметим, что БК РФ предлагает одновременное применение обоих видов наказания - штрафа и предупреждения. Таким образом, за правонарушения, предусмотренные БК РФ, может наступать одновременно два вида ответственности: административная и финансовая.

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНГО ЗАКОНОДАЛЕЬСТВА

 

Из выше перечисленного можно сделать вывод о том, что бюджетное законодательство нуждается в существенной модернизации и доработке. Нормы бюджетного законодательства об ответственности, основа которых - БК, не согласовании с нормами КоАП: из 22 видов оснований применения мер принуждения по БК в КоАП включено лишь четыре. Изменение дополнения должны быть внесены не только текст БК РФ, но и КоАП РФ и УК РФ. Текст КоАП РФ должен быть дополнен статьями, устанавливающими ответственность за следующие административные правонарушения:

  • Нарушение порядка работы с первичными учетными документами;
  • Нарушение порядка ведения регистров бухгалтерского учета;
  • Нарушение порядка проведения инвентаризации;
  • Несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
  • Несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи;
  • Нарушения процедуры разработки закона (решения) о бюджете;
  • Несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств о осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
  • Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов;
  • Нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных гарантий;
  • Нарушение порядка предоставления бюджетных кредитов и инвестиций;
  • Несоблюдение порядка открытия и использования лицевых счетов для учета операций по исполнению бюджета, и др.

Помимо выше перечисленных вариантов совершенствования бюджетного законодательства, так же необходимо дополнить текст БК РФ следующими статьями1:

  1. Статья 289.1 «Нарушение установленного порядка предоставления субсидий»;
  2. Статья 305 «Несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств»;

Текст УК РФ целесообразно дополнить следующими статьями:

  1. Статья 285.3 «Незачисление либо несвоевременное зачисление средств, подлежащих обязательному зачислению в доходы соответствующих бюджетов»;
  2. Статья 285.4 «Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов»;
  3. Статья 285.5 «Нарушение порядка предоставления бюджетных кредитов и инвестиций»;
  4. Статья 285.6 «Наруш2ение порядка предоставления государственных или муниципальных гарантий»;
  5. Статья 285.7 «Нарушение установленного порядка осуществления государственных или муниципальных закупок».

Информация о работе Меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства