Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа
Целью работы является определение отличий мер защиты от юридической ответственности.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение понятия мер защиты;
- исследование и определение виды и функции мер защиты;
- выявление особенностей функционирования различных видов мер защиты и их взаимодействие, а также отличий мер защиты от юридической ответственности.
Введение3
Глава 1. Понятие, функции и классификация мер защиты5
1.1.Понятие мер защиты5
1.2.Функции мер защиты10
1.3. Виды мер защиты13
Глава 2. Отличие мер защиты от мер юридической ответственности18
Заключение23
Список литературы24
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Понятие, функции и классификация мер защиты5
1.1.Понятие мер защиты5
1.2.Функции мер защиты10
1.3. Виды мер защиты13
Глава 2. Отличие мер защиты от мер юридической ответственности18
Заключение23
Список литературы24
Введение
Меры защиты в литературе изучались с правовой ответственностью, которая является не единственным средством, обеспечивающим стабильность общественных отношений и охрану правопорядка. Существует специальный комплекс мер защиты, который не относится к мерам юридической ответственности. При этом следует учитывать, что меры защиты является составляющей защиты права, что в свою очередь является более широкой категорией. Защита права включает в себя все правовые средства, которые направлены на защиту права в целом, прав и свобод, а также субъективных прав и законных интересов. Она, кроме юридических мер защиты, включает в себя юридическую ответственность, процессуальную деятельность и другие составляющие.
Меры защиты - это охранительные
правовые средства (одна из разновидностей
государственного принуждения), применяемые
в случае совершения правонарушения
или наступления иных юридических
фактов, преследующие цели предупреждения,
пресечения, регулирования, восстановления,
а также обеспечения
Меры защиты обладают такими признаками, как:
- основываются на государственном принуждении, обеспечиваются или гарантированы государством;
- могут быть закреплены как в санкции, так и в диспозиции нормы права;
- реализуются как в процессуальной, так и в не процессуальной форме;
- основанием их применения выступают юридические факты, которые могут быть как правомерными, так и противоправными;
- осуществляются в рамках охранительных правоотношений.
Меры защиты заключаются в принуждении лица к исполнению обязанности, которую оно ранее должно было исполнить, но по каким-либо причинам не исполнило.
Целью работы является определение отличий мер защиты от юридической ответственности.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение понятия мер защиты;
- исследование и определение виды и функции мер защиты;
- выявление особенностей функционирования различных видов мер защиты и их взаимодействие, а также отличий мер защиты от юридической ответственности.
Объектом исследования являются цели и функции мер защиты, общественные отношения, которые подвергаются воздействию или требующие такого со стороны мер защиты, их особенности, характеристики и взаимосвязи.
Предметом исследования является система правовых норм, предусматривающих меры защиты, а также правоотношения, которые складываются в процессе применения мер защиты.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ МЕР ЗАЩИТЫ
1.1.Понятие мер защиты
Защита - совокупность правовых приемов, с помощью которых субъект достигает определенной цели - возможности беспрепятственно реализовывать права и законные интересы, либо устранить препятствия для обеспечения такой возможности. Поскольку защита представляет собой деятельность по устранению препятствий в нормальном функционировании правоотношений, то она будет иметь место только тогда, когда ее будет вправе или обязан осуществлять управомоченный субъект.
Понятие «меры защиты» авторы раскрывают по-разному.
С.С. Алексеев считает, что защита права - это государственно-принудительная деятельность, направленная на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности.1 Такое понимание мер защиты мало чем отличается от понятия юридической ответственности, обязательным признаком которой считается использование государственно-принудительного механизма. A.C. Мордовец включает в понятие «меры защиты» и восстановление нарушенного права, и меры процессуального принуждения.2 Н.И. Матузов и некоторые другие исследователи ставят категорию «защита права» в один ряд с субъективным правом, а точнее, с таким его элементом, как право-притязание. Такой подход имеет право на существование, т.к. связывает защиту права с деятельностью суда и иных компетентных органов, но он очень широк и не позволяет выявить комплекс юридических мер, подпадающих под понятие «меры защиты». Н.И. Матузов указывает, что в понятие защиты включаются лишь те предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление или признание прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании.3
Как следует из приведенных выше мнений, ученые иногда ставят знак равенства между мерами защиты и защитой права, отождествляя их с правоприменительной деятельностью. Думается, что как разновидность правоприменительной деятельности следует рассматривать, не меры защиты, а защиту права, т.к. правоприменительная деятельность компетентных органов выступает только одной из составляющих защиты права.
Например, меры защиты в семейном праве направлены только на защиту интересов потерпевшего, применяются независимо от вины. Семейное законодательство не дает перечня способов защиты семейного права, они могут выражаться и в прекращении правоотношений, в принуждении нарушителя к исполнению обязанности в том же объеме, в котором она не была исполнена добровольно, и др.
Суть мер защиты заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности. Например, принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д. И хотя принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели наказания виновного отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.
В настоящее время судом и другими правоприменительными органами активно применяются меры принудительного характера (задержание; досмотр; освидетельствование; наложение ареста на денежные средства или иное имущество; карантин и т.д.)4.
Следует отметить, что меры защиты тесно взаимодействуют с компенсационными и восстановительными мерами. Как подчеркивает Е.И. Умрихина5, это связано в первую очередь с тем, что основными задачами мер защиты является не только устранение непосредственной угрозы, но и нейтрализация негативных последствий ее воздействия. Возможное применение юридической ответственности к лицам, виновным в возникновении угрозы, также будет носить больше компенсационный характер, нежели карательный. Карательные меры невыгодны государству экономически и эффективны лишь в случае особой опасности субъекта, к которому они применяются. В иных случаях более целесообразны меры, связанные с общественными работами и штрафными санкциями.
Меры защиты - это охранительные
правовые средства (одна из разновидностей
государственного принуждения), применяемые
в случае совершения правонарушения
или наступления иных юридических
фактов, преследующие цели предупреждения,
пресечения регулирования, восстановления,
а также обеспечения
Меры защиты предусмотрены
в нормах права. Защита права невозможна
без правовой нормы, т.к. именно в
ней закрепляются меры защиты. Без
существования нормы права
Основное назначение норм,
закрепляющих меры защиты, состоит
в поддержании нормального
Так, А.В. Малько и К.В. Шундиков понимают под юридическими средствами «совокупность правовых установлений (инструментов), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей»6. Как правило, нормы, в которых закрепляются меры защиты, отражают императивный срез правового регулирования, входя в структуру императивного метода. Однако есть и исключения. Некоторые разновидности мер защиты, например самозащита в гражданском праве, необходимая оборона в уголовном праве, применяются по усмотрению субъекта и характеризуют диспозитивный метод правового регулирования общественных отношений.
Идею о том, что меры защиты являются особой санкцией, высказывал еще С.С. Алексеев, который отмечал, что в санкции правовой нормы могут быть закреплены как меры юридической ответственности, так и меры защиты7.
В некоторых случаях мера защиты действительно закреплена в санкции правовой нормы. Например, приостановление действия незаконного нормативно-правового акта. В указанном случае мера защиты закреплена в санкции правовой нормы. Однако мера защиты может быть закреплена не только в санкции, но и в диспозиции, которую могут реализовать уполномоченные субъекты в случае наступления соответствующих юридических фактов. В частности, меры пресечения, применяемые к правонарушителю, закреплены не в санкции, а в диспозиции правовой нормы. Так же, как и превентивные меры (досмотр, проверка документов, ограничение движения транспортных средств, закрытие территории и т.п.) закрепляются не в санкции, а в диспозиции нормы права.
Меры защиты предназначены для устранения угрозы и нейтрализации ее последствий. Это изначально весьма агрессивные действия. Если угрозой, предположим, является сам человек, его неадекватное и общественно опасное поведение, государство обязано защитить своих граждан, которые не могут избежать этой угрозы или нейтрализовать ее самостоятельно. Оно принимает меры, и меры эти принудительны, потому что, как писал И.Т. Тарасов, «администрация встречает сопротивление при исполнении ее законных задач». А главная законная задача государства – обеспечение безопасности его граждан8.
1.2. Функции мер защиты
Функции юридических мер защиты - это направления правового воздействия на общественные отношения, поведение субъектов, которые раскрывают их сущность, роль и социальное предназначение и ставят перед собой задачей достижение определенных целей.
В содержание функций мер защиты входит: нормативное и фактическое основание; объекты, и результаты воздействия; способы и субъекты воздействия. Фактическим основанием могут являться несколько групп юридических фактов: различные виды правонарушений; объективно; противоправные деяния; события; угрожающие безопасности населения, жизни и здоровью граждан; различные опасные состояния для жизни, здоровья т безопасности.
Объектами функций юридических мер защиты являются несколько групп общественных отношений: отношения, которые подвергаются угрозе со стороны нарушителей правовых норм; отношения, которые понесли негативные изменения: в результате совершения правонарушения, объективно-противоправного деяния, а также иных действий и. событий, и требуют восстановления; наиболее важные социальные отношения, охраняемые не только при помощи мер ответственности, но и мер защиты; конфликтные общественные отношения, которые необходимо прекратить (пресечь).
Меры защиты являются многофункциональными правовыми средствами, поэтому классифицировать функции мер защиты можно по различным основаниям:
- отраслевой принадлежности;
- в зависимости от связи с функциями права, видовой характеристики мер защиты;
- характера воздействия;
- целей воздействия;
- субъектов осуществления.
При этом основными являются регулятивная, восстановительная, превентивная и функция обеспечения безопасности.
Существование регулятивной функции юридических мер защиты обусловлено основным инструментальным предназначением права. Регулятивная функция юридических мер защиты - это направление правового воздействия, заключающееся в упорядочивании и развитии динамики правоотношений, возникающих в связи с применением мер защиты. Способами осуществления регулятивной функции мер защиты выступают: закрепление в правовых нормах прав и обязанностей субъектов, связанных с применением мер защиты; определение их правового статуса; определение составов правомерного поведения.
Восстановительная функция влияет на поведение субъектов, их интересы, субъективные права, но в итоге в прежнее состояние приводятся общественные отношения, которые и необходимо рассматривать как основной объект восстановительной функции мер защиты.
Информация о работе Отличие мер защиты от мер юридической ответственности