Лицензирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:58, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день спектр товаров и услуг, которые могут быть положены в основу бизнеса, довольно велик. Однако для осуществления, например, таких видов деятельности, как оказание медицинских, аудиторских и других услуг, документов, полученных Вами при регистрации недостаточно. Эти услуги должны выполняться согласно разработанным стандартам и нормам, поэтому для их оказания необходимо получение специального разрешения – лицензии, которое удостоверит, что Вы способны выполнять эту деятельность

Файлы: 1 файл

фин.право лицензия (Автосохраненный).doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Полномочия  по переоформлению лицензий включают в себя тот же набор действий, что и при предоставлении лицензии, однако по отношению к последнему имеют вторичный характер, в связи с чем возникает еще одно действие по внесению изменений в реестр лицензий.

     Полномочие  по приостановлению  действия лицензии ставится в зависимость от ситуации, когда в административном порядке приостанавливается деятельность лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий. Следовательно, исходя из законодательной трактовки данного полномочия во всех других случаях лицензирующие органы не вправе приостанавливать действие лицензии. Приостановление лицензии предполагает и возможность ее возобновления, в связи с чем лицензирующие органы наделены соответствующим полномочием.

     Согласно  ранее действовавшему законодательству о лицензировании, лицензирующие  органы обладали соответствующими полномочиями, позволяющими им оперативно реагировать на допущенные нарушения путем приостановления или аннулирования лицензии. По мнению некоторых авторов, самодостаточность такого механизма исключала необходимость в параллельном текущем контроле за деятельностью лицензиатов в части соблюдения затрагиваемых при ее осуществлении публичных интересов. Однако такая ситуация создавала предпосылки для произвола лицензирующих органов, в связи с чем законодатель пришел к более верному решению, ограничив полномочия лицензирующих органов по прекращению действия лицензии единственным случаем, когда лицензиат по собственной инициативе прекращает осуществление лицензируемого вида деятельности и подает заявление о прекращении действия лицензии. Таким образом, в настоящее время, несмотря на достаточно широкий круг полномочий, лицензирующие органы не вправе прекратить действие лицензии в принудительном порядке.

     Руководствуясь  принципом гласности и открытости, лицензирующие органы ведут реестры  лицензий, занося в них сведения о процессе лицензирования, а также  обеспечивают доступ к этим и иным сведениям в области лицензирования. Данное полномочие представляется важным, поскольку реестры лицензий отражают информацию обо всех мероприятиях, имевших место в отношении выданной лицензии, что значительно облегчает полномочия по контролю за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий.

     По  сравнению с ранее действовавшим  законодательством  полномочия по осуществлению  контроля существенно урезаны. Прежде по своей правовой природе лицензирование являлось мерой прямого административного воздействия на хозяйствующие субъекты. Однако это создавало зависимость предпринимателей от лицензирующих органов. В связи с чем в настоящее время содержание полномочий лицензирующих органов по контролю за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий включает в себя лишь проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и лицензиате, возможности выполнения соискателем лицензии и соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

     Перечень  полномочий лицензирующих органов, может быть изменен только путем  внесения соответствующих изменений (исключений или дополнений) в Федеральный  закон. Все вышеперечисленные полномочия тесно связаны между собой, одни полномочия порождают другие, входят в состав друг друга. В целом перечисленные полномочия последовательно отражают полную совокупность мероприятий, осуществляемых в рамках лицензионной процедуры. При этом первые четыре полномочия соответствуют стадиям лицензионной процедуры, в то время как последние два пронизывают весь процесс лицензирования.

     Положения данной статьи тесно связаны с полномочиями лицензирующих органов по ведению реестров и предоставлению информации о лицензировании, а в целом являются формой реализации и конкретизации принципа гласности и открытости лицензирования. Законодатель возложил на лицензирующие органы обязанность по формированию информационных ресурсов, доступных для ознакомления юридическим и физическим лицам.

     Указанные информационные ресурсы  включают в себя:

     - сведения, содержащиеся в реестрах лицензий. Каждый гражданин или юридическое  лицо, обратившееся в лицензирующий  орган, имеет право ознакомиться  с информацией, касающейся как  самого лицензиата, так и выданной  лицензии. Также, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ в п. 4 ст. 5 устанавливает обязанность лицензирующих органов представлять сведения о лицензиях, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, для внесения данных сведений в государственные реестры не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения;

     - положения  о лицензировании конкретных  видов деятельности, которые позволяют  физическим и юридическим лицам  ознакомиться с лицензионными  требованиями и условиями, порядком  лицензирования и т.п. конкретного вида лицензируемой деятельности;

     - технические  регламенты, которые принимаются  только в целях защиты жизни  или здоровья граждан, имущества  физических или юридических лиц,  государственного или муниципального  имущества; охраны окружающей  среды, жизни или здоровья животных и растений;

     - иные  нормативные правовые акты, устанавливающие  обязательные требования к лицензируемым  видам деятельности. К таким нормативным  документам можно отнести, к  примеру, Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ, нормативные акты Правительства, приказы федеральных министерств, служб и агентств, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации и др. 

3.2.Определение полномочий Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования 

     В целях  обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными  Президентом Российской Федерации  основными направлениями внутренней политики государства: 

  • утверждает  положения о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;
  • устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

       Правительству Российской Федерации  отводится важная роль в механизме  лицензирования отдельных видов  деятельности. В соответствии с  Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ, Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, наделенным широким кругом полномочий в различных сферах жизнедеятельности нашего государства. 

Так, Правительство РФ в пределах своих полномочий: 

- организует реализацию  внутренней и внешней политики  Российской Федерации; 

- осуществляет регулирование  в социально-экономической сфере; 

- обеспечивает единство  системы исполнительной власти  в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; 

- формирует федеральные  целевые программы и обеспечивает  их реализацию; 

- реализует предоставленное  ему право законодательной инициативы.

Определение полномочий Правительства  Российской

     В сфере  экономики Правительство РФ осуществляет ряд полномочий, определенных Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ, среди которых: 

- обеспечение единства  экономического пространства и  свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; 

- принятие мер  по защите интересов отечественных  производителей товаров, исполнителей  работ и услуг. 

     В рамках названных полномочий, а также  в соответствии с основными направлениями  внутренней политики государства, определяемой Президентом Российской Федерации, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти, определены три основных полномочия Правительства РФ при осуществлении лицензирования.

       Прежде всего к этим полномочиям  относится утверждение положений  о лицензировании конкретных  видов деятельности. Законодательная  и правоприменительная практика  в сфере лицензирования уже  сталкивалась с проблемой, когда  положения о лицензировании разрабатывались и утверждались различными ведомствами, в т.ч. и органами исполнительной власти, и органами местного самоуправления, что порождало чиновничий произвол, правовой хаос в механизме лицензирования и практически тотальное лицензирование всех видов деятельности. В связи с этим представляется верным и обоснованным решение законодателя строго закрепить указанное полномочие за Правительством РФ как высшим исполнительным органом власти нашего государства.

     Поскольку Правительство РФ возглавляет и руководит централизованной системой органов исполнительной власти в лице федеральных министерств, служб и агентств, то совершенно естественно наделение Правительства РФ таким полномочием, как определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. В настоящее время Постановлением Правительства РФ "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" определено 23 ведомственных органа, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. К примеру, лицензирование негосударственной (частной) охранной деятельности осуществляется МВД России, а лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - Федеральной миграционной службой.

     В пределах ведения Российской Федерации и  полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов РФ по предметам их совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. В свете этого еще одним важным полномочием, возлагаемым на Правительство РФ, является установление видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", на сегодняшний день органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлены полномочия в области лицензирования по семи видам деятельности: 

- заготовка, переработка  и реализация лома цветных  металлов; 

- заготовка, переработка и реализация лома черных металлов; 

- медицинская деятельность, осуществляемая организациями муниципальной  и частной систем здравоохранения,  за исключением деятельности  по оказанию высокотехнологичной  медицинской помощи; 

- фармацевтическая  деятельность, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных; 

- деятельность, связанная  с оборотом наркотических средств  и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка,  хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) "О наркотических средствах и психотропных веществах", за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения; 

- деятельность, связанная  с оборотом психотропных веществ  (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки,  отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения; 

- деятельность, связанная  с оборотом наркотических средств  и психотропных веществ (культивирование  растений, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки,  реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список I в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения.

     Перечисленные полномочия Правительства РФ оформляются в виде постановлений Правительства, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ имеют нормативный характер. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. В настоящее время среди нормативно-правовых актов Правительства РФ в сфере лицензирования определяющее значение имеет Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45, которым утверждены перечни федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование и видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

Информация о работе Лицензирование