Лицензирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:58, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день спектр товаров и услуг, которые могут быть положены в основу бизнеса, довольно велик. Однако для осуществления, например, таких видов деятельности, как оказание медицинских, аудиторских и других услуг, документов, полученных Вами при регистрации недостаточно. Эти услуги должны выполняться согласно разработанным стандартам и нормам, поэтому для их оказания необходимо получение специального разрешения – лицензии, которое удостоверит, что Вы способны выполнять эту деятельность

Файлы: 1 файл

фин.право лицензия (Автосохраненный).doc

— 125.50 Кб (Скачать)

- оборона и безопасность  государства. Данная сфера жизнедеятельности  государства очень тесно связана  с предыдущей, поскольку безопасность предполагает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (в ред. от 26.06.2008)), а оборона включает в себя систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (в ред. от 23.07.2008)). Совершенно естественно, что данная сфера также не менее важна для государственного регулирования, в связи с чем лицензированию подлежат такие виды деятельности, как, к примеру, космическая деятельность, производство вооружения и военной техники, деятельность по технической защите конфиденциальной информации и т.п.; 

- культурное наследие  народов Российской Федерации.  Объекты культурного наследия (памятники  истории и культуры) представляют  собой уникальную ценность для  всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В нашем государстве гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений, именно поэтому государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти, в частности, лицензирование отдельных видов деятельности также является одной из мер государственной охраны объектов культурного наследия. Так, например, лицензированию подлежит деятельность по реставрации объектов культурного наследия (подп. 41 п. 1 ст. 17 Закона). 

Определив основные сферы деятельности, которым может  быть нанесен ущерб отдельными видами деятельности, подлежащими лицензированию, следует сказать несколько слов о том, что подразумевается под термином "ущерб". Исходя из положений п. 2 ст. 15 ГК РФ ущерб подразумевает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. При этом нужно иметь в виду, что осуществление отдельных видов деятельности, перечисленных в ст. 17 Закона, может причинить как материальный, так и нематериальный (моральный) вред. При определении перечня лицензируемых видов деятельности или их изменении законодатель прогнозирует вредоносность их осуществления; фактическое причинение ущерба общегосударственным или частноправовым интересам может быть основанием для дополнения указанного перечня видом деятельности, ранее не подлежащим лицензированию. 

     Вторым  критерием (признаком), позволяющим  отнести тот или иной вид деятельности к лицензируемому, является невозможность  регулирования этих видов деятельности другими методами, кроме как лицензированием.

Лицензирование - это  один из методов государственной разрешительной политики. Наряду с лицензированием в регулировании рыночной экономики и предпринимательской деятельности определенную роль играют и такие методы, как государственная регистрация, сертификация, стандартизация, аккредитация и другие.

2.1. Государственная регистрация

     Положения о государственной регистрации (различных  ее формах) содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. ст. 8, 51, 130, 131 и др.), а также  в специализированных нормативных  актах: Федеральном законе "О государственной  регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. от 23.07.2008), Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 23.07.2008), Федеральном законе от 10.12.2003 N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации".

     Суть  государственной регистрации заключается  во внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр, и именно это событие является юридическим фактом для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В частности, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, обретение юридическим лицом правоспособности напрямую связано с государственной регистрацией юридического лица.

     Государственная регистрация занимает важное место  среди методов разрешительной политики государства, однако регистрации, в соответствии с действующим законодательством, подлежат хозяйствующие субъекты или объекты гражданских правоотношений, а осуществление того или иного вида деятельности не является предметом государственной регистрации. Это, как правило, сфера действия лицензирования и иных средств государственного регулирования. Более того, в отличие от лицензирования, процедура государственной регистрации имеет формальный характер.. Задача указанного органа заключается в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов, а также факт оплаты заявителем государственной пошлины в установленном размере. 

2.2. Стандартизация

     Под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Выделяют национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организаций.

     Таким образом, основным отличием указанного средства технического регулирования  от механизма лицензирования является его добровольный характер как в  отношении разработки стандартов, так и в области их исполнения, а также ограниченная сфера применения.

2.3. Подтверждение соответствия

     Еще одним средством технического регулирования  является подтверждение соответствия, т.е. документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

     Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. При этом добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательное - в формах декларирования соответствия и обязательной сертификации.

     Обязательное  подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных  соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения  соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. В этом, как представляется, заключается основное отличие лицензирования от обязательного подтверждения соответствия.

2.4. Аккредитация

     Аккредитация, в рамках Федерального закона "О техническом регулировании", представляет собой официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Отличие от лицензирования также заключается в добровольном порядке аккредитации.

     Действие  Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ не распространяется на государственные  образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете  и правила (стандарты) аудиторской  деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг. В связи с чем в сфере образования действует ряд нормативных документов, регулирующих механизм аккредитации образовательных учреждений. Так, например, Приказом Минобразования России от 22.05.1998 N 1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений" (в ред. от 11.08.2000) определено, что аттестация представляет собой основную форму государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях, целью которой является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 522 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций", целью государственной аккредитации образовательного учреждения является установление его государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждение уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также, за исключением образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования и дополнительного образования детей, соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

     Целью государственной аккредитации научной организации является подтверждение уровня реализуемых образовательных программ, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников научных организаций федеральным государственным требованиям. Здесь, как видится, разграничение с лицензированием следует проводить по сфере действия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ) 
 
 

Индивидуальная  работа

по дисциплине «Финансовое право»

на тему:

« Понятие  лицензии. Критерии определения лицензируемых  видов деятельности. Полномочия лицензирующих  органов.» 
 
 
 
 

                                         Студент: Андрущенко Д. М.

Специальность: Финансы и кредит

                                Группы: Кр-ДЭФ-801

                                              
 
 
 

Красноярск 2011г

Содержание

Введение

1.Понятие лицензии

1.1. Признаки лицензии

1.2. Характерные  особенности лицензионных требований  и условий.

1.3. Виды  лицензионных договоров

2.Критерии определения  лицензируемых видов деятельности

2.1. Государственная  регистрация

2.2. Стандартизация

2.3. Подтверждение  соответствия

2.4. Аккредитация

3.Полномочия лицензирующих органов

 3.1. Содержание полномочий лицензирующих органов

3.2. Определение полномочий Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Полномочия  лицензирующих органов

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

  • предоставление лицензий;
  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;
  • ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
  • контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
  • обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

     Порядок осуществления полномочий лицензирующих  органов устанавливается положениями  о лицензировании конкретных видов  деятельности.

     Таким образом, полномочия лицензирующих  органов есть установленная законом мера принятия решений и совершения действий, непосредственно связанных с лицензированием. Федеральные органы исполнительной власти наделяются конкретными лицензионными полномочиями (в зависимости от их компетенции) положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми постановлениями Правительства РФ.  
 
 
 
 

3.1. Содержание полномочий лицензирующих органов.

 Содержание полномочий лицензирующих органов выражается в:

- государственном  подтверждении законности вхождения  субъекта правоотношений в хозяйственный оборот;

- наделении субъектов  специальной правоспособностью  с определением ее пределов  в сфере действия общего запрета  (легитимация правоспособности в  сфере действия общего запрета)  или легитимации правоспособности  в сфере действия локального запрета при общем дозволении, если объектом лицензирования является конкретный вид деятельности.

Рассмотрим  каждое полномочие более  подробно.

     Итак, лицензирующие органы уполномочены комментируемым Законом прежде всего  предоставлять лицензии. Данное полномочие включает в себя ряд действий по принятию заявления о предоставлении лицензии и перечня прилагаемых к нему документов, проверке полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и в результате принятия решения о предоставлении лицензии либо об отказе в ее предоставлении, уведомлении об этом соискателя лицензии, выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии . Полномочие по предоставлению лицензии является одним из наиболее значимых, поскольку оно является основанием для возникновения лицензионных правоотношений в целом и, соответственно, влечет за собой реализацию всех других полномочий.

Информация о работе Лицензирование