Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:17, курсовая работа
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.
образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние
в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги
относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
Россия в современных
современное государство, одновременно и международным кредитором, и
международным должником. Это является результатом многолетнего
длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков
развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование
ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что
заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование -
преимущественно военнополитический. В результате, к настоящему времени,
по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает
чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым
постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.
Такое состояние на первый взгляд легко решаемое - получить долги
стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой
рыночной экономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и
трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и
постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам достигают 145
миллиардов долларов. Но вернуть их трудно, поскольку кредиты под продажу
оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать
эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов. Например,
из 14,2 миллиардов долларов, которые должны были быть выплачены России в
счет погашении задолженности, в 1993 году было выплачено 2,1 миллиарда
долларов или 15%.
Внешний государственный долг России достался ей в наследство от
СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных
условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий
суммарный долг
всех стран СНГ иностранным
) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов ( внешний долг СССР
в 1987 году составил 40 миллиардов долларов ). Выплатить этот
государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно,
поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в
еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке.
Практически Россия может
более 2,5 миллиардов долларов в год, что приблизительно равно сумме
ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 году Парижский клуб
(объединяет
всех государственных
Лондонский клуб (объединяют частных кредиторов, преимущественно
транснациональные банки ) отсрочили на несколько лет выплату основой
части российского долга. Но отдавать его придется. На ближайшую
перспективу погашение предыдущей задолженности будет происходить за счет
ее рефенансирования. Это означает, что ту сумму задолженности, которая
должна быть погашена в данному году, придется брать равный ей новый
кредит и за его счет платить по старым долгам. В итоге в силу подобного
метода погашения задолженности внешний государственный долг России
останется скорее всего на уровне 1993 года. В то же время ряд российских
коммерческих банков в обход государственного законодательства разместили
на счетах иностранных банков около 20 миллиардов долларов к концу 1993
года и так называемое бегство капиталов из России не прекращается и вряд
ли прекратится до тех пор, пока не будет преодолен кризис кредитно-
денежной системы страны, подавлена инфляция и банковские процентные
ставки из негативных не превратятся в позитивные.
« В течение 1999 года Министерство финансов РФ осуществляло гибкую политику
управления государственным долгом, направленную, прежде всего, на
оптимизацию объема
новых заимствований для
государственного бюджета, а также достижение договоренностей с иностранными
кредиторами о частичном списании и реструктуризации внешнего долга бывшего
СССР» ( Финансы 2000, №5 ).
Основные параметры, характеризующие объем, структуру и динамику
государственного долга, отражены в следующей таблице:
Таблица 1. Объем и структура государственного долга РФ.
|Государственный |На 1 января года |
|Долг
|
| |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |
|Внутренний , трлн. руб*. |17,2 |88,4 |196,8 |372,6 |499,6 |
|Внешний, трлн. руб. / |140.5/ |425,6/ |558,6/ |695,0/ |779,6/ |
|млрд. дол. США, |112,7 |119,9 |120,4 |125,0 |130,8 |
|в том числе: | | | | | |
|Долг бывшего СССР |129,3/ |385,5/ |477,9/ |560,5/ |582,9/ |
| |103,7 |108,6 |103,0 |100,8 |97,8 |
|Долг РФ |11,2/ |40,1/ |80,7/ |134,5/ |196,7/ |
| |9,0 |11,3 |17,4 |24,2 |33,0 |
|Внутренний в % к ВВП |10,0 |14,0 |13,4 |18,1 |19,3 |
|Внешний в % к ВВП
|61,3 |43,0 |33,7 |28,9
|30,1 |
*В неденоминированных
рублях, без задолженности по
ОВВЗ.
В начале 1998 года общий уровень долговой нагрузки составлял 49,4% к
ВВП. В результате девальвации рубля 17 августа прошлого года произошел
рост государственного долга с 52% до 120% к ВВП. ( Финансы 1999, №7 )
Опыт других стран, переживавших менее чем десятилетие назад
подобное же
состояние своих внешних
свидетельствует, что без решения проблемы упорядочения кредитно-денежной
системы страны погашения внешнего государственного долга даже растянутое
на многие годы становится весьма проблематичным.
Можно выделить следующие особенности, связанные с нынешним
состоянием государственного внутреннего долга.
1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного
внутреннего долга: в течение 1996 г. - в два раза (с 190 трлн. до 380
трлн. руб.), в течение 1997 г. - в 1,8 раза ( до 690 трлн. руб.). При
сохранении таких темпов роста к 2000 г. объем государственного
внутреннего долга будет сопоставим с величиной ВВП.
2. На государственный долг списывается все текущее бюджетное
недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные
формы. Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим
северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный
заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед
Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.
3. Центральный
банк и Минфин РФ
"облигационном" сегменте финансового рынка.
4. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при
подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема
государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного
прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить
перспективный анализ ситуации.
5. Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным
только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со
сроками обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через два-три
года. Управление государственными пассивами на первом этапе требует
обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с
долговыми обязательствами государства.
6. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот
процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как
выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной
стороны, наблюдается массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-
ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит
смешение понятий - "внутренний валютный долг", существующий в форме
"вэбовок". С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные
агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального
банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось в 1996 г. на 7
млрд. долл. по сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк
фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по
сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют
решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости
российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации
к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим
операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга.
С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и
резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования
рублевыми и валютными пассивами.
Основными проблемами, связанными с нынешним состоянием
государственного внешнего долга являются.
1. Принципиально
разные правовые и
в отношении внешнего долга бывшего СССР, принятого на себя Российской
Федерацией, и вновь возникающего долга Российской Федерации. Если
правовой режим первого задан спецификой заключенных международных
договоров, то использование особых экономических подходов и порядка
отражения второго в бюджетной отчетности вряд ли оправданно.