Бюджетное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:38, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания этой работы является рассмотрение бюджетного устройства не только РФ, но и зарубежных стран.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Бюджетное устройство РФ…………………………………………………….5
1.1 Основная характеристика бюджетного устройства РФ ……………5
1.2 Принципы бюджета ……………………………………………………7
1.3 Консолидированный бюджет………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………………………………...17
Приложения……………………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Контрольна.docx

— 42.89 Кб (Скачать)

 

1.3. Консолидированный бюджет

 

Понятие Консолидированный  бюджет было включено в Закон РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР  от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета. РФ, в который входили все звенья бюджетной системы России.

Консолидированный бюджет РФ [7]- это свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов РФ. Консолидированный  бюджет субъекта Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Федерации, и местные бюджеты.

Консолидированный бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений.

Консолидированные бюджеты  РФ и субъектов Федерации не рассматриваются  и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в  первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим  агрегированные данные по доходам и  расходам, источникам поступления средств  и направлениям их использования  по территории в целом РФ и отдельных  субъектов Федерации.

Показатели консолидированных  бюджетов используются в бюджетном  планировании. В частности, при определении  величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов  РФ и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных  бюджетов административно- территориальных  образований.

Важна роль показателей консолидированных  бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного  финансового фонда страны, т.е. суммы  всех финансовых ресурсов, поступающих  в бюджетную систему.

Без расчета показателей  консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так  как многие показатели сводного финансового  баланса государства и территориальных  сводных финансовых балансов берутся  из консолидированных бюджетов. В  доходной части баланса используются следующие бюджетные данные:

- налог на добавленную стоимость и акцизы,

- подоходный налог с физических лиц,

-  налог на имущество,

- налоги на внешнюю торговлю,

- внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности,

- средства бюджетных целевых фондов,

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

- доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.

Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие  бюджетные показатели:

- затраты на государственные инвестиции,

- расходы на социально- культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета,

- государственные дотации,

- расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

- расходы на науку из бюджета

- расходы на оборону

- расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры,

- расходы по внешнеэкономической деятельности

- образование резервных фондов.

Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном  планировании в целом и перспективном  финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных  бюджетов

Разработка экономико- математических моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных консолидированных  бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются  корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции  промышленности, сельского хозяйства

Показатели консолидированных  бюджетов используются также при  расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

Доходы консолидированного бюджета РФ в 2008г.[12] и состав показателей  характеризуют данные таблицы 1 (см.приложение 1).

Как следует из таблицы 1 (см. приложение), в бюджетных доходах  РФ главенствуют налоговые доходы (более 90%). Наиболее весомыми доходами являются косвенные налоги - налог на добавленную  стоимость и акцизы (более 24%). Если к ним прибавить импортные  и экспортные пошлины, то их доля возрастает до 40%.

Налоги, связанные с производством (налога прибыль), относительно невелики и составляют примерно 16% всех бюджетных  доходов. Даже если к ним прибавить  налоги на имущество предприятия, то в совокупности эти доходы составляют не более 22%.

Главная причина превалирования в бюджете косвенных налогов - резкий спад производства и снижение прибыли. В то же время высокий  уровень государственных расходов вызывает необходимость привлечения  в бюджет доходов за счет косвенного обложения.

Неналоговые доходы бюджета  не превышают 8%. В их числе наиболее значительны поступления от целевых бюджетных фондов (1.2%) и доходы от использования, принадлежащего государству имущества (6%). Бывшие когда- то весомым источником доходы от внешнеэкономической деятельности составляют примерно лишь 1%.

Следует отметить, что в  консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизуется более 55% всех финансовых ресурсов, создаваемых в  государстве, что составляет более 33% к ВВП.

Бюджетные расходы РФ можно  проследить по данным табл.2 (см. приложение 2).

Как видим, 2/3 бюджетных ассигнований составляют непроизводительные расходы, в их числе расходы, а управление и правоохранительную деятельность - более 13%, оборону- 10%, обслуживание - государственного долга- 5%, социально- культурные мероприятия - более 30%.

Расходы же, связанные с  развитием отраслей народного хозяйства, составляют 1/3 всех расходов консолидированного бюджета РФ, в том числе на промышленность, энергетику и строительство направляется примерно 9%, сельское хозяйство и  рыболовство - примерно 2%, транспорт, дорожное хозяйство, связь- 1%, жилищно-коммунальное хозяйство- 6%.

Все данные из табл.2 (см. приложение) свидетельствуют о снижении роли государства в экономическом  процессе.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны  источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной  системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры  дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать  суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед  физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные  заимствования - займы, привлекаемые от юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства  РФ как заемщика или гаранта погашения  займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).

Заключение

 

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Все поставленные задачи в  начале работы были решены. Подробно раскрыто понятие бюджета, рассмотрено бюджетное  устройство российской экономики и  зарубежных стран. В курсовой работе присутствует федеральный бюджет на 2009г., его особенность в момент мирового финансового кризиса. Что  касается федерального бюджета на 2009г., то общий объем предусмотрен в размере 9 трлн. 25 млрд. руб. В 2010-2011 гг. расходы бюджета увеличиться, в первую очередь за счет увеличения ассигнований на социальную сферу.

На мой взгляд, правительство  при составлении федерального бюджета, учло не только воздействие мирового финансового кризиса, но и инфляцию в стране. Наконец, будут уменьшены расходы на госаппарат (от 22 до 27%), и увеличены на социальные сферы (образование, медицина).

В федеральном  бюджете, так же планируется увеличение пенсий (базовая часть на 40%), прожиточного минимума, материнского капитала. Но не стоит забывать, что с увеличением этих показателей, также увеличиваются цены на товары и прочее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

2. ФЗ от 26.03.98 № 42-Ф «О Федеральном бюджете на 1998 год».

3. ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации  Российской Федерации».

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.

5. Бюджетный  кодекс Российской Федерации,  ст.5.

6. Об итогах  исполнения федерального бюджета  за 1997 г. и задачах органов финансовой  системы Российской Федерации  на 1998 г. (решение расширенной коллегии  Минфина РФ от 20 февраля 1998 г.) // Финансы, 1998, № 4. - С. 3.

7. Постановление  Правительства РФ от 13 августа  1999 г. № 1003 "Об утверждении  Программы сокращения дефицита  федерального бюджета на 1999-2001 годы".

8. Федеральный  закон “о федеральном бюджете  на 2008 год” .

9. Бюджетная  система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. Г.Б. Поляка - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009.

10. Финансы.  Денежное обращение. Кредит: Учебник  для вузов / Л.А.Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - С. 208.

11.Финансы:  учебник / Под ред. Проф. М.В.  Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- 2-е изд., перераб и доп.- М.: Юрайт- Издат, 2009.

12. Финансы:  учебник. Под ред. А.Г. Грязновой,  Е.В. Маркиной, Москва

« Финансы и  статистика» 2008г. )

13. Н. Г. Иванова, Т. Д. Маковник, Казначейская система исполнения бюджетов.- СПб.: «Питер», Москва-Харьков-Минск, 2008г.

14. Государственный  бюджет: Учеб. пособие / Под общ.  ред. М.И. Ткачук, 2007.

15. Деньги. Кредит. Банки. Под.ред д.э.н. Е.Ф. Жукова, Москва 2009г.

16. Финансы,  деньги, кредит: Учеб. пособие / Е.Г.Чернова, В.В. Иванов и др./ Под ред. Г.Г.Черновой. – М.: ТК Велби, 2006

17. Финансы,  деньги, кредит: Учебник/ Под ред.  О.В. Соколовой. – М.: Юристъ 2008г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица 1.

Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации за 2008г. (млн. руб.)

Наименование показателей

Консолидированный бюджет РФ

Сумма

В %

к итогу

к ВВП

Доходы, в том числе 

5429886

100

32.3

Ι.Налоговые доходы, из них

4942072

91.0

29.4

1.налог на прибыль организаций

867596

15.9

5.2

2 налог на доходы физических  лиц

574539

10.6

3.4

3.налог на игорный бизнес

10060

0.2

0.05

4.единый социальный налог

442218

8.1

2.7

5.налог на добавленную стоимость 

1069692

19.7

6.4

6.акцизы

239457

4.4

1.5

7.налоги на совокупный доход

50618

0.9

0.3

8.налоги на имущество

146842

2.7

0.9

9.платежи за использование природными  ресурсами

580966

10.7

3.5

10.налоги на внешнюю торговлю  и внешнеэкономические операции

859737

15.8

5.1

11.Прочие налоги, пошлины, сборы,  в том числе:

84456

1.5

0.5

а) налоги и сборы субъектов РФ

24488

0.4

01

б) местные налоги и сборы

15403

0.3

0.09

ΙΙ.Неналоговые доходы, из них

424594

7.8

2.5

1.оходы от использования имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности

332332

6.1

2.0

2.штрафы, санкции, возмещения ущербы

10370

0.2

0.06

3.доходы от внешнеэкономической  деятельности

38489

0.7

0.2

4.прочие неналоговые доходы

34725

0.6

0.2

ΙΙΙ.Доходы целевых бюджетных фондов

63220

1.2

0.4

Информация о работе Бюджетное устройство РФ