Внутрифирменное планирование в рыночных условиях хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Становление рыночных отношений и нового экономического мышления предполагает развитие предпринимательской деятельности, необходимой для подъема производства, увеличения выпуска товаров и услуг. В условиях молодого еще украинского рынка, хронического дефицита при огромных ресурсах и неиспользованных резервах производства, предприятия всех форм собственности должны уделять первостепенное внимание стратегическому финансовому менеджменту и внутрифирменному планированию.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы внутрифирменного планирования на предприятии
1.1. Содержание, необходимость, цели и задачи внутри - фирменного планирования
1.2. Стратегическое (перспективное) внутрифирменное планирование, его виды и цели
1.3. Текущее и оперативное планирование
2. Разработка мероприятий по повышению эффективности и совершенствованию внутрифирменного планирования
Заключение

Файлы: 1 файл

фин мен курс.docx

— 48.50 Кб (Скачать)

какая доля средств должна быть перечислена  в бюджет, внебюджетные фонды, банкам и другим кредиторам;

каким образом рационально распределить прибыль предприятия;

как обеспечить сбалансированность плановых доходов  и расходов предприятия на основе принципов самоокупаемости и  самофинансирования.

В разработке и осуществлении финансовых планов, обеспечивающих грамотное управление финансами не только для достижения безубыточной работы субъекта хозяйствования, но и возможностей поступательного  развития расширенного воспроизводства  в соответствии с требованиями времени, заключены основное назначение и  сущность внутрифирменного финансового  планирования.

Финансовое  планирование, охватывая важнейшие  стороны финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, взаимосвязано  с планированием производственной деятельности. Показатели всех плановых финансовых инструментов базируются на планах объема производства и реализации, ассортимента товаров и услуг, себестоимости  продукции. Они должны создавать  необходимые финансовые условия  для успешного исполнения этих планов.

Принципы  финансового планирования определяют характер и содержание этого вида управленческой деятельности.

  1. Принцип финансового соотношения сроков – поступление и использование средств должно осуществляться в установленные сроки.
  2. Принцип платежеспособности – планирование денежных средств должно постоянно обеспечивать платежеспособность предприятия, т.е. у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств для обеспечения погашения краткосрочных обязательств.
  3. Принцип приспособления к потребностям рынка – для предприятия важно учесть конъектуру рынка и свою зависимость от получения кредитов.
  4. Принцип максимальной рентабельности – целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную рентабельность.

Методы  финансового планирования – это  конкретные способы плановых расчетов. Процесс планирования финансовых показателей  может осуществляться с помощью  нескольких методов, к которым относятся: балансовый, нормативный, расчетно-аналитический, метод оптимизации плановых расчетов, экономико-математическое моделирование.

Сущность  балансового метода заключается  в том, что для каждой статьи расходов определяют конкретные источники финансирования. Этот метод применяют при прогнозе поступлений и расходования денежных средств, составлении плана доходов  и расходов, платежного календаря  и др.

Нормативный метод финансового планирования заключается в расчете потребности  хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и определении источников финансирования этих ресурсов на основе установленных норм и технико-экономических  нормативов (ставок налогов, тарифов, норм амортизационных отчислений, норм оборотных  средств).

В процессе финансового планирования расчетно-аналитическим  методом плановые показатели рассчитываются на основе анализа фактических финансовых показателей, которые берутся в  качестве базовых, и индексов их изменения  в плановых периодах.

Метод оптимизации плановых расчетов состоит  в составлении нескольких вариантов  плановых расчетов. Для получения  наиболее оптимального варианта проводят оптимизацию плановых решений по различным критериям выбора, которые  могут быть следующими: максимум прибыли  на денежную единицу вложенного капитала, минимум финансовых затрат, максимум абсолютной суммы полученной прибыли  и др.

Метод экономико-математического моделирования  дает возможность найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми  показателями и факторами, которые  их определяют.

Классификация внутрифирменного финансового планирования представлена на рис.1.1.

Финансовое  планирование

По используемым моделям

По охватываемому  периоду времени

По масштабности поставленной цели

Разработка  финансовой части бизнес плана

стратегическое

долгосрочное

тактическое

среднесрочное

оперативное

краткосрочное

Бюджетиро-вание

Составление прогнозных финансовых документов

Рис. 1.1. Классификация внутрифирменного планирования

Таким образом, внутрифирменное финансовое планирование представляет собой процесс  разработки системы финансовых планов предприятия. Планирование имеет огромное значение в хозяйственной деятельности предприятия, так как именно процесс  финансового планирования позволяет  субъекту хозяйствования иметь в  своем распоряжении именно столько  финансовых ресурсов (как собственных, так и привлеченных), сколько необходимо для нормального функционирования предприятия.

1.2. Стратегическое (перспективное) внутрифирменное  планирование, его виды и цели.

Весь  процесс финансового планирования на предприятии в зависимости  от направленности и характера решаемых задач можно разделить на две  основные стадии: разработка стратегии  деятельности предприятия (стратегическое планирование) и определение тактики  реализации выбранной стратегии (текущее  и оперативное планирование). Каждой из этих подсистем свойственны определенные формы разрабатываемых финансовых планов (табл.1.2).

Таблица 1.2

Характеристика  подсистем внутрифирменного планирования

Подсистемы  внутрифирменного планирования Формы разрабатываемых  планов Период планирования
Стратегическое (перспективное) планирование Прогноз отчета о финансовых результатах

Прогноз отчета о движении денежных средств

Прогноз бухгалтерского баланса

3-15 лет
Текущее планирование План доходов  и расходов

План поступления  и расходования денежных средств

Балансовый план

1 год
Оперативное планирование Платежный календарь

Кассовый план

Декада, месяц, квартал

Стратегическое  планирование охватывает длительный период, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах. В масштабах субъекта хозяйствования стратегическое планирование – это  разработка исходя из результатов финансового  анализа состояния предприятия  и прогноза изменений внешней  и внутренней среды, стратегии финансовой деятельности на определенный период. Оно обычно рассчитано на длительный период, но в условиях высокой неопределенности, в которых приходится работать большинству  предприятий, более приемлемо среднесрочное, а иногда и краткосрочное стратегическое планирование.

Реализация  выработанной финансовой стратегии  достигается путем разработки тактических  планов, реализуемых через оперативное  планирование.

Оперативное финансовое планирование использует утвержденные стратегические позиции в повседневной деятельности для достижения промежуточных  целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы  решения задач, использование ресурсов, внедрения новых технологий. Оперативное  планирование – процесс разработки финансовых планов, обеспечивающий наилучшее  использование всех ресурсов предприятия (как собственных, так и привлеченных).

Если  стратегическое финансовое планирование определяет наиболее важные пропорции  и темпы расширенного воспроизводства, рассматривает возможные альтернативы разработки финансовой стратегии, которая  обеспечивает стабильное финансовое положение  предприятия в долгосрочном периоде, то оперативное планирование осуществляется на краткосрочные периоды и отличается конкретностью задач и путей  их реализации. Схема всего процесса планирования показана на рисунке 1.3.

Финансовое  оперативное планирование

Стратегическое  финансовое планирование

Стратегия развития предприятия

Анализ  и оценка влияния внешних факторов

Анализ  и оценка производст-венно-хозяйствен-ной деятельности

Анализ  и оценка финансового состояния  предприятия

Прогноз финансового состояния на плановый период

Обоснование направлений финансовой деятельности

Обоснование направлений инвестиций

Обоснование выбора источников и условий формирова-ния финансовых ресурсов

Обоснование потребности в финансовых ресурсах

Система план. бюджетов

Платежный календарь

План  денежных средств

Балансовый  план

План  доходов и расходов

Разработка  плана техничес-кого развития

Разработка  плана производ-ства и продаж 

Рис. 1.3. Схема процесса внутрифирменного планирования

Процесс внутрифирменного планирования включает в себя несколько этапов. На первом этапе анализируются финансовые показатели за прошедшие периоды. Второй этап предусматривает составление  основных прогнозных документов, оперативных  финансовых планов и бюджетов. Завершает  процесс финансового планирования практическое внедрение, исполнение планов и контроль за их исполнением. Общая схема этого процесса показана на рис. 1.4.

Процесс внутрифирменного

финансового планирования

I этап Анализ финансовой ситуации  
II этап Разработка  общей финансовой стратегии предприятия
III этап Составление оперативных финансовых планов
IV этап Корректировка, увязка и конкретизация финансовых планов
V этап Исполнение  финансовых планов
VI этап Контроль  исполнения финансовых планов

Рис.1.4. Основные этапы внутрифирменного финансового  планирования на предприятии

Многоаспектность  планирования отображает разнообразие проблем, которые решаются в процессе управления экономическим и социальным развитием общества. Являясь ведущим  элементом системы управления, планирование играет роль инструмента реализации политики государства, его отдельных  субъектов, а также собственников  предприятий.

В связи  с возрастанием динамики экономических  и социальных процессов, которые  происходят в обществе, быстрым изменением конъюнктуры на внутреннем и внешнем  рынках, необходимостью обеспечения  стабильного развития общества в  долгосрочной перспективе на макро- и микроуровне, все больше возрастает роль перспективного планирования. Субъектам хозяйствования в современных условиях важно уделять все большее внимание развитию перспективного планирования как инструменту централизованного управления. Такое планирование, охватывающее период от 3 до 15 лет (чаще 3-5 лет) предусматривает разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Стратегическое планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия.

Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного развития экономики крайне неопределенна, перспективное планирование не может  ориентировать предприятие на достижение количественных показателей и поэтому  обычно ограничивается разработкой  лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или  прогнозах. Через них осуществляется координация перспективных направлений  развития всех подразделений предприятия  с учетом их потребностей и ресурсов.

Информация о работе Внутрифирменное планирование в рыночных условиях хозяйствования