Внутрифирменное планирование в рыночных условиях хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Становление рыночных отношений и нового экономического мышления предполагает развитие предпринимательской деятельности, необходимой для подъема производства, увеличения выпуска товаров и услуг. В условиях молодого еще украинского рынка, хронического дефицита при огромных ресурсах и неиспользованных резервах производства, предприятия всех форм собственности должны уделять первостепенное внимание стратегическому финансовому менеджменту и внутрифирменному планированию.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы внутрифирменного планирования на предприятии
1.1. Содержание, необходимость, цели и задачи внутри - фирменного планирования
1.2. Стратегическое (перспективное) внутрифирменное планирование, его виды и цели
1.3. Текущее и оперативное планирование
2. Разработка мероприятий по повышению эффективности и совершенствованию внутрифирменного планирования
Заключение

Файлы: 1 файл

фин мен курс.docx

— 48.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине:

 «Финансовый  менеджмент» на тему: «Внутрифирменное  планирование в рыночных условиях  хозяйствования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Содержание

Введение

1. Теоретические  основы внутрифирменного планирования  на предприятии

1.1. Содержание, необходимость, цели и задачи  внутри - фирменного планирования

1.2. Стратегическое (перспективное) внутрифирменное  планирование, его виды и цели

1.3. Текущее  и оперативное планирование

2. Разработка мероприятий по повышению эффективности и совершенствованию внутрифирменного планирования

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
ВВЕДЕНИЕ

Становление рыночных отношений и нового экономического мышления предполагает развитие предпринимательской  деятельности, необходимой для подъема  производства, увеличения выпуска товаров  и услуг. В условиях молодого еще  украинского рынка, хронического дефицита при огромных ресурсах и неиспользованных резервах производства, предприятия  всех форм собственности должны уделять  первостепенное внимание стратегическому  финансовому менеджменту и внутрифирменному планированию.

Сбалансированный  внутрифирменный план представляет предприятию вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, эффективную стратегию совершенствования  производства, устремленность персонала  фирмы к инновациям, сокращение издержек производства. Всем этим, а в первую очередь необходимостью совершенствования  внутрифирменного планирования в условиях рыночного хозяйствования, и определяется актуальность и значимость данной темы работы. В данной работе автором  рассмотрен широкий круг вопросов: теоретические основы и практические аспекты внутрифирменного планирования, а также принципы и инструменты  внутрифирменного финансового планирования и прогнозирования на предприятии.

Сущность, необходимость, методы и значение оперативного финансового планирования в своих  трудах рассматривают многие отечественные  и зарубежные авторы, такие как: Ковалев  В.В., Коваленко О.Н., Крамаренко Г.О., Лигоненко Л.О., Лихачева О.Н. и другие.

Целью данной работы является изучение теоретических  основ, которые объясняют правила  внутрифирменного планирования и принципы формирования внутрифирменных финансовых планов на примере ОП «Шахта «Булавинская» и разработка предложений по совершенствованию процесса планирования.

Исходя  из поставленной цели, данная курсовая работа ставит перед собой следующие  основные задачи:

рассмотреть экономическую сущность внутрифирменного финансового планирования в деятельности субъектов хозяйствования, его роль, значение и задачи;

изучить принципы, инструменты, принципы и методику внутрифирменного планирования в деятельности предприятий;

познакомиться с действующей системой планирования на исследуемом предприятии;

разработать предложения по совершенствованию  процесса внутрифирменного планирования

В данной работе автор провел исследование и  проанализировал основные направления  планирования на предприятиях угольной промышленности. Предметом работы является организация системы внутрифирменного планирования на предприятии. Объектом исследования является деятельность по организации процесса внутрифирменного финансового планирования на обособленном подразделении «Шахта «Булавинская» государственного предприятия «Орджоникидзеуголь» в 2005-2006 годах.

Для реализации этих задач в работе использовались следующие методы: аналитический, сравнительный, экспертный, метод анализа, статистический, графический.

Всё это  и предопределило структуру данной работы, которая состоит из 2-х  основных разделов. В теоретической  части изложены основные аспекты  современной системы внутрифирменного планирования. Во второй – аналитической  части исследуются фактические  показатели, используемые при составлении  планов на исследуемом предприятии, проведён анализ и отражена существующая система планирования и внесён ряд  предложений по совершенствованию  процесса внутрифирменного планирования.

Информационную  базу исследования составляют законодательные  и нормативные документы, данные финансовой и бухгалтерской отчетности предприятия, методические указания по написанию курсовой работы, научные  труды отечественных и зарубежных специалистов в области финансового  менеджмента, ресурсы Интернета.

Результаты  исследования можно использовать в  практической финансовой деятельности исследуемого предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 Содержание, необходимость, цели и задачи  внутрифирменного планирования

Быстрые темпы роста и постоянное совершенствование  экономики современной Украины  всем хорошо известны. Однако очень  немногим субъектам хозяйствования удается вести дело так, что им можно просто позавидовать. Успех  деятельности предприятия во многом зависит от тщательно продуманной  политики, хорошо разработанного плана  действий.

Не все  фирмы пользуются официально принятыми  системами планирования, а те, что  пользуются, не всегда делают это хорошо, несмотря на то, что внутрифирменное  финансовое планирование сулит целый  ряд выгод. В их числе системное  осмысливание ситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более точная постановка задач и  прочее. Все это должно привести к повышению конкурентоспособности  предприятия и росту его прибыли.

Процесс планирования начинается с постановки общих целей, что дает возможность  выбрать направление работы. Цели являются категорией долгосрочного  планирования. Они получают свою конкретизацию  в постановке краткосрочных задач.

Планирование  производства является решающим фактором эффективного ведения хозяйства  в условиях его интенсификации. Оно  основывается на объективных экономических  законах, и, прежде всего, законе планомерного, пропорционального развития народного  хозяйства. Необходимость планирования обусловлена высоким уровнем  концентрации производства, общественной собственностью на средства производства.

Содержание  внутрифирменного планирования как  функции управления предприятием состоит  в обоснованном определении основных направлений деятельности и дальнейшего  развития с учетом финансовых, материальных и других источников и спроса рынка.

Таким образом, назначение планирования как  функции управления состоит в  стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и  внешние факторы, обеспечивающие благоприятные  условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает  разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования  ресурсов каждой службой и всем предприятием в целом. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, включающими всю технологическую цепочку: исследования и разработку, производство товаров и предоставление услуг. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей качества и ассортимента предлагаемой продукции вслед за изменениями спроса на рынке.

Потребность в планировании современного субъекта хозяйствования вытекает из большого количества конкурентных предприятий, разнообразия возможных форм управления предприятием, наличия многочисленных структурных подразделений в  рамках предприятия, тесных межфирменных связей с поставщиками и подрядчиками, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать  новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует и такой фактор, как стремление предприятия подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.

Развитие  планирования непосредственно связано  с усилением тенденции к централизации  в управлении предприятием и призвано увязать деятельность всех подразделений (служб), подчинив ее единой стратегии  развития. Внутрифирменное планирование в рамках предприятия охватывает как текущее, так и перспективное  планирование, осуществляемое в виде прогнозирования

Если  перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы  и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его  основе текущие планы ориентированы  на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий  и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие  планы дополняют, развивают и  корректируют перспективные направления  развития с учетом конкретной обстановки.

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью  руководства предприятием на всех уровнях  управления; квалификацией обслуживающего персонала, работающего в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

Планирование  предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер  и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Планирование  направлено на оптимальное использование  возможностей предприятия, в том  числе наилучшее использование  всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

Планирование  включает в себя определение:

конечных  и промежуточных целей;

задач, решение которых необходимо для  достижения целей;

средств и способов их решения;

требуемых ресурсов, их источников и способа  распределения.

Исходя  из всего вышеуказанного, можно сказать, что внутрифирменное финансовое планирование – это процесс определения  объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования согласно с производственными  и финансовыми показателями предприятия  в плановом периоде.

Целью внутрифирменного финансового планирования является обеспечение хозяйственной  деятельности необходимым объемом  финансовых ресурсов на основе прогнозирования  величины денежных потоков, формируемых  за счет собственных и заемных  финансовых источников. Рассматривая внутрифирменное планирование более  подробно, можно отметить следующие  его локальные цели:

1) обеспечение  производственного, научно-технического  и социального развития предприятия,  прежде всего за счет собственных  средств, но с использованием  также заемных и привлеченных;

2) оптимизация  финансового результата преимущественно  за счет роста объема продаж  и снижения издержек производства  и обращения;

3) обеспечение  на должном уровне финансовой  устойчивости и ликвидности предприятия.

С помощью  финансового планирования предприятие  имеет возможность эффективно решать такие основные задачи:

1) обеспечение  производственного процесса необходимыми  финансовыми ресурсами;

2) установление  рациональных финансовых взаимоотношений  с другими субъектами хозяйствования, финансово-кредитными учреждениями, государством;

3) определение  путей наиболее эффективного  вложения капитала, оценка рациональности  его использования;

4) выявление  и мобилизация внутренних резервов  увеличения прибыли за счет  рационального использования финансовых  ресурсов;

5) осуществление  контроля за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.

Внутрифирменное планирование позволяет предприятию  решить следующие конкретные вопросы:

какие финансовые ресурсы могут находиться в распоряжении предприятия;

каковы  источники их поступления;

достаточно  ли денежных средств для выполнения поставленных задач;

Информация о работе Внутрифирменное планирование в рыночных условиях хозяйствования