Управление капиталом на предприятии ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение оптимальной структуры капитала для ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский».
Задачами курсовой работы являются:
- изучение состава, структуры капитала предприятия;
- рассмотрение различных подходов к определению оптимальной структуры капитала;
- определение соотношение собственного и заемного капитала;
- изучение порядка учета и анализа всех составляющих капитала ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский»;

Оглавление

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Экономическая сущность и процесс накопления капитала
1.2 Капитал как производственный ресурс и его оборот
1.3 Структура капитала
1.4 Классификация капитала
1.5 Цена капитала
1.6 Управление капиталом
1.6.1 Управление собственным капиталом
1.6.2 Управление заемным капиталом
1.7. Финансовые методы увеличения капитала
2 УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДНРИЯТИИ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ «ГЕОРГИЕВСКИЙ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Организационно-техническая структура предприятия
2.3 Оценка динамики основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
2.4 Анализ капитала предприятия в динамике за последние два года
2.4.1 Анализ состава, структуры и динамики имущества предприятия
2.4.2 Анализ источников финансирования имущества предприятия
2.4.2.1 Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества
2.4.2.2 Оценка структуры собственного и заемного капитала
2.4.3 Определение соотношения собственного и заемного капитала
2.4.4 Определение финансовой устойчивости
2.4.4.1 Определение типа финансовой устойчивости
2.4.4.2 определение финансовых коэффициентов рыночной
устойчивости
.4.5 Определение эффективности использования собственного и заемного капитала
2.4.6 Определение рентабельности собственного и заемного капитала79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 701.00 Кб (Скачать)

- погашение снижения стоимости внеоборотных активов в результате их переоценки;

- увеличение уставного капитала;

- распределение между участниками организации.

Резервный капитал. Источники, отражаемые в этом подразделе, могут создаваться в организации либо в обязательном порядке, либо в том случае, если это предусмотрено в учредительных документах. Законодательством РФ предусмотрено обязательное создание резервных фондов в акционерных обществах открытого типа и организациях с участием иностранных инвестиций. Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах величина резервного фонда (капитала) определяется в уставе общества и не должна быть менее 5% уставного капитала. Формирование резервного капитала осуществляется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им установленного размера. Величина этих отчислений также определяется в уставе, но не может быть менее 5% чистой прибыли (прибыли, оставшейся в распоряжении владельцев общества после расчетов с бюджетом по налогам). Данным законом предусмотрено, что средства резервного капитала предназначены для покрытия убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа собственных акций в случае отсутствия иных средств.

 Нераспределенная прибыль. Полученная предприятием по итогам года прибыль распределяется решением компетентного органа (например, общего собрания акционеров в акционерном обществе или собрания участников в обществе с ограниченной ответственностью) на выплату дивидендов, формирование резервного и других фондов, покрытие убытков прошлых лет и др. Оставшийся нераспределенным остаток прибыли по существу представляет собой реинвестирование прибыли в активы предприятия; он отражается в балансе как источник собственных средств и остается неизменным до следующего собрания акционеров. Если доля ежегодно реинвестируемой прибыли стабильно высока в динамике, т.е. акционеров устраивает генерируемая предприятием доходность собственного капитала, то с течением лет этот источник может быть весьма значимым в структуре источников собственных средств.

Способы финансирования предприятия за счет собственных  средств. Как несложно заметить из приведенной  характеристики элементов собственного капитала, их роль в финансировании предприятия довольно разнообразна.

Источником финансирования инвестиционной деятельности, а также обеспечения и расширения текущей деятельности, безусловно, выступает прибыль предприятия. Для осуществления стратегически важных проектов в качестве источника финансирования может выступать единовременное увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций.

В мировой практике известны различные способы эмиссии акций:

- продажа непосредственно инвесторам по подписке;

- продажа через инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск и затем распространяют акции по фиксированной цене среди физических и юридических лиц;

- тендерная продажа (несколько инвестиционных институтов по купают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене и затем устраивают аукцион, по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции);

- размещение акций брокером у небольшого числа своих клиентов.

Эмиссия акций - дорогостоящий  и протяженный во времени процесс, кроме того, он регулируется законодательством (в частности, Федеральным законом «Об акционерных обществах»). Как показывает опыт экономически развитых стран, дополнительная эмиссия из-за так называемого сигнального эффекта нередко сопровождается снижением рыночной цены акций, поэтому к этому способу мобилизации финансовых ресурсов прибегают достаточно редко - в тех случаях, когда имеются четко обозначенные перспективы использования привлеченных средств.

 

1.6.2 Управление  заемным капиталом

 

Использование заемного капитала для финансирования деятельности предприятия, как правило, выгодна экономически, поскольку плата за этот источник в среднем ниже, чем за акционерный капитал (имеется в виду, что проценты по кредитам и займам меньше рентабельности собственного капитала, характеризующей, по сути, уровень стоимости собственного капитала. Иными словами, в нормальных условиях заемный капитал является более дешевым источником по сравнению с собственным капиталом). Кроме того, привлечение этого источника позволяет собственникам и топ-менеджерам существенно увеличить объем контролируемых финансовых ресурсов, т.е. расширить инвестиционные возможности предприятия. Основными видами заемного капитала являются облигационные займы и долгосрочные кредиты.

Облигационный заем. Облигации являются долговыми ценными бумагами, Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 816) облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая права ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Эта ценная бумага предоставляет ее держателю права на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Облигации могут выпускаться в обращение:

- государствам и его субъектами;

- корпорациями (акционерными обществами).

В первом случае облигации называются государственными или муниципальными, во втором - долговыми частными ценными бумагами.

Облигации хозяйствующих  субъектов классифицируются па ряду признаков, в частности па сроку  действия (краткосрочные - да 3 лет, среднесрочные - да 7 лет, долгосрочные - да 30 лет, бессрочные), по способам выплаты купонного дохода, по способу обеспечения займа, по характеру обращения (обычные и конвертируемые). Купонная ставка по облигациям чаще всего зависит от средней процентной ставки на рынке капиталов.

Облигация обязательна  должна иметь номинальную стоимость, причем суммарная номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер его уставного капитала либо, величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций.

Выпуск облигаций обществам  допускается лишь после полной оплаты его уставного капитала. Акционерное общество вправе выпускать облигации:

- обеспеченные залогом своего определенного имущества;

- под обеспечение, специально предоставленное третьими лицами;

- без обеспечения (в этом случае эмиссия займа допускается не ранее третьего года существования общества).

Облигации могут погашаться единовременно, сериями либо досрочно, причем стоимость погашения и срок, не ранее которого они могут быть предъявлены к досрочному погашению, указывается в проспекте эмиссии.  С позиции эмитентов и инвесторов облигационный заем имеет свои плюсы

и минусы. Эмитенту выгоден  обоснованный выпуск облигаций, поскольку:

- объем денежных средств, которыми будет распоряжаться предприятие,

резко увеличится, появятся возможности для внедрения новых инвестиционных проектов;

- выплаты держателям облигаций чаще всего осуществляются по стабильным, не подверженным резким колебаниям ставкам, что привадит к предсказуемости расходов по обслуживанию этого источника;

- стоимость источника меньше;

- источник дешевле в плане мобилизации средств;

- процедура привлечения средств менее трудоемка.

Основной недостаток - выпуск займа приводит к повышению  финансовой зависимости компании, т.е. к увеличению финансового риска ее деятельности. Если выплата дивидендов не является обязательной для компании, то расчеты по обязательствам перед держателями облигаций должны выполняться в обязательном порядке, несмотря на финансовые результаты текущей деятельности.

Для держателей облигаций  преимущество этой формы инвестирования состоит в стабильности обязательных процентных платежей, которая, в принципе, не зависит ни от прибыльности работы эмитента, ни от краткосрочных колебаний текущих процентных ставок на рынке капитала. Определенная опасность носит двоякий характер. Во-первых, неустойчивость финансовой деятельности эмитента может сопровождаться падением рыночной цены облигаций и, следовательно, потерями капитализированного дохода при вынужденной продаже облигаций на вторичном рынке. Во-вторых, в случае банкротства эмитента существует вероятность того, что требования держателей облигаций будут удовлетворены не в полном объеме и (или) несвоевременно.

Долгосрочный банковский кредит. Банковский кредит предоставляют коммерческие банки и другие кредитные организации, получившие в Центральном Банке РФ лицензию на осуществление банковских операций. По сравнению с описанными выше способами привлечения финансовых ресурсов получение кредита в банке - гораздо менее трудоемкая (по срокам и условиям мобилизации средств) процедура.

В основном банки выдают краткосрочные кредиты (краткосрочность  обычно трактуется как погашаемость в течение двенадцати месяцев с момента получения кредита); эти кредиты используются для финансирования текущих операций и поддержания ликвидности и платежеспособности предприятия. Долгосрочные кредиты в основном используются для финансирования затрат по капитальному строительству, реконструкции и другим капитальным вложениям, а потому они должны окупиться за счет будущей прибыли, ожидаемой к получению в результате проводимых мероприятий «капитального» характера. Именно поэтому получение долгосрочного кредита обычно сопровождается предоставлением банку экономических расчетов, подтверждающих способность заемщика расплатиться в дальнейшем за полученный кредит и погасить его в срок. Кроме того, кредитный договор может предусматривать целевое использование кредита.

Независимо от суммы  кредита кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, в противном случае он считается ничтожным; в этом - одно из отличий его от договора займа, который заключается в письменной форме лишь в том случае, если его сумма не менее чем в десять раз превышает установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Во многих экономически развитых странах этот источник средств  не играет сколько-нибудь значимой роли в финансировании деятельности предприятий.

 

 

1.7 Финансовые методы увеличения капитала

 

Управлять финансами - значит управлять капиталом. Ранее мы дали общее определение капитала как авансируемой, инвестируемой в производство стоимости в целях извлечения прибыли, т.е. стоимости, воспроизводящей новую стоимость. По существу в капитале отражается система денежных отношений, воплощающая циклическое движение финансовых ресурсов - от мобилизации их в централизованные и нецентрализованные фонды денежных средств, затем распределение и перераспределение и, наконец, получение вновь созданной стоимости (или валового дохода) данной коммерческой структуры, в том числе прибыли.

Таким образом, движение капитала и управление им отражают движение финансовых ресурсов и управление этим процессом. Однако в отличие от управления финансами, функционированием которых пронизано все социально-экономическое развитие, управление капиталом сосредоточено преимущественно в сфере материального производства.

В то же время капитал - специфическая категория, несущая, различную «нагрузку» в зависимости от:

- роли в производстве - уставный капитал;

- источников формирования - собственный акционерный;

- заемный капитал;

- характера оборота и ликвидности - основной и оборотный капитал;

- метода исчисления - текущая, целевая, предельная стоимость капитала.

Основной метод увеличения капитала - возрастание реинвестируемой прибыли, которое, как известно, зависит от комплекса интенсивных и экстенсивных факторов, связанных, с одной стороны, с формированием массы валовой прибыли и ее базового компонента предпринимательского дохода, а с другой стороны - с решениями финансового менеджера:

а) о распределении  валовой прибыли и расширении ее инвестируемой части;

б) о выборе инвестиционного проекта и привлечении источников его финансирования.

Эти решения принимаются по трем основным критериям: эффективности (растущей рентабельности, доходности), безрисковости (достаточно низкой степени риска утраты дохода), ликвидности (достаточно быстрой оборачиваемости, или высвобождении денежных средств из оборота).

В итоге вторая группа факторов как бы сливается с первой, образуя систему финансовых динамических показателей, предопределяющих масштаб, сумму, время и иные условия увеличения капитала.

Среди уже рассмотренных (т.е. связанных определенной количественной зависимостью с объемом капитала или прибыли) детерминированных факторов увеличения капитала - фактор роста объема производства и реализации продукции, работ и услуг, которые сам по себе (при прочих равных условиях) обеспечивает еще более значительный рост прибыли за счет относительной экономии условно - постоянных элементов себестоимости. Этот фактор заслуживает особого внимания финансового менеджера, ибо современные финансовые проблемы и в производственной, и в монетарной сфере (инфляционный рост цен, платежный кризис, бюджетный дефицит и т.д.), влекущие за собой социальную напряженность и взрывы имеют первопричиной падение объема производства и «бегство» капитала от физических инвестиций (объем производства сократился за 1996г. на 6%, инвестиций - на 18%). ,

Однако наука и практика финансового менеджмента разработали специфические финансово-кредитные методы расширения капитала или привлечения финансовых pecypcoв в собственный оборот. К ним можно отнести: эмиссию и куплю-продажу акций, облигаций, векселей, фьючерсов и других ценных бумаг, в том числе операции с инвалютой, а также лизинг, ипотеку и прочие кредитные формы привлечения денежных ресурсов, наконец, чисто финансовые методы, мобилизующие денежные средства не на кредитном или фондовом рынках, такие, как привлечение средств долевого участия с последующим участием в распределении прибыли, оффшорные операции, которые охватывают и законные способы оптимизации налоговых платежей, франчайзинг.

Франчайзингом называют продажу лицензии (франшизы) или прав пользования товарным знаком, технологиями, консультациями, другими методами работы на рынке известной фирмы (франчайзера) малоизвестной фирме (франчайзи), что обеспечивает обоюдную выгоду сторон и вовлечение капитала франчайзи в бизнес франчайзера, укрепляя конкурентоспособность последнего и качество продукции работ и услуг, ибо франчайзи, как правило, обязуется соблюдать предписанные франчайзером стандарты качества и технологий.

Информация о работе Управление капиталом на предприятии ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский»