Управление заемным капиталом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать управление заемным капиталом и определить основные пути совершенствования управления заемным капиталом в ОАО «Торг-Автотранс».
Для достижения цели работы ставятся несколько задач:
1. Рассмотреть сущность и виды заемного капитала;
2. Описать основы управления заемным капиталом предприятия
3. Проанализировать управления заемным капиталом в ОАО «Торг-Автотранс»

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы управления заемным капиталом……… 6
1.1 Сущность и виды заемного капитала предприятия…………… 6
1.2 Основы управления заемным капиталом……………………… 10
2. Анализ управления заемным капиталом на предприятии (ОАО «Торг-Автотранс»)………………………………………………………
16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия (ОАО «Торг-Автотранс»)……………………………………………
16
2.2 Анализ источников финансирования на предприятии………...
2.3 Оценка управления заемным капиталом предприятия……….. 18
30
3. Направления совершенствования управления заемным капиталом ОАО «Торг-Автотранс»…………………………………..
33
Заключение………………………………………………………………. 35
Список использованных источников………………………………… 37
Приложения……………………………………………………………… 40

Файлы: 1 файл

Управление заемным капиталом предприятия.doc

— 390.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы  управления заемным  капиталом……… 6
1.1 Сущность  и виды заемного капитала предприятия…………… 6
1.2 Основы управления заемным капиталом……………………… 10
2. Анализ управления заемным капиталом на предприятии (ОАО «Торг-Автотранс»)………………………………………………………  
16
2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия (ОАО  «Торг-Автотранс»)……………………………………………  
16
2.2 Анализ  источников финансирования на  предприятии………...

2.3 Оценка  управления заемным капиталом предприятия………..

18

30

3. Направления совершенствования управления заемным капиталом ОАО «Торг-Автотранс»…………………………………..  
33
Заключение………………………………………………………………. 35
Список  использованных источников………………………………… 37
Приложения……………………………………………………………… 40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Каждое  предприятие, начиная свою производственно-хозяйственную  деятельность, должно располагать определённой денежной суммой. На эти денежные ресурсы предприятие закупает на рынке или у других предприятий по договорам сырьё, материалы, топливо, оплачивает счета за электроэнергию, выплачивает своим работникам заработную плату, несёт расходы по освоению новой продукции, всё это представляет собой один из важнейших параметров хозяйствования, который получил название «заемный капитал». Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемного капитала.

      В условиях рыночных отношений заемный капитал приобретают особое значение. Ведь они представляют собой часть производительного капитала, которая переносит свою стоимость на вновь созданный продукт полностью и возвращается к предпринимателю в денежной форме в конце каждого кругооборота капитала. Привлечение заемного капитала целесообразно с финансовой точки зрения лишь тогда, если целью такого привлечения является улучшение финансовых показателей, в том числе обеспечения условий для погашения кредитов и выплаты процентов. Результатом привлечения кредита должно быть увеличение стоимости активов, приводящее к росту выручки и прибыли от продаж, чтобы обеспечить погашение долга и прирост чистой прибыли.

      Кроме того, привлечение дополнительных заемных  источников финансирования не должно приводить к тому, чтобы платежеспособность и финансовая устойчивость оказались  ниже необходимого для предприятия.

      Степень финансовой устойчивости предприятия  интересует инвесторов и кредиторов, так как на основе её оценки они  принимают решения о вложении средств в предприятие, поэтому  вопросы управления финансовой устойчивостью  предприятия являются весьма актуальными для предприятия. 

      Управление  заемным капиталом имеет большое значение как для крупных компаний, где оборотные средства составляют более половины всех ее активов, так и для небольших компаний, у которых краткосрочные обязательства являются основным источником финансирования.

      Для правильного определения стратегии  развития предприятия необходима детально продуманная политика управления заемным капиталом. Важно адекватно оценивать опасности, которые могут угрожать работе, и даже самому существованию предприятия, взвешенно и обоснованно определить перспективные направления деятельности, структуру ресурсов (финансовых, человеческих, материально-технических).

      Экономический кризис заставил предприятия во всем мире критично посмотреть на используемые ими способы управления заемным капиталом.

      Тема  данной курсовой работы: Управление заемным  капиталом предприятия.

      Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что в настоящее время в условиях финансового кризиса, когда устойчивость многих предприятий оказалось под угрозой, проблема грамотного управления заемным капиталом предприятия как средство сохранения позиций предприятия, увеличение финансового потенциала предприятия при необходимости увлечения объемов хозяйственной деятельности и способности повысить рентабельность собственного капитала вышло на первый план.

      Объектом исследования является деятельность ОАО «Торг-Автотранс». Предметом работы выступает процесс управления заемным капиталом в ОАО «Торг-Автотранс» .

      Цель  курсовой работы: проанализировать управление заемным капиталом и определить основные пути совершенствования управления заемным капиталом в ОАО «Торг-Автотранс».

     Для достижения цели работы ставятся несколько  задач:

  1. Рассмотреть сущность и виды заемного капитала;
  2. Описать основы управления заемным капиталом предприятия
  3. Проанализировать управления заемным капиталом в ОАО «Торг-Автотранс»
  4. Дать анализ источникам финансирования в ОАО «Торг-Автотранс»
  5. Произвести оценку управления заемным капиталом ОАО «Торг-Автотранс»
  6. Разработать основные направления совершенствования управления заемным капиталом в ОАО «Торг-Автотранс»

      Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе рассматриваются  теоретические основы управления заемным  капиталом предприятия. Во второй дана организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «Торг-Автотранс», проведен источников финансирования на предприятии: структуры активов, капитала, основных коэффициентов, абсолютных показателей. В третьей – разрабатываются основные пути совершенствования управления заемным капиталом и даны рекомендации по их устранению.

      Основными источниками, которыми пользовался  автор при написании данной работы, служили исследования отечественных  и зарубежных ученых, занимающихся теоретической основой управления заемным капиталом на предприятии. Были использованы годовые отчеты ОАО «Торг-Автотранс». К анализу также привлекались материалы средств массой информации, специализированные журналы, что позволило автору данного исследования проанализировать процесс управления заемным капиталом на предприятии.

 

           1        Теоретические основы управления заемным капиталом

           1.1      Сущность и виды заемного капитала

 

      Формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственного и заемного капитала. Слово «капитал» означает буквально главный, главное имущество, главная сумма. Капитал - совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Под денежным капиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями.

      Капитал - ресурсы, которые могут быть использованы в производстве товаров или оказании услуг. По мере функционирования предприятия потребность в денежных средствах возрастает, что требует соответствующего финансирования прироста капитала, поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал.

      По  мнению Ковалёва В.В, заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности [1.С.167].

      Заемный капитал - капитал, полученный в виде долгового обязательства. В отличие от собственного капитала, имеет конечный срок и подлежит безоговорочному возврату. Борисов А.Б считает, что заемный капитал — капитал, образуемый за счет получения кредитов, выпуска и продажи облигаций, получения средств по другим видам денежных обязательств. Обычно предусматривается периодическое начисление процентов в пользу кредитора. Если рассматривать определения заемного капитала разных авторов, то можно увидеть, что они не сильно отличаются друг от друга. Мнение же автора сходится с автором Ковалёв В.В. где он точно дает определение заемному капиталу. [1.С.327].

      В настоящее время существуют различные  модификации  такому понятию как "заемный капитал". В первую очередь это связано с особенностями сферы их использования.

        Так, по мнению профессора Н.В.Колчина,  к ним относятся долгосрочные  ссуды коммерческих банков, приобретение основных средств на основе финансового лизинга и инвестиционный налоговый кредит.

      Это определение можно представить  графически на рис.1.1.1.

                               

    

      Рис.1.1.1. - Состав заемного капитала предприятия по Н.В.Колчину. 

      Эти определения объединяет то, что заемный  капитал, используемый предприятием, характеризует  в совокупности объем его финансовых обязательств. Поскольку обязательства – это будущие выплаты активов или услуг, одним из важнейших моментов является определение даты их погашения. Обязательства должны быть оплачены своевременно и полностью, в процессе хозяйственной деятельности.

      Дифференцирование финансовых обязательств в современной  хозяйственной практике представлено на рис 1.2 следующим образом: 

      Рис.1.1.2. - Структура финансовых обязательств предприятия. 

      По  данным рисунка 1.1.2 видно, что заемный капитал подразделяется на следующие 2 вида:

  1. Может использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала) – долгосрочный капитал
  2. Так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла – краткосрочный капитал (до одного года) [3.C.47-48]

      Долгосрочный  заемный капитал представлен в учете различного рода кредитами и займами, предоставленными предприятию банками и другими заимодавцами в отечественной и иностранной валюте на срок более одного года. При анализе долгосрочного заемного капитала, если он имеется на предприятии, интерес представляют сроки востребования долгосрочных кредитов, так как от этого зависит стабильность финансового состояния предприятия. Если частично они погашаются в отчетном году, то эта сумма показывается в составе краткосрочных обязательств. [4.С.52].

      Если предприятие не использует долгосрочный заемный капитал для финансирования оборотных средств, то суммы собственных и чистых оборотных активов совпадают. 

      Проценты  по кредитам могут относиться либо только к долгосрочному заемному капиталу, либо к объединенному долгосрочному и краткосрочному капиталу. 

      Если  увеличение оборотных активов происходит за счет собственных средств или долгосрочного заемного капитала, то увеличивается величина собственного капитала, а отсюда - финансовая устойчивость предприятия. [5.C.432]

      Во  всех ситуациях целесообразно поддерживать оптимальное для фирмы соотношение  между акционерным и долгосрочным заемным капиталом. Поэтому рекомендуется тщательно оценивать последствия для предприятия различных способов финансирования каждого проекта. Как собственные, так и заемные инвестиционные ресурсы должны обеспечивать предприятию экономическую отдачу (будущий денежный поток), превышающую стоимость их привлечения с фондового или кредитного рынков. [9.C.160]

      Принципиально обновление и прирост операционных внеоборотных активов могут финансироваться за счет собственного капитала, долгосрочного заемного капитала и за счет смешанного их финансирования. Порядок определения необходимого объёма финансирования, выбор наиболее целесообразных для предприятия их форм и оптимизация структуры источников финансирования операционных внеоборотных активов рассматривается в специальном разделе. [5.С.297].

Информация о работе Управление заемным капиталом предприятия