Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:02, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать управление заемным капиталом и определить основные пути совершенствования управления заемным капиталом в ОАО «Торг-Автотранс».
Для достижения цели работы ставятся несколько задач:
1. Рассмотреть сущность и виды заемного капитала;
2. Описать основы управления заемным капиталом предприятия
3. Проанализировать управления заемным капиталом в ОАО «Торг-Автотранс»
Введение………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы управления заемным капиталом……… 6
1.1 Сущность и виды заемного капитала предприятия…………… 6
1.2 Основы управления заемным капиталом……………………… 10
2. Анализ управления заемным капиталом на предприятии (ОАО «Торг-Автотранс»)………………………………………………………
16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия (ОАО «Торг-Автотранс»)……………………………………………
16
2.2 Анализ источников финансирования на предприятии………...
2.3 Оценка управления заемным капиталом предприятия……….. 18
30
3. Направления совершенствования управления заемным капиталом ОАО «Торг-Автотранс»…………………………………..
33
Заключение………………………………………………………………. 35
Список использованных источников………………………………… 37
Приложения……………………………………………………………… 40
В
процессе развития предприятия по мере
погашения его финансовых обязательств
возникает потребность в
1) займов;
2) кредитов;
3) лизинговых операций;
4) средств от размещения акций;
5) субсидии, дотации, инвестиции из бюджетных и внебюджетных фондов и т. д.[28.C.512]
Следовательно, необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах. В состав заемного капитала входит финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемного капитала и в узком смысле – собственно финансового кредита. [31.C.450] Разница между заемным капиталом в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемного капитала – это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений – величина и эффективность использования заемного капитала. [3.С.50].
Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).
Основы
управления заемным капиталом представляет
собой часть общей финансовой стратегии,
заключающейся в обеспечении наиболее
эффективных форм и условий привлечения
заемного капитала из различных источников
в соответствии с потребностями развития
предприятия.
Процесс
управления заемным капиталом предприятием
строится по следующим основным этапам:
Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм управления заемного капитала предприятием, а также оценка эффективности их использования.
- изучается динамика общего объема управления заемного капитала в рассматриваемом периоде;
- определяются основные формы управления заемного капитала, анализируются в динамике удельный вес сформированного финансового кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемного капитала, используемых предприятием.
- анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемного капитала.
- изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческих) кредитов.
- изучается эффективность использования заемного капитала в целом и отдельных их форм на предприятии.
Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемного капитала на предприятии в сложившихся объемах и формах[6.С.388].
Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями управления заемного капитала предприятия являются:
а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов.
б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов.
в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов.
г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников.
д) другие временные нужды.
3.
Определение предельного
Максимальный объем этого управления диктуется двумя основными условиями:
а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее.;
б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиции самого предприятия, но и с позиции возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.
С
учетом этих требований предприятие
устанавливает лимит
4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.
Такая оценка проводиться в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале. [35.C.496]
5. Определение соотношения объема заемного капитала, привлекаемого на кратко- и долгосрочной основе.
Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочного заемного капитала обосновывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемный капитал привлекается, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов. На краткосрочный период заемный капитал привлекается для всех остальных целей их использования. [30.C.327]
Расчет необходимого размера заемного капитала в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемого заемного капитала для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов[7.С.324]. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемного капитала.
Полный срок использования заемного капитала представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода: а) полезного использования; б) льготный; в) срок погашения.[19.C.36]
а) срок полезного использования – это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленный заемный капитал в своей хозяйственной деятельности;
б) льготный период – это период времени с момента окончания полезного использования заемного капитала до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
в) срок погашения – это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемого заемного капитала. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемного капитала, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику[8.С.294].
6. Определение форм управления заемным капиталом.
Выбор форм привлечения заемного капитала предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.
7. Определение состава основных кредиторов.
Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.
8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов.
К числу важнейших из этих условий относятся:
а) срок предоставления кредита – является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения.
б) ставка процента за кредит – характеризуется тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.
По применяемым формам различают процентную ставку и учетную ставку. Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.
По применяемым видам различают фиксированную ставку процента и плавающую ставку процента. Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия предпочтительней является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом. [9.С.120].
Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении.
в) условия выплаты суммы процента – характеризуется порядком выплаты его суммы.
г)
условия выплаты суммы
д)
прочие условия, связанные с получением
кредита – могут
9. Обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов.
Критерием
такой эффективности выступают
показатели оборачиваемости и
10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.
С целью обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.
На предприятия, привлекающих большой объем заемного капитала в форме финансового и товарного кредита, общая политика управления заемного капитала может быть детализирована затем в разрезе указанных форм кредита[10.С.624].
Таким образом, мы выяснили, что основы управления заемным капиталом – это достаточно трудоемкий процесс, проходящий несколько этапов. При этом наиболее важным является первый этап, в котором анализируется привлечение и использование заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.
Открытое акционерное общество «Торг-Автотранс» создано путем учреждения в 1997 году. ОАО «Торг-Автотранс» является юридическим лицом и действует на основании Устава предприятия. Адрес ОАО «Торг-Автотранс» 693005, г. Южно-Сахалинск, ул. Херсонская, 26. Среднесписочная численность персонала составила на 31.12.2009 – 25 человека. Вся деятельность осуществляется на территории Сахалинской области и Японии.
Информация о работе Управление заемным капиталом предприятия