Управление заемным капиталом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать управление заемным капиталом и определить основные пути совершенствования управления заемным капиталом в ОАО «Торг-Автотранс».
Для достижения цели работы ставятся несколько задач:
1. Рассмотреть сущность и виды заемного капитала;
2. Описать основы управления заемным капиталом предприятия
3. Проанализировать управления заемным капиталом в ОАО «Торг-Автотранс»

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы управления заемным капиталом……… 6
1.1 Сущность и виды заемного капитала предприятия…………… 6
1.2 Основы управления заемным капиталом……………………… 10
2. Анализ управления заемным капиталом на предприятии (ОАО «Торг-Автотранс»)………………………………………………………
16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия (ОАО «Торг-Автотранс»)……………………………………………
16
2.2 Анализ источников финансирования на предприятии………...
2.3 Оценка управления заемным капиталом предприятия……….. 18
30
3. Направления совершенствования управления заемным капиталом ОАО «Торг-Автотранс»…………………………………..
33
Заключение………………………………………………………………. 35
Список использованных источников………………………………… 37
Приложения……………………………………………………………… 40

Файлы: 1 файл

Управление заемным капиталом предприятия.doc

— 390.00 Кб (Скачать)

      В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств [15, C.496]. Как правило, заемный капитал может формироваться за счет:

      1) займов;

      2) кредитов;

      3) лизинговых операций;

      4) средств от размещения акций;

      5) субсидии, дотации, инвестиции из бюджетных и внебюджетных фондов и т. д.[28.C.512]

      Следовательно, необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах. В состав заемного капитала входит финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемного капитала и в узком смысле – собственно финансового кредита. [31.C.450] Разница между заемным капиталом в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемного капитала – это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений – величина и эффективность использования заемного капитала. [3.С.50].

      Таким образом, предприятие, использующее заемный  капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).

      1.2 Основы управления заемным капиталом

 

      Основы  управления заемным капиталом представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия. 

      Процесс управления заемным капиталом предприятием строится по следующим основным этапам: 

     
  1. Анализ  управления и использования заемного капитала в предшествующем периоде.

     Целью такого анализа является выявление  объема, состава и форм управления заемного капитала предприятием, а также оценка эффективности их использования.

     - изучается динамика общего объема управления заемного капитала в рассматриваемом периоде;

     - определяются основные формы управления заемного капитала, анализируются в динамике удельный вес сформированного финансового кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемного капитала, используемых предприятием.

     - анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемного капитала.

     - изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческих) кредитов.

     - изучается эффективность использования заемного капитала в целом и отдельных их форм на предприятии.

     Результаты  проведенного анализа служат основой  оценки целесообразности использования  заемного капитала на предприятии в сложившихся объемах и формах[6.С.388].

  1. Определение целей управления заемного капитала в предстоящем периоде.

     Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями управления заемного капитала предприятия являются:

     а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов.

     б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов.

     в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов.

     г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников.

     д) другие временные нужды.

     3. Определение предельного объема  привлечения заемных средств.

     Максимальный  объем этого управления диктуется двумя основными условиями:

     а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее.;

     б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиции самого предприятия, но и с позиции возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

     С учетом этих требований предприятие  устанавливает лимит использования  заемных средств в своей хозяйственной  деятельности.

     4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.

     Такая оценка проводиться в разрезе  различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале. [35.C.496]

     5. Определение соотношения объема заемного капитала, привлекаемого на кратко- и долгосрочной основе.

     Расчет  потребности в объемах кратко- и долгосрочного заемного капитала обосновывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемный капитал привлекается, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов. На краткосрочный период заемный капитал привлекается для всех остальных целей их использования. [30.C.327]

     Расчет  необходимого размера заемного капитала в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемого заемного капитала для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов[7.С.324]. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемного капитала.

     Полный  срок использования заемного капитала представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода: а) полезного использования; б) льготный; в) срок погашения.[19.C.36]

     а) срок полезного использования –  это период времени, в течение  которого предприятие непосредственно использует предоставленный заемный капитал в своей хозяйственной деятельности;

     б) льготный период – это период времени  с момента окончания полезного  использования заемного капитала до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;

     в) срок погашения – это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемого заемного капитала. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемного капитала, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику[8.С.294].

     6. Определение форм управления заемным капиталом.

     Выбор форм привлечения заемного капитала предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

     7. Определение состава основных кредиторов.

     Этот  состав определяется формами привлечения  заемных средств. Основными кредиторами  предприятия являются обычно его  постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

     8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов.

     К числу важнейших из этих условий  относятся:

     а) срок предоставления кредита – является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения.

     б) ставка процента за кредит – характеризуется  тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.

     По  применяемым формам различают процентную ставку и учетную ставку. Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы  по обслуживанию долга будут меньшими.

     По применяемым видам различают фиксированную ставку процента и плавающую ставку процента. Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия предпочтительней является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом. [9.С.120].

     Размер  ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается  при оценке в размере ценовой  скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении.

     в) условия выплаты суммы процента – характеризуется порядком выплаты  его суммы.

     г) условия выплаты суммы основного  долга – характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата.

     д) прочие условия, связанные с получением кредита – могут предусматривать  необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного  вознаграждения банку, разный уровень  размера кредита по отношению  к сумме заклада или залога и т.п.

     9. Обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов.

     Критерием такой эффективности выступают  показатели оборачиваемости и рентабельности капитала.

     10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.

     С целью обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

     На  предприятия, привлекающих большой  объем заемного капитала в форме финансового и товарного кредита, общая политика управления заемного капитала может быть детализирована затем в разрезе указанных форм кредита[10.С.624].

     Таким образом, мы выяснили, что основы управления заемным капиталом – это достаточно трудоемкий процесс, проходящий несколько этапов. При этом наиболее важным является первый этап, в котором анализируется привлечение и использование заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

 

    2.      Анализ управления заемным капиталом на ОАО «Торг-Автотранс»

    2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Торг-Автотранс»

 

     Открытое акционерное общество «Торг-Автотранс» создано путем учреждения в 1997 году. ОАО «Торг-Автотранс» является юридическим лицом и действует на основании Устава предприятия. Адрес ОАО «Торг-Автотранс» 693005, г. Южно-Сахалинск, ул. Херсонская, 26. Среднесписочная численность персонала составила на 31.12.2009 – 25 человека. Вся деятельность осуществляется на территории Сахалинской области и Японии.

Информация о работе Управление заемным капиталом предприятия