Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является более глубокое изучение и закрепление теоретического материала курса менеджмента по теме «Социально-психологические основы управленческой деятельности».
Важно понять, что про
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Социально-психологические основы управленческой
деятельности……………………………………………………………...........4
1.1 Социально-психологические законы управленческой
деятельности……………………………………………………………...........4
1.2 Социально-психологические концепции менеджмента…………...........5
1.3 Понятие и виды групп в организации……………………………………7
1.4 Формальные и неформальные группы……………………………...........8
1.5 Социально-психологический климат в организации…………………..11
1.6 Социально-психологические параметры эффективности
групповой работы ……………………………………………………………13
ГЛАВА 2. Анализ морально-психологического климата
в коллективе…………………………………………………………………..19
2.1 Краткая характеристика объекта исследования………………………..19
2.2 Анализ кадрового потенциала предприятия ООО «Наш город»...........20
2.3 Анализ психологического климата в коллективе, сплоченности и эффективности групповой работы…………………………………………..25
ГЛАВА 3. Рекомендации по формированию благоприятного
социально-психологического климата в коллективе…………………........32
Заключение……………………………………………………………………43
Список литературы…………………………………………………………...44
Приложения
3. комитет – группа людей внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания. В состав комитетов входят как руководители разных уровней управления, так и рядовые сотрудники. Иногда комитеты называют комиссиями или советами.
Формальные группы всех видов могут создаваться в любых организациях: правительственных, религиозных, коммерческих учреждениях. Они реализуют вспомогательные, совещательные, координационные, информационные функции и могут наделяться правом принятия окончательного решения.
Для большинства традиционных организаций создаваемые формальные группы являются официальным средством горизонтального общения и способствуют формированию горизонтальных коммуникаций. Руководство организации делегирует формальной группе полномочия таким же образом, как и отдельному лицу. При этом, как и должностные лица, эти группы должны отчитываться в выполнении порученных им заданий перед тем, кто делегировал им полномочия. Формальные группы могут обладать линейными или штабными полномочиями.
Неформальные группы играют существенную роль в динамике поведения сотрудников. Основное отличие функционирования неформальных групп в организации в том, что у них отсутствуют официально предписанные цели и отношения. Однако формальные и неформальные группы неразделимы и существуют параллельно. В каждой неформальной группе формируются определенные нормы поведения, происходит распределение ролей и складывается структура межличностных отношений. Исследователи выделяют различные классификации ролей в организации. Целесообразно характеризовать три типа неформальных ролей сотрудников: творческие, коммуникационные и поведенческие.
Процесс развития неформальных групп и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию в группах как позитивных, так и негативных характеристик, оказывающих влияние на эффективность деятельности организации в целом.
К числу негативных характеристик неформальных групп относят:
противоречивые цели;
ограничение интенсивности и результата;
конформизм;
сопротивление изменениям;
негативные социальные нормы;
жесткий социальный контроль;
оппозицию неформального лидера формальному руководителю.
Преимуществами функционирования неформальных групп являются:
повышение эффективности деятельности системы в целом;
облегчение нагрузки на менеджмент;
обеспечение безопасного выхода эмоций работников;
улучшение коммуникаций;
позитивные социальные нормы и разумный социальный контроль.
Поскольку существование неформальных групп в организации неизбежно, а влияние их велико, менеджменту не стоит бороться с ними, а лучше использовать их преимущества для достижения целей организации.
Современные ученые считают, что пользу неформальная группа обеспечит формальной организации при осуществлении следующих действий:
признать существование неформальной группы и осознать, что ее уничтожение снизить эффективность формальной организации;
выслушивать мнение членов и лидеров неформальных групп, поощрять тех, кто способствует достижению целей организации;
прогнозировать возможное отрицательное воздействие изменений в организации на неформальную группу;
привлекать членов и лидеров неформальной группы к процессу принятия решения с целью ослабления сопротивления переменам;
формировать эффективную систему коммуникаций, препятствуя распространению слухов.
1.5 Социально-психологический климат в организации
Социально-психологический климат представляет собой специфическое явление, которое складывается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие и осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности.
Таким образом, социально-психологический климат — это “преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентации”. [3, 238]
Как известно, социально-психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным.
Признаки благоприятного социально-психологического климата:
доверие и высокая требовательность друг к другу;
доброжелательная и деловая критика;
достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
удовлетворенность принадлежностью к фирме:
терпимость к чужому мнению;
высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;
принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
На формирование благоприятного социально-психологического климата оказывают влияние следующие факторы:
1. Совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу.
2. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия (а точнее, стиль управления предприятием; делегирование полномочий входит именно в этот фактор).
3. Успешный или неуспешный ход производственного процесса.
4. Применяемая шкала поощрений и наказаний.
5. Условия труда.
6. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени. [4, 165]
В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным — стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.
Меры формирования благоприятного социально-психологического климата:
комплектование коллектива с учетом психологической со вместимости работников. В зависимости от целей работы в коллективе надо сочетать разные типы поведения людей. Очень во многих ситуациях группа с представителями одного типа поведения окажется мало работоспособной, например, если соберутся только лица, ждущие указаний и не умеющие проявить инициативу или только любители командовать
необходимо оптимально ограничить количество лиц, подчиненных одному руководителю (5-7 человек);
отсутствие лишних работников и вакансий.
служебный этикет, который начинается с внешнего вида.
применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (увлечение сотрудников личным примером, тренинг, деловая игра, метод убеждения и т. п.). [3,256]
В любой организации важен тот психологический климат, который формируется в первую очередь руководителем. От особенностей его взаимодействия с подчиненными зависят результаты работы предприятия, а устойчивые хорошие результаты и создают психологический климат.
1.6 Социально-психологические параметры эффективности групповой работы
Кроме задачи управления неформальными организациями с целью использования их потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия, руководство, очевидно, должно также повышать эффективность командных групп и комитетов. Поскольку эти группы представляют собой намеренно созданный компонент формальной организации, большая часть того, что мы излагаем по вопросам управления организацией, относится также и к ним. Как и всей организации в целом, чтобы добиться эффективности функционирования, группам требуется планирование, организация, мотивация и контроль деятельности.
Ввиду этого в данном разделе мы сосредоточим свое внимание только на одном аспекте функционирования малой группы, по мнению многих руководителей, самом трудном, а именно — на повышении эффективности проведения собраний, где решаются проблемы и принимаются решения. В зависимости от характеристики группы и способа руководства ею собрание может являться бесплодным упражнением или чрезвычайно эффективным инструментом, где соединяются талант, опыт и способность генерировать новые идеи. Перед тем, как мы представим некоторые конкретные рекомендации относительно того, как сделать собрание эффективным, позвольте сначала рассмотреть общие факторы, влияющие на эффективность работы группы.
Факторы, влияющие на эффективность работы группы
Группа сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов: размера, состава, групповых норм, сплоченности, конфликтности, статуса и функциональной роли ее членов.
РАЗМЕР. Теоретики управления посвятили много времени определению идеального размера группы. Авторы школы административного управления считали, что формальная группа должна быть сравнительно небольшой. Исследования показывают, что фактически на собрания в группу приходят от 5 до 8 человек.
В общем, по мере увеличения размера группы, общение между ее членами усложняется, и становится более трудным достижение согласия по вопросам, связанным с деятельностью группы и выполнением ее задач. Увеличение размера группы также усиливает тенденцию к неформальному разделению групп на подгруппы, что может привести к появлению не согласующихся целей и к образованию клик.
СОСТАВ. Под составом здесь понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Важной причиной вынесения вопроса на решение группы является использование различных позиций для нахождения оптимального решения. Поэтому неудивительно, что на базе исследований рекомендуется, чтобы группа состояла из непохожих личностей, так как это сулит большую эффективность, чем если бы члены группы имели схожие точки зрения. Некоторые люди обращают больше внимания на важные детали проектов и проблем, а другие хотят взглянуть на картину в целом, некоторые хотят подойти к проблеме с системных позиций и рассмотреть взаимосвязь различных аспектов. [7, 453]
ГРУППОВЫЕ НОРМЫ. Как было выявлено первыми исследователями групп в трудовых коллективах нормы, принятые группой, оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие им. Нормы призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них. Нормы оказывают такое сильное влияние потому, что только при условии сообразования своих действий с этими нормами отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Это относится как к неформальным, так и к формальным организациям.
С позиций организации можно сказать, что нормы могут иметь положительный и отрицательный характер. Положительными нормами считаются те, что поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей. Отрицательные нормы имеют противоположный эффект; они поощряют поведение, которое не способствует достижению целей организаций. Нормы, которые поощряют усердие работников, их преданность организации, заботу о качестве продукции или заботу об удовлетворении покупателя — положительные нормы. Примером отрицательных норм служат такие нормы, которые поощряют неконструктивную критику компании, кражи, прогулы и низкий уровень производительности труда.
СПЛОЧЕННОСТЬ. Сплоченность группы — это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокосплоченная группа — это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. Поскольку сплоченная группа хорошо работает в коллективе, высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации, если цели и той и другой согласуются между собой. У высокосплоченных групп обычно бывает меньше проблем в общении, а те, что бывают, — менее серьезные, чем у других. У них меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность их труда выше, чем в не сплоченных группах. Руководство может найти возможность увеличить положительный эффект сплоченности тем, что будет периодически проводить собрания и делать упор на глобальные цели группы, а также даст возможность каждому ее члену увидеть его или ее вклад в достижение этих целей. Руководство может также укрепить сплоченность, разрешая периодические встречи подчиненных для обсуждения потенциальных или актуальных проблем, эффекта предстоящих перемен для производственной деятельности, а также новых проектов и приоритетов в будущем.
Отрицательным потенциальным последствием высокой степени сплоченности является групповое единомыслие.
ГРУППОВОЕ ЕДИНОМЫСЛИЕ — это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию группы. Члены группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности, и поэтому несогласия следует избегать. Чтобы сохранить у членов группы то, что понимается как согласие и гармония, член группы решает, что лучше не высказывать своего мнения. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача для отдельной личности — держаться общей линии в обсуждении, даже если он или она имеет иную информацию или убеждение. Эта тенденция самоукрепляется. Когда налицо групповое единомыслие, возрастает вероятность посредственного решения, которое никого не заденет.
Информация о работе Совершенствование системы управления ООО «Наш город»