Риски проектного финансирования и их распределение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Каждый участник проектного финансирования имеет собственную точку зрения на риск, часто в зависимости от роли, которую он играет в общей структуре финансирования. Очевидно, что эта точка зрения будет влиять на готовность участника принять на себя ту или иную меру риска. Восприятие риска носит субъективный характер и зависит не только от экономических факторов, но и от характеристик, определяющих финансовое положение участника. Тот или иной риск, событие или условие, которые кажутся неприемлемыми для одной из сторон, другая сторона может посчитать рядовыми и вполне контролируемыми.

Оглавление

Введение……………………………………………………….3стр.
Глава 1
Проектное финансирование…………………………………..4-13стр.
Содержание и роль проектного финансирования……….4стр.
Организация проектного финансирования………………9стр.

Глава 2
Предварительная оценка, управление и смягчение риска……14-20стр.
2.1 Анализ реализуемости проекта…………………………….14стр.
2.2 Управление проектными рисками и их смягчение……….16стр.
Глава 3
Виды и распределение проектных рисков…………………….21-34стр.
3.1 Риски этапа строительства и проектирование…………….21стр.
3.2 Риски начального этапа реализации проекта……………23стр.
Заключение……………………………………………………..35стр.
Список используемой литературы…………………………… 37 стр.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     Политическая  стабильность является важной составляющей финансового успеха проектного финансирования межгосударственного уровня.

     При проектном финансировании политические риски обостряются, поскольку:

  • проект существенно зависит от государственных концессий, лицензий и разрешений;
  • экспорт продукции, предусмотренной проектом, может быть обложен новыми пошлинами, подвергнуться квотированию или запрету;
  • принимающее государство может ввести контроль путем ограничений на объем производства или скорость накопления резервов проекта либо по соображениям, связанным с управлением национальной экономикой, либо в связи с соображениями международного характера (например, с целью соблюдения квот, установленных OPEC);
  • продукция проекта может быть обложена дополнительными налогами (например, Великобритания ввела дополнительные налоги на добычу нефти в Северном море).
 
 
 

     Юридические риски.

     Под юридическим риском понимается ситуация, когда применение законодательных норм в принимающем государстве может быть несовместимо с правовой практикой страны-кредитора. Таким образом, принятые судебные решения могут принести кредитору результаты, отличные от тех, которые ожидали. Кредиторам проекта важно определить правовые риски на ранних стадиях проекта. Некоторые банки могут потребовать от принимающей страны внести в законодательные акты поправки, благоприятные для реализации проекта, что придает новый смысл выражению «вмешательство во внутренние дела». Применение этих законов потребует, без сомнения, выплаты многочисленных комиссионных местным чиновникам для ускорения процесса. Анализ юридических рисков включает следующие основные моменты.

  • Определение применимых законов и юрисдикции. Проектное финансирование требует определения стабильной юридической основы, необходимой для текущей деятельности бизнеса. В связи с этим важно выявить сильные и слабые стороны рассматриваемой правовой системы и предусмотреть меры против возможных правовых проблем.
  • Обеспечение. При проектном финансировании, особенно с ограниченным правом регресса, чрезвычайно большое значение имеет способность защищать себя при помощи эффективного обеспечения. Правоприменительная практика в отношении формирования обеспечения, особенно если речь идет о движимом имуществе, денежных потоках и контрактных правах (таких как уступка прав), может оказаться не вполне приемлемой для кредитора и такие проблемы должны быть оценены заранее.
  • Разрешения и лицензирование. Существует риск того, что разрешения и лицензии понадобится получить или продлить до запуска производственных мощностей. По сути это означает, что кредиторы берут на себя риск того, что требуемые разрешения и лицензии будут получены за разумный период времени и спонсор проекта не будет иметь обязательств по покрытию издержек, связанных с временными отсрочками получения таких разрешений.
  • Ограниченные права на аппеляцию. Местные юристы и суды могут не обладать достаточным опытом для разбирательства по поводу споров, связанных с проектом. Таким образом, итоговое решение может оказаться запоздалым и непредсказуемым.
  • Принудительное исполнение контрактов. Даже если проект подкреплен контрактами на закупку продукции с оговорками об адекватных повышениях цен, их принудительное исполнение может оставаться вопросом открытым, равно как и способность или мотивация партнеров по контракту достойно выполнять свои обязательства.
  • Риск структурирования. Это риск того, что взаимодействие между элементами проекта происходит не вполне так, как задумывалось изначально. Сложные проекты предполагают наличие запутанной и взаимосвязанной документации, в которую могут вкрасться ошибки. Кроме того, на протяжении срока контракта может поменяться государственная принадлежность сторон.

                       Риски, связанные с регулированием, лицензированием и получением разрешений. Важно разрешить все вопросы с регулированием, лицензированием и получением разрешений уже на начальном этапе проекта, поскольку иначе в случае неуспеха проекта и вступления кредитора во владение залогом могут возникнуть проблемы. Отсутствие необходимых правительственных разрешений может привести к штрафам. Если вопросы с регулированием и лицензированием не решены, кредиторы могут столкнуться с необходимостью нести юридическую ответственность за загрязнения, причиненные проектом. Положение еще более неоднозначно в других странах, однако банкиры обеспокоены тем, что растущая значимость природоохранных вопросов может увеличить риск того, что ответственность за загрязнения, причиненные заемщиками, придется нести банкирам.  

     Риск  рефинансирования.

  Погашение строительного кредита за счет средств долгосрочного финансирования предполагает, что первый кредит ставится в зависимость от второго посредством механизма «замещения» («takeout»). В связи с этим возникает так называемый риск рефинансирования, поскольку изначально предполагается погашение строительного кредита за счет расширения и привлечения долгосрочного финансирования. Проблему можно решить, структурировав долгосрочный кредит одновременно с заключением соглашения о строительном кредите. Однако это не всегда возможно, поскольку до начала строительства может понадобиться длительный подготовительный период. Кредиторы строительства могут попытаться защитить себя сами, поощряя спонсоров структурировать долгосрочный кредит (например, постепенно повышая процентные ставки, запрашивая дополнительные спонсорские гарантии или же попросту требуя от спонсора замещения кредита, поскольку проектное финансирование, как правило, предполагает, что для организации строительного и долгосрочного финансирования привлекается одна и та же группа кредиторов). Таким образом, риск погашения следует оценивать индивидуально в каждом случае.

Заключение

 

     Каждый  участник проектного финансирования имеет  собственную точку зрения на риск, часто в зависимости от роли, которую он играет в общей структуре финансирования. Очевидно, что эта точка зрения будет влиять на готовность участника принять на себя ту или иную меру риска. Восприятие риска носит субъективный характер и зависит не только от экономических факторов, но и от характеристик, определяющих финансовое положение участника. Тот или иной риск, событие или условие, которые кажутся неприемлемыми для одной из сторон, другая сторона может посчитать рядовыми и вполне контролируемыми. Выявление рисков и знание участников, таким образом, играют существенную роль в успешной организации проектного финансирования.

     Суть  любой схемы проектного финансирования состоит в выявлении всех ключевых рисков, связанных с проектом и распределении этих рисков между сторонами, участвующими в проекте. Без тщательного анализа этих рисков с самого начала у сторон не будет ясного понимания того, какие обязательства они могут принять на себя в связи с проектом и, соответственно, они будут не в состоянии своевременно рассмотреть соответствующие меры по смягчению риска в нужное время.

     Если  проблемы возникают по ходу реализации проекта, это может привести к  серьезным задержкам, крупным расходам и спорам по поводу распределения  ответственности. В целом, как правило, конкретный риск должна принимать на себя та сторона, которая в наибольшей степени способна им управлять и его контролировать.

     Анализ  реализуемости проекта — это  полезный инструмент для описания проекта, целей его спонсоров, его чувствительности к различным рискам, связанным со строительством, вводом в эксплуатацию и операционными рисками. Кроме того, он включает анализ альтернативных вариантов финансирования и возможностей по усилению качества кредита. Он включает оценку потребностей в капитале, возможностей обслуживания долга, прогнозирование доходов от уровня планируемых продаж, анализ производственных издержек, прогноз рынка. Как правило, при рассмотрении альтернативных сценариев учитываются колебания таких переменных как цены на горючее, процентные банковские ставки, обменные курсы и пр.

     По  завершении проекта кредиторы часто  попадают в зависимость от устойчивых денежных потоков, позволяющих им обслуживать  кредиты. Кредитные риски в проектном  финансировании аналогичны рискам, возникающим в связи с предоставлением коммерческих кредитов предприятиям, ведущим аналогичный бизнес. Будущие денежные потоки проектной компании зависят от стандартных производственных издержек, расходов на сырье, рисков, связанных с урегулированием юридических и маркетинговых вопросов. Кредиторы могут защитить себя, потребовав от проектной компании соблюдать финансовые коэффициенты и ограничивающие условия кредитного соглашения относительно оборотного капитала, дивидендов и обеспечения денежных остатков на согласованном уровне. Страхование является тем аспектом проектного финансирования, который касается как спонсоров проекта, так и кредиторов. Кредиторы считают страхование неотъемлемой и важной составляющей пакета обеспечения проекта, особенно в случае крупных катастроф и стихийных бедствий. Таким образом, важно удостовериться, что в структуре проектной сделки предусмотрена надлежащая схема страхования.

     Банк  потребует наличия страхового полиса, который гарантирует, что проект будет восстановлен до состояния функциональности, если авария или форс-мажорные обстоятельства приведут к нарушению контрактных обязательств. Кредиторы могут потребовать также страхования бизнес-рисков прерывания деятельности предприятия. Средства от страхового возмещения перечисляются в пользу кредиторов, которые могут впоследствии решить, как использовать эту сумму: для восстановления поврежденных активов или же для погашения долга.

 

     Список  литературы

  1. Балабанов А. И., Балабанов И. Т. Финансы. – СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
  2. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2008. – 1248 с.
  3. Бочаров В. В. Инвестиционный менеджмент. — СПб: Питер, 2006. — 160
  4. Вахрин П. И. Организация и финансирование инвестиций. – М.: Маркетинг, 2008. – 347 с.
  5. Вахрин П. И. Инвестиции. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 384 с.
  6. Галицкая С. В. денежное обращение, кредит, финансы. – М.: Международные отношения, 2008. – 345 с.
  7. Заявление Правительства РФ, ЦБ РФ «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации» от 5.04.2008
  8. Зимин И. А. Реальные инвестиции. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «Экмос», 2005. – 467 с.
  9. Игошин Н. В. Инвестиции: организация управления и финансирование. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. – 413 с.
  10. Катасонов В.Ю. Проектное финансирование: мировой опыт и перспективы для России. – М.: Анкил, 2008. – 312 с.

Информация о работе Риски проектного финансирования и их распределение